Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ruБизнес

Ольга Звагольская

Текст Яна Милорадовская. Фото Анастасия Нагога

Серьги MERCURY, коллекция Miss Russia, колье MERCURY, коллекция Classic, топ JACOB LEE

Выпускница школы искусств Masters по специальности «арт-менеджмент», юрист и магистр конституционного права в анамнезе, Ольга Звагольская с мужем, IT-гуру Дмитрием Гачко, купили особняк на Литейном проспекте. Теперь это «Третье место» — мультифункциональное пространство, где проходят выставки, кинопремьеры и целая ярмарка молодого искусства Third Place Art Fair (участвуют не галереи, а сами художники, и свой арт-объект может купить каждый — цены демократичные!). Прямо сейчас одну из самых красивых площадок Петербурга ждет редевелопмент: в доме Нарышкина — Лопухиных — Победоносцева откроется культурный центр, ресторан высокой кухни и отель.

Как креативный редевелопмент заземляет лидеров IT

Культурное пространство «Третье место» занимает один из красивейших домов в Петербурге — с потрясающей сохранностью. И как вы нашли такую недвижимость?

У моего мужа — и по совместительству партнера по семейному IT-бизнесу ITG — Дмитрия Гачко есть хобби. После насыщенного рабочего дня он любит посидеть в ЦИАНе, посмотреть предложения по симпатичной недвижимости. Там он и увидел объявление о продаже особняка Лопухиных — Нарышкина.

И рука как-то сама собой потянулась в карман за портмоне.

Почти так и было! Когда мы продали наш облачный бизнес компании МТС и у нас появились свободные деньги для инвестиций, особняк буквально встал перед нашими глазами и потребовал рассмотреть возможность его покупки.

Какая мотивация была сделать эту не самую очевидную инвестицию в 350 миллионов рублей?

Люди из IT-сферы занимаются чем-то эфемерным, что невозможно пощупать, — поэтому им нужно заземляться. Так что каждый айтишник, который заработал, сначала откроет ресторан, а потом отель — чтобы можно было потрогать стул, стол и сказать: да, вот оно, мое!

А вы решили потрогать целый особняк!

На самом деле здесь, на Литейном, 62, — целый комплекс зданий и поздних пристроек. Есть охраняемая часть — особняк и его парадные залы. А есть неохраняемая, которую муж и рассматривал под отель: мы уже запустили гостиничную сеть Faces в исторических зданиях, и муж искал недвижимость для расширения. Дима спросил: займешься залами? А я как раз заканчивала обучение по программе «Арт-менеджмент» в школе искусств Masters и, конечно, подумывала о галерее: мол, буду делать выставки в белом кубе, чистеньком и идеальном. Так что это был вызов!

Также ты: вековая пыль в особняке Нарышкина.

Мое воображение рисовало: отреставрирую все за год-полтора — и буду делать красиво, как нас в Masters учили. Прошло пять лет, смотрю на себя и думаю: да как же можно быть такой наивной-то?

Мне кажется, если бы вы не были, скажем так, романтично настроены, вы бы к этому проекту никогда не подступились. Как прошла сделка? Выкупили особняк у банка, а банк когда-то приобрел здание у обанкротившегося «СУ-155». К 2020 году дом уже 20 лет стоял почти без отопления и пустым.

Въезжаете вы в особняк — и ни души?

Ну не совсем! На втором этаже сквотировали художники из группы «Фрукты»: они делали граффити с фруктами и подписывались Fruits. Когда мы пришли принимать особняк, они встретили нас словами: «А вы кто вообще?» — «Мы — новые собственники». «Фрукты» не растерялись: «Покажите документы!» Тогда растерялась я и трясущимися руками полезла в телефон искать выписки из ЕГРН. А в подвальчике жила бабушка! И видимо, она совмещала роли охранника и гения места: к нам еще долго приходили приличного вида господа, которые спрашивали бабку, а узнав, что она съехала, стремглав убегали!

Петербург такой Петербург! Предположу, что бабушка освоила народный редевелопмент и в 1990-х сдавала особняк под сходки-люкс! А как у вас обстоят дела с редевелопментом?

Проект приспособления особняка под современное использование для согласования с КГИОП мы делали четыре года. Да, долго! Задержались, потому что всерьез решили погрузиться в историю здания, чтобы сделать наш проект продуманным и качественным.

Кстати, я все время путаюсь! Как правильно называть ваш особняк — дом Нарышкина, особняк Лопухиных, обер-прокурорский дом?

У него много имен — и все, что ты назвала, плюс теперь еще «Третье место» — верные! А в конце XVIII века наш особняк стал одним из первых каменных зданий на захолустной в ту пору Литейной улице. Район назывался Русская слобода, здесь был Литейный пушечный двор и жили приближенные императорской семьи. Мы находили данные, что особняком владел откупщик Иван Логинов, приближенный к князю Потемкину и печально известный своими вечеринками. Как-то он проштрафился, был изгнан двором, и особняк перешел к Лопухиным (как мы знаем, первая жена Петра I — Евдокия Лопухина!).

