Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – силаИстория

Символ на перекрестке современных философий

Александр Марков, Оксана Штайн

Аврелий Августин

Символ между точностью и всеохватностью

Слово «символ» в философии двусмысленно с самого начала: буквально это код, опознавательный знак, шифр доступа. Так называлась в древней Греции особая глиняная табличка, которую разламывали пополам, и можно было по уникальному сколу опознать контрагента, например, заимодавца, если на заключение сделки приходил не сам человек, а его представитель. Случайный скол оказывался опознавательным знаком, действующим так, как сейчас металлический ключ или уникальный код доступа. На русский язык слово в этом значении можно перевести как «совпадатель».

Отсюда в греческом языке развивалось значение «условный, немотивированный знак», не больше связанный с обозначаемым предметом, чем код от банковской ячейки – с содержимым банковской ячейки. Именно такое значение имеет слово σύμβολον в современном греческом – вещь, обозначающая мысль. При этом, в отличие от иероглифа или иного знака, в котором и вещь ограничена изобразимым предметом, и идея – некоторым понятием или действием, в этом новогреческом смысле символ имеет в виду и неограниченное число вещей, и неограниченную область понятий.

Титульный лист газеты «Символист», выпущенной Жаном Мореасом по следам манифеста в «Фигаро». 1886 год

Например, «круг – символ общества »: при этом круг может быть нарисован или сделан из дерева или быть городской площадью, но и общество может пониматься и как совокупность жителей города, и как социум (люди, по Максу Веберу, объединенные не личными отношениями, а убеждением в единстве жизни и единстве правил), и как некоторые текущие ситуации общения. Беспределен и план выражения, и план содержания. Именно во вдохновении такой безбрежностью возник термин «символизм »: Жан Мореас, опубликовавший в 1886 году «Манифест символизма» в газете «Фигаро», был не природным французом, а греческим эмигрантом Янисом Пападьямандопуло, его родным языком был греческий, и под «символизмом» он имел в виду как использование сложных шифрующих знаков, так и указание на бесконечность, на любовь во всех возможных смыслах, на общество во всех возможных смыслах, на человека во всех возможных и самых еще неведомых нам смыслах. Так новогреческая семантика благодаря Мореасу определила судьбы символизма в разных странах.

«Будьте символистом. Портрет Жана Мореаса». Художник Поль Гоген. 1891 год

Но уже в античности символ был тематизирован дважды, и оба раза – внутри неоплатонического движения. Основатель неоплатонизма Плотин стал употреблять слово «символ» в значении «телесный объект, указывающий на духовную реальность». При этом духовная реальность понималась не как предметная область, но как процесс, не только как созерцаемое, но как само созерцание. Например, земной шар или небесная сфера – это символ не просто целостности и закругленности духовного мира, его полноты, – но того, что в духовном мире ни в чем нет недостатка, что всегда все можно «закруглить», всегда все возвращается к своей полноте, небо целокупно. Тогда символ – не просто прием, умение обозначить нечто интеллектуальное чем-то чувственным, но главный способ научить с помощью сравнительно простых, подручных вещей особому экстатическому сверхчувственному постижению. Примерно так же нас могут завораживать простые физические формулы на доске в университете или в кино, указывающие на космологический порядок. Так же нас завораживает строка любимого поэта, хотя мы давно знаем ее наизусть, и, кажется, не было времени, когда мы ее не знали, – иногда кажется, что, например, Блока ты знал наизусть всегда, хотя ты прекрасно понимаешь, что впервые прочел его в старших классах.

Плотин

Но следующим был Аврелий Августин, который, наоборот, сузил понятие символа: символом выступает какая-то отдельная вещь, а не материя вообще, не вся земля или все небо, но, например, момент времени или именно эта чашка, которая у меня была в детстве, или именно эта украденная груша. И указывает она не на созерцаемую сферу, но на волю Творца, всегда прямо направленную и исполняющуюся здесь и сейчас.

Для Августина нет различия между словом и вещью: и то, и другое выступает как знак воли и милости Творца. Порядок слов и порядок вещей не разделены. Как показал Мишель Фуко в знаменитом труде «Слова и вещи», само разделение слов и вещей на две разные сферы никак не следует из природы слов и вещей, но есть результат определенного упорядочения, часто насильственного вмешательства в такую природу. Для Августина Всевышний в конце концов определял режимы существования всего; значит, знаком будет все, что стало предметом нашего чувства. Этот знак и обличает наши грехи, и показывает, что только благодать, как внезапно предъявленная нам данность, может нас спасти.

