Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге

VogueКультура

Апокалипсис сегодня

Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге, работает с Fendi и дебютирует в опере — визуально совершенные пророчества актуальны как никогда.

Текст: Александра Рудык

Сцена из оперы «Турандот».

Оракулы, предсказатели, провидцы — такие термины легко обнаружить в текстах прессы и отзывах посетителей на работы художественной группы AES+F. «Все совпадения с действительностью случайны», — говорит один из участников коллектива Евгений Святский. Секрет в том, что художники по-настоящему чувствуют дух времени, который, несмотря на очень разнообразную повестку — потребление, феминизм, война, — показывают через знакомое, современное: компьютерные игры, фитнес-клубы, аэропорты и прочее. Зритель считывает подвох, дистанцию между красивой картинкой и замыслом и испытывает что-то среднее между восхищением и ужасом. Работает безотказно вот уже двадцать с лишним лет. Нынешняя выставка в Санкт-Петербурге, ретроспектива под названием «Предсказания и откровения» (в Манеже до 22 сентября) — тому подтверждение.

Встреча с художниками назначена в мастерской. Ее антураж далек от стереотипов об артистической студии как о заляпанном краской пространстве, заваленном эскизами и работами, стаканами и тарелками. Двухэтажное помещение в Доме художников на улице Вавилова напоминает скорее офис гиков: компьютер, компьютер, компьютер, еще какая-то техника, неприметный диван и еще компьютер, компьютер, компьютер.

Кадр из рекламной кампании Gentle Fendi, 2019.

По правде говоря, я здесь не впервые, да и удивить эта аскеза может скорее гостей, не знакомых с творчеством коллектива. Проекты аесов отличаются от работ многих отечественных современников, нежно любимых за хрупкий концептуализм и тонкую мысль, — формалистическим перфекционизмом. Стремление к совершенству легло в основу «глянцевого» подхода к искусству, где процесс съемки и постпродакшен не менее важны, чем содержание. Цикл производства включает кастинги, пробы, студийные съемки, высокотехничный монтаж и невероятное качество на выходе. «Поэтому мы можем печатать такие большие изображения. У нас заложено гиперкачество в саму фотографию, которое позволяет их разгонять», — парирует мою фразу о художественной гигантомании один из участников группы Владимир Фридкес. «Мы снимаем визуальное действие, перед актерами стоят чисто пластические задачи. Нам нужна некоторая стерильность, все смыслы возникают потом», — отвечает Владимир на вопрос о первичном заряде на глянцевость в снимках. Фридкес присоединился к коллективу в 1995 году, сделав к тому времени сольную карьеру как репортажный фотограф и впоследствии став звездным контрибьютором Vogue, Harper’s Bazaar, Elle. Поэтому часто зрители приписывают Владимиру «фэшн-взгляд». «Да-да, это все возникает в голове смотрящего, он интерпретирует увиденное, — вступает Татьяна Арзамасова. — Для некоторых это гламур, другие видят больше. Но на самом деле и китч, и гламур, и искусство работают с одним предметом — красотой. Для нас это важно».

Cologne Cathedral, «Исламский проект», C‑print, 1996.

Началось же все так: выпускники МАРХИ Татьяна Арзамасова и Лев Евзович в конце 1980‑х познакомились с Евгением Святским. Во времена бурной перестройки театральный реформатор Анатолий Васильев заказал Татьяне и Льву проект для «Школы драматического искусства». По замыслу художников, это был семейный альбом, состоящий из фотографий театра. Святского им посоветовали общие друзья как человека, разговаривающего на «ты» с полиграфией. С тех пор АЕS (Арзамасова, Евзович, Святский) не расстаются. Примкнувший к ним позже Владимир Фридкес добавил в название +F.

Незадолго до прихода последнего аесы начали делать «Исламский проект» — плакаты, ковры, футболки, а также фиктивные туристические открытки, разосланные галеристам, художникам и просто друзьям по всему миру. На всей этой «сувенирной продукции» на виды Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Барселоны и прочих мировых столиц наложены исламские боевики, минареты и другие мусульманские атрибуты. «Тогда, в 1996 году, мы поместили события «Исламского проекта» в 2006‑й, такую дату мы ставили на работы, но потом от нее отказались», — вспоминает Святский. Тотальный ислам к 2006‑му не наступил, но неполиткорректная по нынешним меркам провокация обернулась страшным пророчеством. После событий 11 сентября проект стал лишь актуальнее, а коллектив известнее. «Художник настраивается на действительность, сохраняя возможность что-то предчувствовать интуитивно», — продолжает Евгений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Законы сохранения Законы сохранения

Как дизайнеры предлагают внедрять «зеленые» технологии

Grazia
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Офисный дресс-код Офисный дресс-код

Грань между работой и жизнью все больше стирается

AD
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
А вокруг тишина А вокруг тишина

Как превратить путешествие в одиночку в успешную сессию самокоучинга

Новый очаг
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже» Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже»

Щитовидка, лишний вес и гормоны: разбираемся в тонкостях с эндокринологом

Здоровье
В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу

В просторах Вселенной разворачиваются драмы поистине космического масштаба

Inc.
Прибыль от долгов Прибыль от долгов

Чем интересны локальные валютные облигации

Деньги
Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
Вернуть по-хорошему Вернуть по-хорошему

Исторические диковинки других стран сейчас стали предметом споров в суде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Открыть в приложении