КУ российских компаний перестали быть просто центрами переподготовки

ВедомостиБизнес

В погоне за качеством

Впервые за три года российские корпоративные университеты назвали ключевыми показателями своей эффективности качество программ и удовлетворенность полученными знаниями, а не объем обучения, как это было раньше. С чем связаны перемены?

Мария Подцероб
пн. 14.04.2025

Крупные российские компании актуализируют свои обучающие программы и отслеживают их результативность. Фото: ISTOCK

Корпоративные университеты (КУ) российских компаний перестали быть просто центрами профессиональной переподготовки, они стали уникальной средой, где пересекаются процессы изменений в бизнесе и в образовании. К такому выводу пришли авторы третьей волны исследования КУ в России, проведенного в 2024 г. Высшей школой бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ при поддержке Сберуниверситета. Аналитики бизнес-школы также назвали основные вызовы, с которыми сталкиваются сегодня университеты: подготовка сотрудников к цифровизации, увеличение скорости получения знаний, персонализация образовательного опыта, быстрый перевод знаний и навыков в рабочий процесс.

Эти вызовы уже вынудили университеты значительно расширить портфель программ. Но к 2024 г. стало ясно, что этого недостаточно. Нужно позаботиться также о качестве обучения и понять, насколько удовлетворены полученным образованием и сотрудники, и компании. «Ведомости. Идеи управления» выясняли, как российские КУ повышают качество программ, переориентируют их на интересы бизнеса и измеряют удовлетворенность сотрудников пройденным обучением.

В одной упряжке

В трех волнах исследования феномена КУ, проведенного ВШБ, приняли участие 75 КУ России. Из них 66 принадлежат ведущим компаниям страны и девять – органам исполнительной власти, как федеральным, так и региональным. Самое большое число университетов – 58 – приняло участие в исследовании 2024 г., что позволило авторам наиболее полно оценить тренды в сфере корпоративного образования в России.

Выяснилось, что годовой бюджет КУ в России вырос в среднем с 492,6 млн руб. (1,2% от фонда оплаты труда, ФОТ) в 2023 г. до 544,6 млн руб. (1,1% от ФОТ) в 2024 г. При этом портфель образовательных решений увеличился за год с 583 программ в среднем в одном портфеле в 2023 г. до 752 программ в 2024 г.

Тем не менее, когда авторы исследования спросили университеты об их приоритетах, только 60% назвали ключевым показателем эффективности (КПЭ) объем обучения. Наибольшее число респондентов (74%) впервые за три последних года посчитало главным КПЭ отнюдь не этот параметр, а качество программ и удовлетворенность аудитории полученными знаниями. Одновременно в пятерку главных КПЭ вошли показатели «финансовые» и «бизнес-метрики» (30 и 21% соответственно). Под бизнес-метриками в исследовании подразумеваются показатели удержания персонала, уровень внутренней мобильности и количество повышений сотрудников до менеджеров.

80% программ КУ имеют конкретного заказчика, поэтому они проектируют их в тесной связи с бизнесом, рассказывает Наталья Шумкова, заместитель директора по корпоративному обучению ВШБ, один из авторов исследования «Корпоративные университеты России – 2024». По ее словам, КУ совместно с представителями компании анализирует стратегию бизнеса, изучает целевую аудиторию и обратную связь, мировые тренды и лучшие российские практики, проводит интервью с заказчиком.

Опрошенные «Ведомости. Идеями управления» крупные компании подтверждают: они постоянно следят за изменениями на рынке, моментально актуализируют свои обучающие программы и отслеживают их результативность. Например, директор КУ РЖД Роман Баскин рассказал, что 15 лет назад РЖД ставила ключевой целью только созданного тогда КУ развитие управленческих и лидерских качеств руководителей. Но несколько лет назад в образовательном портфеле университета появились программы, которые сочетают обучение управленческим и профессиональным навыкам. Такое обновление потребовалось из-за бурного развития технологий и необходимости постоянно актуализировать инженерные знания. В 2024 г., продолжает Баскин, университет выстроил комплексную технологию разработки программ, начав плотно сотрудничать с производственными подразделениями РЖД и вузами. В результате появились программы «Профессионал плюс. Движение» и «Профессионал плюс. Путь» для руководителей блока управления движением и хозяйства путей и сооружений. В 2024 г. их прошли на базе пяти университетов путей сообщения 400 руководителей железнодорожных станций, служб и дистанций пути.

Постоянно актуализирует свои программы с опорой на стратегические цели и запрос бизнеса и «Газпром нефть», рассказал представитель компании. По его словам, в 2024 г. «Газпром нефть» разработала более 100 новых образовательных программ и 120 дистанционных курсов. Самое большое внимание было уделено программам развития профессионально-технических компетенций – прирост таких программ по сравнению с 2023 г. составил 30%. Выросло также число тренингов для развития управленческих компетенций – на 9% по сравнению с 2023 г. Сейчас бизнес фокусируется именно на профессиональном обучении, комментирует Анна Тимофеева, старший партнер и руководитель практики «Управление талантами» компании «Экопси». По ее словам, даже те компании, где официально нет своего КУ, выстраивают собственные центры технического и профессионального обучения. В основном это происходит не в столичном регионе, а в промышленных региональных кластерах. Эти обучающие центры делают ставку на внутреннюю экспертизу и тесное сотрудничество с профильными вузами. И по сути это тоже КУ, хотя они зачастую так не называются.

