Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

ВедомостиРепортаж

Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Николай Корнацкий, Мария Истомина
пт. 14.03.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Многосерийный триллер «Аутсорс» продюсерской компании «Среда» только в феврале стартовал в онлайн-кинотеатре Okko, а уже стал самой резонансной премьерой года. Иван Янковский («Слово пацана», «Фишер») играет сотрудника тюрьмы особого назначения Костю, которому в середине 1990-х приходит в голову необычная «бизнес-идея» – он предлагает родственникам жертв за деньги привести в исполнение смертный приговор. Ранее, в сентябре 2024 г., сериал выиграл главный приз фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи.

«Аутсорс» с самого начала интриговал сочетанием имен в титрах. Сценарист Анна Козлова, наверное, ассоциируется в первую очередь с историями из жизни среднего класса – «Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо», «Кеша должен умереть». Режиссер Душан Глигоров сделал себе имя на остросоциальных триллерах – «Хрустальный», «Химера», «Трасса». Их первый совместный проект оказался на порядок жестче всего, что они делали по отдельности. Кроме того, впервые в карьере Козлова выступила не только как автор сценария, но и как шоураннер.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассуждает, чем «Аутсорс» напоминает греческую трагедию, рассказывает, какой уровень «жести» в своих проектах считает допустимым, и вспоминает «свой 1996-й».

«В каком-то смысле палачи не отличались от осужденных»

– Генпродюсер «Среды» Иван Самохвалов предложил вам этот замысел, все правильно? Чем вас он заинтересовал?

– Заинтересовала, собственно, эта строчка – что смертную казнь можно продавать за деньги. Мне показалось, что даже если это выдуманная история – такое могло произойти в реальности. Потому что это что-то очень человеческое и многое объясняет про нас, про нашу природу. И в этом хотелось покопаться.

– Помните, что писали в заявке? В чем, собственно, хотели «покопаться»?

– Мне были интересны обе стороны – и палачи, и родственники жертв. Например, у меня нет вопросов к родственникам, которые в сериале решают воспользоваться предложением. Когда мы сталкиваемся с такими вещами, как убийство собственного ребенка, близкого родственника, вся наша наносная «социальность» – роли, которые мы играем в обществе, понимание, как правильно себя вести и как неправильно, – все это исчезает.

Еще момент, который мне показался интересным, – сама рутина. Кирзачи, ключи на связке, как приговоренных выводят в специальную комнату и т. д. С одной стороны, в нас всех живет убеждение: преступник должен быть наказан. Но совсем другое дело – видеть, как это происходит и как люди, которые поставлены государством выполнять эту работу, хотят они того или нет, сами постепенно превращаются в маньяков. Ведь никто не может остаться прежним, убив столько людей.

– Истории бы, наверное, не было, если бы не персонаж Кости – которого играет Иван Янковский. Он настолько цельный, со строгими принципами, что кажется сильно больше и выше той среды, в которой оказался. Вы придумали ему биографию – что он делал до титров первой серии?

– Какие-то детали мы сформулировали – они были нужны Душану, ему это требовалось для лучшего понимания персонажа. Мы решили, что Костя был в Чечне, поэтому он знает, как убивать. И очевидно, он в какой-то форме испытывает ПТСР.

– В сериале говорится, что до того, как перевестись на Камчатку, он работал в Кимрах. А почему Кимры?

– Нравится название. И там есть тюрьма. Я знаю, потому что моя няня была оттуда и она рассказывала о городе – что он снаркоманился в 1990-е и там происходили жуткие вещи.

– Как вы для себя сформулировали, в чем конфликт Кости? Почему он как личность на голову выше всех прочих персонажей?

– Это человек, обладающий сильной волей, быстрым умом, умением понимать окружающих и видеть их суть. Важное отличие Кости от остальных героев не только в том, что у него есть принципы. У многих есть принципы, но не все способны взять в руки обрез. А Костя готов на все, что угодно. Родись он в другое время или другой стране, то мог бы сделать что-то очень хорошее для людей. Но Костя оказался в той ситуации, в какой оказался, и делает то, что делает.

Мне кажется, это история о том, что идея, условно назовем ее высшей, божественной, может проявиться в нас в той мере, в какой мы способны ее воспринять. Люди сталкиваются с идеей, которая больше, чем они сами, – и в меру своего скотства, в меру своих желаний ее воплощают, превращая свою жизнь в ад.

– Можно сказать, что Костя – это типаж 1990-х? Многих людей тех лет, например олигархов, описывали сходными фразами: «человек-компьютер» с пониженной эмпатией. Может быть, вы списывали его с какого-то конкретного человека, которого встретили в своей жизни?

