Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

МонокльРепортаж

«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

О том, почему электромобили в России не приживутся, в Москве вновь будет запущен троллейбус, а в Краснодаре построят метро, рассказывает директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин

Евгений Огородников

Трамвай «Витязь» в сборочном цехе. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Триллионы рублей, инвестированные в развитие Московского транспортного узла за последние два десятилетия, создали новый стандарт общественного транспорта в России. Для миллионов людей путь до работы и обратно домой, особенно в города-спутники, постепенно превратился из мучительного путешествия с неочевидным исходом во все более комфортное и быстрое перемещение по мегаполису. В результате многие нашли вполне приемлемой для себя альтернативой личному автомобилю метро, железнодорожные перевозки (МЦК, МЦД) и наземный транспорт.

Высокие стандарты, заданные Москвой, постепенно заимствуются и развиваются в регионах, стали появляться кейсы, которые опередили даже московский опыт (например, велоинфраструктурный проект в Альметьевске (Татарстан) и коридор для скоростных автобусов в Белгороде на улице Щорса). Уровень промышленной локализации общественного транспорта поддержал инновации в отечественном машиностроении для общественного транспорта: российские предприятия разработали, довели до приемлемого качества и постоянно совершенствуют модификации автобусов, трамвайные и метровагоны, подвижной состав для железных дорог и троллейбусы. Регионам доступны льготные кредиты на обновление парка. Модернизация общественного транспорта будет продолжаться еще не один год, накопленный ущерб последних 30 лет требует минимум 10-летних инвестиций. Зачем это нужно, что делать в крупных городах и каких ошибок не стоит совершать — об этом мы беседуем с директором Центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павлом Зюзиным.

— В России ежегодно инвестируются сотни миллиардов рублей в развитие общественного транспорта, с особым размахом — в Москве. Зачем это делается?

— В «нулевые» годы на Руси существовало поверье, что общественный транспорт — это пережиток социализма и признак низкого достатка, не позволяющего приобрести личный автомобиль. Считалось, что, как только возможность приобрести автомобиль появится в каждой семье, россияне избавятся от транспортных проблем и наступит счастье. Но бурные темпы автомобилизации привели к перегрузке дорожной сети и хроническому недостатку мест для парковки.

Например, в Дальневосточном федеральном округе уровень автомобилизации в два с половиной раза и более превышает московский. Жители Владивостока сталкиваются с ужасными пробками, парковка становится почти невозможной, а двадцатиминутные поиски места — нормой. Но какой выход из этой ситуации?

— Владивосток, как известно, называют советским Сан-Франциско. В США транспортная система в основном основана на личном автотранспорте.

— Между американскими и российскими городами есть принципиальная разница. Американские города спроектированы для использования легковых автомобилей — это одноэтажные субурбии на стокилометровых расстояниях, ориентированные на автомобильное передвижение. В таких локациях неспособность управлять автомобилем фактически приравнивается к инвалидности: выбраться из субурбий пешком или на велосипеде невозможно.

Но такой подход приводит к порочным практикам, когда люди спят в машинах, чтобы избежать пробок. Они приезжают к офису в четыре утра и ожидают начала рабочего дня, дремля в салоне. Это порождает ситуацию, когда в центрах городов сносят здания, чтобы построить парковки. Как выглядит центр крупного американского города? Посмотрите на спутниковой карте центры Цинциннати или Сент-Луиса: это небоскребы на парковках. В то время как в Москве, выйдя из офиса на Чистых прудах или Тургеневской площади, вы попадаете в приятную городскую среду с парками.

— Российские города пониже, но и покомпактнее…

— У нас урбанизация и кратный рост населения городов происходили не путем строительства субурбий — такой период в СССР был совсем коротким, примерно десять-пятнадцать послевоенных лет. Весь остальной советский период массово доминировала парадигма типового домостроения. Это означает, что наши города имеют генетическую предрасположенность к общественному транспорту просто из-за сверхплотного размещения многоквартирного жилья массовыми типовыми сериями.

Например, район Бутово в Москве — это же сверхплотный город. Там живет двести тысяч человек. Это население Пскова. Если вместо Бутова эти двести тысяч человек были бы расселены за МКАДом по американскому принципу, субурбия протянулась бы до Серпухова или до границы Московской области. Но люди живут очень компактно. И за счет этого возникает существенная экономия на масштабах и на коммуникациях.

И это огромная личная экономия на пробегах. Люди не живут в транспорте. То есть с бульвара Дмитрия Донского до центра гарантированно на метро, а сейчас вдобавок и по МЦД, можно доехать за сорок минут. Но при этом в Бутово есть места, где можно провести досуг, вместо того чтобы проводить его за рулем около Подольска и Серпухова. В Бутове довольно комфортная благоустроенная инфраструктура — это важное свойство всех советских спальных районов. Она, конечно, в девяностые годы в жутком состоянии оказалась, но по мере благоустройства Москвы все эти районные парки снова стали улучшать. А уже ближе к 2020-м годам там стали появляться примеры лучших по мировым меркам образцов благоустройства и детских, и спортивных площадок.

Теперь представьте себе, что в Бутове отключили метро и общественный транспорт. Тогда все жители микрорайона купят автомобили. К чему это приведет? Во-первых, там негде будет парковаться, все эти парки придется переделать в парковки. И это не бурные фантазии. Я описываю, как примерно выглядят новостройки во Владивостоке и в Краснодаре, где несколько десятилетий жили иллюзиями о возможности транспортного самообслуживания, не развивали трамвайные сети или вовсе демонтировали трамвайные линии, как, например, на главной улице Владивостока Светланской. Во-вторых, это будут жуткие пробки на Варшавке — хронический паралич шоссе, которое невозможно будет использовать в пиковые периоды, поскольку на него будут выезжать сто тысяч автомобилей в узкий промежуток времени, двадцать-тридцать минут в утренние часы каждых рабочих суток единовременно.