75 400 человек составила в 2024 г. целевая аудитория российских корпоративных университетов, показало исследование Высшей школы бизнеса ВШЭ. Для сравнения: в 2023 г. она составляла 109 700 человек, а в 2022 г. – 73 100

Где качество, там и прибыль

Многочисленные исследования подтверждают, что обучение сотрудников актуальным для бизнеса навыкам положительно влияет на выручку и прибыль. По оценке американской Ассоциации развития талантов (ATD), компании, инвестирующие в комплексные программы обучения, получают на 24% больше прибыли, чем те, которые экономят на развитии сотрудников.

Однако важно не просто внедрять обучающие курсы, но и оценивать их качество и результативность, свидетельствует еще одно исследование, проведенное американской обучающей платформой Grovo. По оценке ее экспертов, ущерб от неэффективного обучения может достигать $13,5 млн в год на каждую тысячу сотрудников.

«Ведомости. Идеи управления» спросили российские компании, как они оценивают качество программ своих КУ, чтобы избежать подобных убытков. Опрос показал: в жестких условиях рынка крупные работодатели пользуются всеми возможными способами, чтобы привлечь внимание аудитории к своим программам, и тут же измеряют полученный результат с помощью целого пула метрик и методик.

Например, в НЛМК недавно переработали методики обучения и ввели интерактивные форматы в виде симуляций, изучения кейсов и ролевых игр, рассказывает директор университета НЛМК Полина Колесова. После этого, говорит она, компания зафиксировала рост качества обучения по двум основным параметрам – рост индекса лояльности сотрудников NPS в отношении программ и в отношении тренеров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили

Молдавский оппозиционер Илан Шор о своем отношении к процессу евроинтеграции

Ведомости
Мосты в голове Мосты в голове

Что такое ассоциации, как возникают, можно ли их поменять?

Grazia
Атомный десант на юг Атомный десант на юг

Росатом строит АЭС в Казахстане и наращивает мощность в Узбекистане

Монокль
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов

Почему фемвертайзинг становится трендом

Forbes
Почему герои русской литературы — это антипример концепции wellbeing Почему герои русской литературы — это антипример концепции wellbeing

Не перестаем любить героев великой классики, однако в жизни делаем все наоборот

РБК
Я вас люблю Я вас люблю

Стоит ли признаваться в любви первой?

Лиза
«Спонсоров важно вовлекать в процесс» «Спонсоров важно вовлекать в процесс»

Татьяна Кочарян о спонсорских доходах и работе со зрителями баскетбола

Ведомости
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
Тайваньские макаки поохотились на пчел-листорезов Тайваньские макаки поохотились на пчел-листорезов

Макаки в ботаническом саду Фушань ловят и едят пчел-листорезов

N+1
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Гости из настоящего и будущего Гости из настоящего и будущего

Столичная туриндустрия укрепляет свои позиции как драйвера развития Москвы

Ведомости
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Как бизнесу нестыдно реагировать на негативные отзывы, опыт Ozon Travel Как бизнесу нестыдно реагировать на негативные отзывы, опыт Ozon Travel

Как бизнесу общаться с недовольными клиентами

Inc.
Зуб мудрости: удалять нельзя оставить Зуб мудрости: удалять нельзя оставить

Все «за» и «против» удаления зубов мудрости

Здоровье
Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих

Почему из-за развития цифровых технологий снижаются когнитивные функции человека

Монокль
Суперсила любви Суперсила любви

Как чувство любви формирует нашу жизнь и влияет на развитие цивилизации?

Psychologies
Хватит играть в GTA: топ-5 крутых игр с открытым миром на ПК Хватит играть в GTA: топ-5 крутых игр с открытым миром на ПК

Каким играм с открытым миром стоит уделить время?

Maxim
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
Банки вкладывают в инклюзию Банки вкладывают в инклюзию

В Т-банке появилась поддержка только с глухими и слабослышащими сотрудниками

Ведомости
Мифотворец Мифотворец

120 лет со дня рождения танцовщика и балетмейстера Сержа Лифаря

Weekend
Химики надышали аммиака в микрокапли воды Химики надышали аммиака в микрокапли воды

Что они представляют собой заряженные частицы, детектируемые с микрокаплями воды

N+1
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Вагон с прицепом Вагон с прицепом

Почему растут цены на ремонт железнодорожной техники

Эксперт
Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха

Премьерный балет «Две Анны» – посвящение двум великим женщинам Серебряного века

Grazia
Самые научно точные фильмы про космос Самые научно точные фильмы про космос

Существуют ли достоверные художественные фильмы про космос?

Maxim
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров

Нужен ли тебе фен за тридцать три, а не за три тысячи рублей? Давай разбираться!

VOICE
Полевой роман Полевой роман

1943 г.: лыжные гонки с гранатами и футбольный матч в освобожденном Сталинграде

Ведомости
Открыть в приложении