– Любой человек, обладающий наблюдательностью и интересом к людям, встречает по жизни учителей – как светлых, так и темных. И ты просто запоминаешь какие-то яркие моменты, характеристики, а потом используешь их в творчестве. Костя – это собирательный образ, но я бы не сказала, что это типаж 1990-х.

Можно ли его назвать «человеком-компьютером»? Мне кажется, это просто человек, обладающий ярко выраженными лидерскими качествами. Лидер, который мобилизует окружающих на выполнение задачи, естественно, не может находиться в повышенной эмоциональности. Наоборот, он должен ее понижать, потому что истеричное поведение воспринимается как слабость – и людьми, и животными. Иногда люди постигают это через книги и тренинги, а есть экземпляры, которые это чувствуют с рождения.

– Как вы проводили ресерч?

– Много читала, искала интервью. В 1990-е тема смертной казни активно освещалась. Вообще манера прессы была специфической. В одном репортаже журналист спрашивал у палача: «А расскажите, пожалуйста, какие самые интересные случаи происходили с вами на работе?» И тот спокойно, как анекдот, рассказывал: «Знаете, клянусь вам, был у меня один чувак, который помер, пока мы его вели».

– Из того, что узнали по теме, что вас зацепило больше всего?

– То, что из исполнителей мало кто заканчивал хорошо. У кого-то начинались психические расстройства, были вспышки насилия прямо на работе. Единственная поддержка от государства, что им полагалась, – 200 грамм после каждого расстрела. Ну еще премии какие-то годовые. Еще интересная деталь – люди подписывали бумагу о неразглашении и не имели права даже своим родным говорить, чем занимаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Актер и педагог Актер и педагог

Владимир Канухин о гигиене в профессии и ответственности перед аудиторией

OK!
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
В Германии о Германии без Германии В Германии о Германии без Германии

Главное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос

Дилетант
Вспоминая Майорку Вспоминая Майорку

В интерьере заказчикам хотелось повторить атмосферу острова, запавшего в душу

Идеи Вашего Дома
Анна Тыщецкая Анна Тыщецкая

Директор ВШЭ в Петербурге Анна Тыщецкая превращает город в центр знаний

Собака.ru
К чему снится свадьба — толкование сна по соннику К чему снится свадьба — толкование сна по соннику

Разбираем, что означает свадьба во сне, с помощью сонников и психолога

Psychologies
Масло Масло

Им не испортишь кашу. Повара его обожают, а врачи недолюбливают

Здоровье
Арт-терапия: как творчество меняет жизнь Арт-терапия: как творчество меняет жизнь

Как благодаря арт-терапии можно укрепить своё ментальное здоровье

Здоровье
Семейные ценности Семейные ценности

«Тюдоры»: хорошая интрига важнее историчности, а легенды сильнее реальности

Дилетант
Разведка по патенту Разведка по патенту

Как новая экосистема патентной аналитики поддержит процесс импортозамещения

Ведомости
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
Страдающее Средневековье: 5 книг, которые помогут в изучении истории Страдающее Средневековье: 5 книг, которые помогут в изучении истории

Книги для тех, кто хочет погрузиться в изучение мировой истории

СНОБ
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Токсичная любовь Токсичная любовь

Почему мы не замечаем тревожные сигналы в отношениях?

Лиза
Режим признан нелетным Режим признан нелетным

Почему закрываются ЭПР по тестированию дронов в регионах России

Ведомости
Мечта Тони Старка Мечта Тони Старка

Wey 07 — кроссовер для гения, миллиардера, плейбоя и филантропа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней 3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней

Ученые создали биомиметические модели полового члена свиньи с помощью 3D-печати

N+1
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Эльдарадо Калимулина Эльдарадо Калимулина

Эльдар Калимулин о сюжетах в жизни и кино и амплуа «вечного студента»

СНОБ
Шале на Волге Шале на Волге

Автор проекта обыграла стиль шале, предложив оригинальное авторское решение

Идеи Вашего Дома
Всем сестрам – по серьгам Всем сестрам – по серьгам

Какие проблемы чаще всего возникают в наследственных спорах и как их решить?

Лиза
Держать локализацию по ветру Держать локализацию по ветру

Отечественные компании расширяют производство зеленой энергии

Деньги
Девочки самооценка Девочки самооценка

Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя?

Новый очаг
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
5 способов удалить упрямую кутикулу дома: советы мастеров маникюра 5 способов удалить упрямую кутикулу дома: советы мастеров маникюра

Несколько способов удаления кутикулы с отличным результатом

VOICE
Открыть в приложении