Далее зданием владели Гурьевы, потом оно перешло к Нарышкиным, и уже при Эммануиле Дмитриевиче Нарышкине — это середина XIX века — модный архитектор Гаральд Боссе перестроил здание полностью. Бальный зал, ломберная, театральный — у Нарышкина был оркестр на 50 музыкантов. А к Белому залу Боссе пристроил галерею и поставил ее на венецианские чугунные колонны.

Эти дивные колонны — моя любовь!

А в то время их не приняли! Говорили: «Что за уродство Боссе устроил — это слишком современно». Нарышкин продал особняк в казну, и он был приобретен Духовным ведомством как квартира для обер-прокурора Святейшего синода.

Если есть высшие силы, то, видимо, они и согласовали тебе, бывшей работнице Конституционного суда, покупку особняка! Кто из самых известных обер-прокуроров здесь квартировал?

Константин Победоносцев — кстати, это его фраза: «Все есть искусство, даже выборы». Он занимал обер-прокурорский дом 27 лет — и даже пережил здесь покушение: эсер Лаговский стрелял в окно его кабинета с Литейного, пули попали в потолок, а Константин Петрович воскликнул: «Эти террористы совсем не умеют стрелять! Как они собираются управлять страной?!»

Уже известно как. И что устроили в особняке после революции?

Клуб железнодорожников имени Сталина. Кинотеатр. Музей Октябрьской железной дороги, который, когда разросся, переехал в 2000 году на Обводный и с тех пор особняк стоял пустым. И тут пришли мы, креативные девелоперы.

Вы купили особняк за 350 миллионов. Оценили реставрацию и приспособление в полтора миллиарда. Я правильно понимаю, что сейчас уже все эти цифры можно смело на три умножить? Креативные девелоперы — это те, кто вкладывается в недвижимость, не рассчитывая на прибыль?

И это тоже!

Вы действительно поступили максимально креативно — запустили общественное пространство «Третье место» летом 2020 года, не дожидаясь ни старта, ни конца реставрации особняка. Как это все сложилось?

Идеально — не по плану! Сначала мы открыли летний поп-ап-проект во дворе: инсталляция Алины Глазун «Страшновато», кафе с устрицами, шезлонги, лекции об искусстве, виджеи показывают проекты на циклопическом экране и, конечно, диджитал-артисты, все-таки мы выходцы из IT. Помню, медиахудожник Digital Moss в песке играл на синтезаторах, а люди вокруг грелись у костра — красота! Но вскоре петербуржцы начали буквально ломиться внутрь особняка: «Мы видели в интернете, что у вас там красивая лестница! Пустите! Что вы там от нас прячете?»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации

Об источниках предпринимательского задора — Сергей Домрачев, сооснователь Gliver

Монокль
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Мастер историй Мастер историй

Увлекай, убеждай, вдохновляй

kiozk originals
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Откуда берется сексофобия и как от нее избавиться: 2 способа Откуда берется сексофобия и как от нее избавиться: 2 способа

Как избавиться от неприятных мыслей об интимной близости?

Psychologies
Шоу Трумена Шоу Трумена

Ксения Соколова — о любви и тайнах в детективе с самой собой в главной роли

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
ИИ в законе ИИ в законе

В каком правовом регулировании нуждается применение ИИ?

Ведомости
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже 7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже

Как не попасться на крючок мошенников в шиномонтаже

Maxim
Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа

Как правильно воспринимать произведения искусства?

Psychologies
Дарья Горякина Дарья Горякина

Лектор Дарья Горякина превращает «Хеликс» в лабораторный Google России

Собака.ru
Пора сажать Пора сажать

Даже если на земле еще лежит снег, пора подумать о посадках

Добрые советы
Здоровье в наследство Здоровье в наследство

Генетический скрининг супругов поможет избежать риска родить больного ребенка

Ведомости
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
Великая подделка Габсбургов Великая подделка Габсбургов

На надгробии Фридриха III Габсбурга выбита аббревиатура AEIOU

Дилетант
Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением

Как решения используют в России по уборке нефтепродуктов?

Inc.
Чем опасна «редкоземельная лихорадка» Чем опасна «редкоземельная лихорадка»

Причины резко возникшего интереса к редкоземельным металлам

Ведомости
Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто

На что стоит обращать внимание неопытным водителям при покупке авто?

Maxim
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Кризис в недвижимости откладывается на осень Кризис в недвижимости откладывается на осень

Застройщики придерживают квартиры, чтобы не допустить обвала цен

Монокль
Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
А можно спросить? А можно спросить?

9 способов отвечать на бестактные вопросы

Лиза
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Альтернативы вытесняют карты Альтернативы вытесняют карты

Быстро растет популярность альтернативных способов оплаты – СБП, NFC, биометрии

Ведомости
Давай ты скажешь Давай ты скажешь

Из чего рождается стендап и что даёт тем, кто им занимается?

Новый очаг
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Порхать как бабочка Порхать как бабочка

История боксерского поединка на вершине воздушного шара

Men Today
Открыть в приложении