Мишель Фуко

В новейшей философии мы встречаем и продолжателей Плотина, и продолжателей Августина. Например, А. Ф. Лосев, как и Плотин, связывает миф и символ – всякий миф говорит о чем-то материальном, но при этом не просто выражает какие-то высокие истины, а продолжает их, представительствует за них, становится легальным доступом к ним. Поэтому Лосев выделял миф материализма, который предоставляет доступ к темной стороне материи, ведет к несколько хаотичному мировоззрению, и миф христианской ортодоксии, в котором открывается чистая энергия Божества, и он, миф, развертывает эту энергию как социальный факт.

Алексей Фёдорович Лосев

А другой великий русский философ, М. М. Бахтин, утверждал, что символ всегда индивидуален, он – всегда именно эта вещь, именно это слово, в котором, однако, преломились смыслы, никак не следующие из природы этой вещи, – здесь он ближе Августину. Впрочем, обе традиции, Плотина и Августина, принадлежат единому движению неоплатонизма; поэтому и Лосев, и Бахтин равно пришли к тому, что символ нужен не только в символистском, но и в реалистическом искусстве, в котором он соединяет индивидуальное и коллективное в общем социальном переживании. С чего же начинается это общее переживание?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не забывать о смерти Не забывать о смерти

В нескольких строках Дмитрий Мамин-Сибиряк выразил целую жизненную философию

Дилетант
Рублевый поток Рублевый поток

Как изменилось сотрудничество России и ЕС в газовой сфере

Ведомости
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Авдотья Александрова и Рим Оксана Авдотья Александрова и Рим Оксана

Как быть странной моделью, сделать фэшн из материнства и холодной котлеты?

Собака.ru
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Россияне распробовали фитнес-нагрузку Россияне распробовали фитнес-нагрузку

Как трансформировалась фитнес-индустрия в России?

Монокль
Рождение и гибель мегаполисов Рождение и гибель мегаполисов

Почему Вавилон пришел в упадок?

Вокруг света
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
После падения стены После падения стены

Ключевой разговор насчет объединения Германии состоялся в июле 1990 года

Дилетант
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Фитнес для здоровья: Как тренироваться правильно? Фитнес для здоровья: Как тренироваться правильно?

Тренировки от случая к случаю пользы не приносят

Домашний Очаг
Ошибка отца Фёдора Ошибка отца Фёдора

Знаменитый роман «12 стульев» приближается к своему вековому юбилею

Дилетант
Игры разума Игры разума

Ученые вывели глухих комаров и отправили в космос первый деревянный спутник

Вокруг света
Импортозамещение с гарантиями Импортозамещение с гарантиями

Чем обернется возвращение западных компаний для российского рынка ПО

Ведомости
Откуда берется сексофобия и как от нее избавиться: 2 способа Откуда берется сексофобия и как от нее избавиться: 2 способа

Как избавиться от неприятных мыслей об интимной близости?

Psychologies
Сядь в позу Сядь в позу

Йога и ее вариации: как не запутаться в стилях и направлениях

Лиза
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
Дача мечты Дача мечты

Превратили типовой и уже выстроенный каркасный дом в уютную, стильную дачу

Идеи Вашего Дома
Интерьер-праздник Интерьер-праздник

Эффектная и яркая иллюстрация к поговорке «дизайн на кончиках пальцев»

Идеи Вашего Дома
Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти

Трогательный рассказ о насилии и любви, жизни и смерти

Psychologies
Городская пещера Городская пещера

Ксения Степаненко создала тактильный интерьер «вне трендов»

SALON-Interior
«Если нет хорошего города, построй его!» «Если нет хорошего города, построй его!»

Предприниматель Владимир Седов уже десять лет строит новый город — Доброград

Монокль
Кавказские бородачи Кавказские бородачи

Одна из визитных карточек Кавказа — орлы или грифы. Но разве только они?!

Наука и жизнь
…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
Почему люди пускают слюни во сне Почему люди пускают слюни во сне

Когда кто-то сладко спит, он может начать пускать слюни во сне! Но почему?

ТехИнсайдер
Вокруг саммита Вокруг саммита

Насколько Потсдамская конференция была масштабным и важным мероприятием?

Дилетант
Тихая роскошь Тихая роскошь

Пентхаус на берегу Верхнего озера с «парящим» кабинетом

SALON-Interior
Сильные стороны Сильные стороны

Знакомство с моторной яхтой Cranchi Sessantadue 62 верфи Cranchi Yachts

Y Magazine
Открыть в приложении