Поэтому на примере Бутова мы понимаем, что будущее российских городов — это, безусловно, только общественный транспорт, который по уровню комфортности и эргономики салонов уже давно настолько продвинулся вперед, что представления о нем заядлых автомобилистов, сохранившиеся с девяностых годов, имеют примерно столько же общего с нынешней реальностью, что и воспоминаниями о «запорожце».

Директор Центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павел Зюзин. Фото: из личного архива

Неокупаемый проект

— Но это же очень дорого и неокупаемо?

— Общественный транспорт — это крайне дорогая штука. Качественный общественный транспорт — это супердорогая штука. И мало где он окупается. Тут фишка в другом. Люди, которые живут, например, в удаленных локациях своих городов типа Рыбацкого, «Уралмаша», новосибирского Академгородка, за счет надежного внеуличного общественного транспорта — метро, электричек — гарантированно прибывают к месту работы, значительно повышают доходность своего труда. Возникают огромные косвенные эффекты.

— Для экономики эффекты понятны и ощутимы. А где в этой системе житель города?

— Со времен СССР автомобиль считался предметом роскоши и культа. А в 2000-х доходы населения резко пошли вверх, и люди начали покупать машины массово, на них ездили без дела, за сигаретами, за угол в ларек за хлебом.

Но сейчас эта мода прошла. Автомобиль перестал восприниматься как роскошь. Это стало средством передвижения. Люди начали считать свои деньги. Раньше расчеты говорили, что, например, человек экономил на покупке жилья, купив не «двушку», а подальше от центра «трешку», потому что у него была машина. Больше такая логика не работает: ездить на машине приходится дольше из-за заторов, а ее обслуживание обходится дороже. И теперь так будет всегда, даже хуже. Экономия времени и средств — это общественный транспорт.

Мэрская программа

— Москва — лидер по развитию общественного транспорта в России. Какие основные изменения можно выделить?

— Я бы отметил продвижение дорогостоящих мероприятий. В Москве все последние годы преодолевалось отставание в покрытии территории города сетью метрополитена, накопленное за двадцать лет экономических реформ. Реализовано удлинение линий метро и строительство нового контура пересадок. Инвестировано много средств в обновление поездов метрополитена, модернизировано несколько электродепо, построены новые такие объекты на Сокольнической, Большой кольцевой, Замоскворецкой и некоторых других линиях. На «Метровагонмаше» освоена не одна новая линейка поездов. Эргономика вагонов и потребительские качества стали соответствовать лучшим мировым стандартам, российские вагоны метрополитена эксплуатируются в Софии, Баку, Будапеште, Ташкенте, Минске.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Психолог здорового человека Психолог здорового человека

Женская психология: как она влияет на бизнес, личную жизнь и космические миссии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Что ваш ребенок запомнит на всю жизнь: 5 советов от матери 17 детей Что ваш ребенок запомнит на всю жизнь: 5 советов от матери 17 детей

Детские чувства формируют основу того, кем мы становимся во взрослой жизни

Psychologies
Годовые кольца: 1610 Годовые кольца: 1610

Открытие Гудзонова залива и революция в астрономии: что случилось в 1610 году

Вокруг света
Один метр. Один килограмм. Одна гордость Один метр. Один килограмм. Одна гордость

Признание первенства Советов в космосе смешано с обидой, завистью и досадой

Монокль
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Фактор роста Фактор роста

Особенности факторных стратегий на российском финансовом рынке

Деньги
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Мечта Тони Старка Мечта Тони Старка

Wey 07 — кроссовер для гения, миллиардера, плейбоя и филантропа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Архитектура впечатлений. Отрывок из книги Архитектура впечатлений. Отрывок из книги

Отрывок из книги-путеводителя по миру музейного искусства

СНОБ
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Новость, ставшая бомбой Новость, ставшая бомбой

Потсдамская конференция вошла в историю и как стартовая площадка ядерной гонки

Дилетант
Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку

В Чили спустя 130 лет переоткрыли полосатого шипогруда

N+1
Дом творчества Дом творчества

Современная интерпретация классической писательской дачи

Идеи Вашего Дома
Дело о наведённой порче Дело о наведённой порче

Русская деревня в XIX столетии вызывала у интеллигенции противоречивые чувства

Дилетант
Дар, а не «мочалка» Дар, а не «мочалка»

«Сначала с чем-то в себе борешься, а потом вдруг начинаешь любить»

Новый очаг
Скорая домашняя помощь Скорая домашняя помощь

Как грамотно помочь себе или другому человеку в опасных ситуациях со здоровьем

Лиза
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Как вернуть любовь к близким людям: советы психолога на примерах из жизни Как вернуть любовь к близким людям: советы психолога на примерах из жизни

Как вернуть в отношения с близкими гармонию? Разбираемся вместе с психологом

Psychologies
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Мягкая сила Мягкая сила

Идеальный диван в гостиную: как выбрать, куда поставить

Лиза
Родина слонов Родина слонов

Маршрут по Ставрополю, гарантирующий самые яркие впечатления

Лиза
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Летающий крейсер — бородач Летающий крейсер — бородач

Бородач — птица в целом неопасная, но очень специфическая

Знание – сила
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
Деми Мур. По ту сторону памяти Деми Мур. По ту сторону памяти

Деми Мур всегда шла против правил и была прямолинейна

Караван историй
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим» Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»

Эльдар Калимулин рассуждает, как играть в жестких фильмах и не сойти с ума

Ведомости
Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза» Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза»

Разговор с Джиганом и Оксаной Самойловой, очень легкий, открытый, искренний

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении