Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге

VogueКультура

Апокалипсис сегодня

Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге, работает с Fendi и дебютирует в опере — визуально совершенные пророчества актуальны как никогда.

Текст: Александра Рудык

Сцена из оперы «Турандот».

Оракулы, предсказатели, провидцы — такие термины легко обнаружить в текстах прессы и отзывах посетителей на работы художественной группы AES+F. «Все совпадения с действительностью случайны», — говорит один из участников коллектива Евгений Святский. Секрет в том, что художники по-настоящему чувствуют дух времени, который, несмотря на очень разнообразную повестку — потребление, феминизм, война, — показывают через знакомое, современное: компьютерные игры, фитнес-клубы, аэропорты и прочее. Зритель считывает подвох, дистанцию между красивой картинкой и замыслом и испытывает что-то среднее между восхищением и ужасом. Работает безотказно вот уже двадцать с лишним лет. Нынешняя выставка в Санкт-Петербурге, ретроспектива под названием «Предсказания и откровения» (в Манеже до 22 сентября) — тому подтверждение.

Встреча с художниками назначена в мастерской. Ее антураж далек от стереотипов об артистической студии как о заляпанном краской пространстве, заваленном эскизами и работами, стаканами и тарелками. Двухэтажное помещение в Доме художников на улице Вавилова напоминает скорее офис гиков: компьютер, компьютер, компьютер, еще какая-то техника, неприметный диван и еще компьютер, компьютер, компьютер.

Кадр из рекламной кампании Gentle Fendi, 2019.

По правде говоря, я здесь не впервые, да и удивить эта аскеза может скорее гостей, не знакомых с творчеством коллектива. Проекты аесов отличаются от работ многих отечественных современников, нежно любимых за хрупкий концептуализм и тонкую мысль, — формалистическим перфекционизмом. Стремление к совершенству легло в основу «глянцевого» подхода к искусству, где процесс съемки и постпродакшен не менее важны, чем содержание. Цикл производства включает кастинги, пробы, студийные съемки, высокотехничный монтаж и невероятное качество на выходе. «Поэтому мы можем печатать такие большие изображения. У нас заложено гиперкачество в саму фотографию, которое позволяет их разгонять», — парирует мою фразу о художественной гигантомании один из участников группы Владимир Фридкес. «Мы снимаем визуальное действие, перед актерами стоят чисто пластические задачи. Нам нужна некоторая стерильность, все смыслы возникают потом», — отвечает Владимир на вопрос о первичном заряде на глянцевость в снимках. Фридкес присоединился к коллективу в 1995 году, сделав к тому времени сольную карьеру как репортажный фотограф и впоследствии став звездным контрибьютором Vogue, Harper’s Bazaar, Elle. Поэтому часто зрители приписывают Владимиру «фэшн-взгляд». «Да-да, это все возникает в голове смотрящего, он интерпретирует увиденное, — вступает Татьяна Арзамасова. — Для некоторых это гламур, другие видят больше. Но на самом деле и китч, и гламур, и искусство работают с одним предметом — красотой. Для нас это важно».

Cologne Cathedral, «Исламский проект», C‑print, 1996.

Началось же все так: выпускники МАРХИ Татьяна Арзамасова и Лев Евзович в конце 1980‑х познакомились с Евгением Святским. Во времена бурной перестройки театральный реформатор Анатолий Васильев заказал Татьяне и Льву проект для «Школы драматического искусства». По замыслу художников, это был семейный альбом, состоящий из фотографий театра. Святского им посоветовали общие друзья как человека, разговаривающего на «ты» с полиграфией. С тех пор АЕS (Арзамасова, Евзович, Святский) не расстаются. Примкнувший к ним позже Владимир Фридкес добавил в название +F.

Незадолго до прихода последнего аесы начали делать «Исламский проект» — плакаты, ковры, футболки, а также фиктивные туристические открытки, разосланные галеристам, художникам и просто друзьям по всему миру. На всей этой «сувенирной продукции» на виды Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Барселоны и прочих мировых столиц наложены исламские боевики, минареты и другие мусульманские атрибуты. «Тогда, в 1996 году, мы поместили события «Исламского проекта» в 2006‑й, такую дату мы ставили на работы, но потом от нее отказались», — вспоминает Святский. Тотальный ислам к 2006‑му не наступил, но неполиткорректная по нынешним меркам провокация обернулась страшным пророчеством. После событий 11 сентября проект стал лишь актуальнее, а коллектив известнее. «Художник настраивается на действительность, сохраняя возможность что-то предчувствовать интуитивно», — продолжает Евгений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пижама-пати Пижама-пати

Как и с кем герои «Татлера» проводят карантин

Tatler
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Бездрожжевая культура Бездрожжевая культура

Косметологи и гастроэнтерологи наперебой рекомендуют противогрибковую диету

Tatler
Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости

Какие свойства у открытого межзвездного объекта — кометы 3I/ATLAS

N+1
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Как заниматься блогингом без проблем с законом Как заниматься блогингом без проблем с законом

Каких правил нужно придерживаться, если вы зарабатываете на блоге

Inc.
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых

Как ученые подтвердили нейрогенез у взрослых

N+1
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Против порчи и сглаза: как российский онколог лечит больных в Ираке Против порчи и сглаза: как российский онколог лечит больных в Ираке

Как онколог Денис Ларинов присоединился к международной миссии в Наджафе

Forbes
«Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством «Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством

Как Эстер Петерсон стала главной союзницей работающих американок

Forbes
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто» Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историй
Фокус внимания Фокус внимания

Разговор с актрисой Лизой Шакирой о вере, надежде и любви

OK!
Интерес над деньгами Интерес над деньгами

Финансовая составляющая – главная мотивация при трудоустройстве у 40% студентов

Ведомости
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Как появилась Вселенная? Ответ может скрываться в водах Байкала Как появилась Вселенная? Ответ может скрываться в водах Байкала

Ключ к разгадке сотворения Вселенной может находиться в глубинах Байкала

ТехИнсайдер
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Почему современный лифт — это больше чем транспорт

Inc.
Открыть в приложении