Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

ForbesПсихология

Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Юлия Федотова

Фото Getty Images

Изображения сочных бургеров, ярких боулов и идеальных авокадо-тостов: кажется, будто мы едим глазами — и это не только метафора. Мы живем в эпоху визуального голода — соцсети, реклама и блогеры ежедневно «кормят» нас изображениями еды, которые могут провоцировать аппетит, переедание и даже расстройства пищевого поведения. Forbes Life разбирается, как наш мозг реагирует на виртуальное питание и может ли «насмотренность» на полезную еду развить правильные привычки

Человек еще никогда не видел вокруг себя столько еды: витрины, реклама, курсы, гиды, книжки, общепит, открытия-закрытия новых ресторанов, премии, подарочные корзины, ПП-марафоны, социальные медиа. Современный человек сталкивается с тысячами изображений еды ежедневно. Это не просто маркетинг — это стимул, который вмешивается в гормональную регуляцию и аппетит. Как работает «визуальный голод», чтобы понять, как обернуть непривычную для мозга ситуацию себе на пользу?

Питаться глазами: как картинки в соцсетях заставляют нас есть больше

Мы привыкли измерять ценность изображения в деньгах, эмоциях или, на худой конец, лайках. «Эта картинка может стоить тысячу калорий», — заявили специалисты на съезде эндокринологов в Хьюстоне. «Стимуляция зоны вознаграждения мозга может способствовать перееданию и ожирению, — подтверждает Кэтлин Пейдж, доцент Университета Южной Калифорнии. — И это открытие поразило нас, поскольку современный мир заполнен рекламой, демонстрирующей высококалорийную еду».

Исследования, которые были опубликованы в журнале «Мозг и когниция», показали, что, если смотреть на то, как едят другие, несложно заполучить дополнительные килограммы на своем теле. Конечно, еда поступает в организм не через глаза, а через рот, но ученые установили, что виртуальное питание способно спровоцировать физиологический голод, а это уже может привести к увеличению веса. Опасность в том, что виртуальная еда стимулирует, но не насыщает.

В прошлом году исследование подтвердило выводы, которые озвучивали более ранние работы: «залипание» на еду ведет к неразумному пищевому поведению. Этот феномен развился благодаря взрывному росту социальных сетей, где пользователи-«фудис» и знаменитости выкладывают соблазнительные фотографии блюд. «Социальные сети изменили способ, которым наш мозг воспринимает информацию», — считает глава Bey Health Solutions врач Андреа Бей. Исследование показало, что видео и посты могут влиять на представление пользователей о своем теле, а также на пищевые привычки. Исследователи обнаружили, что 32% всех пользователей, признавших наличие у себя пищевых расстройств, были подписаны на материалы о «детоксе» в социальных сетях (пользователей без пищевых расстройств было только 13%). Китайская социальная сеть TikTok после критики со стороны Европейской комиссии запретила хештег #skinnytok, из-за опасного контента, продвигающего нездоровые способы похудения и провоцирующего расстройства пищевого поведения (если его набрать, то пользователь окажется на страничках с психологической поддержкой).

«Многие следят за модными блогерами, начинают следовать их примеру: тост с лососем и авокадо на завтрак, на десерт – пудинг из семян чиа», — пишет спортивный тренер и автор книги «Философия питания» Анастасия Шардакова. Она говорит, что со временем человек перестает слышать себя: он хочет гречки с маслом, но ест хлебцы, потому что так делает «тот блогер». Актриса Джессика Бил постит много фото разнойеды, но высказывается предположение, что так она продвигает собственный ресторан в Лос-Анджелесе. Джиджи Хадид, модель с более чем 80 млн подписчиков, часто подвергалась критике за продвижение контента, который связывали с брендами фастфуда. «В итоге растет тревога: «Что съесть, когда съесть? Правильно или нет? Так идея здорового образа жизни превращается в что-то нездоровое», — отмечает Шардакова.

«Чужая еда выглядит вкуснее», — говорили нам в детстве. Психолог и специалист в области питания Дарья Гладилина объясняет Forbes Life, что это не просто поговорка, а научно обоснованный феномен: собственный выбор воспринимается как предсказуемый и скучный, к тому же, социальные сети усиливают FOMO через демонстрацию чужих «идеальных» блюд, а маркетологи этим манипулируют: нейромаркетинг создает иллюзию, что продукт даст «чужой» опыт, например, Coca-Cola ассоциируется с дружбой и радостью. Отлично работает и эффект социального доказательства: «Я ела это — тебе тоже стоит попробовать!»

К тому же, исследователи из Йельского университета говорят, что мы чувствуем себя счастливее, когда фиксируем на фото радостный, красивый момент, пусть даже это кусок жирного, липкого торта на дне рождения ребенка. Ученые поддерживают фотографирование еды до тех пор, пока отношения с едой «здоровые», а эмоции от фото — положительные.

Что происходит в мозге, когда мы видим еду

Биохимик, нейробиолог, доктор наук университета Вашингтона и автор книги «Голодный Мозг» Стефан Гийаней занимается исследованиями неврологии пищевого поведения. Он пишет, что еда выступает в роли мощного подкрепляющего средства и перетягивает на себя управление поведением человека. А некоторые продукты сильнее воздействуют на мозг, чем другие (представьте репу, а затем мороженое).

Мы в состоянии принимать разумные решения. Ученые доказали, что функция осуществления выбора зависит от древних структур – базальных ганглиев, а они находятся глубоко в мозге. Чтобы оценить всю мощь этой системы, автор предлагает посмотреть на количество энергии, которое она поглощает: мозг потребляет пятую часть затрачиваемой энергии, а занимает 2% веса тела. «Эволюция позволила нам влачить это энергоемкое бремя неспроста – все дело в его исключительной важности. Принятие разумных решений – это мощный эволюционный инструмент, которым человек владеет лучше всех», — сообщает Гийаней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аккумуляторная независимость Аккумуляторная независимость

TI решил расспросить экспертов о том, какова сейчас ситуация с литием в России

ТехИнсайдер
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Ксения Прихотько Ксения Прихотько

Довлатовед Ксения Прихотько расписала модную типологию петербуржцев

Собака.ru
6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет 6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет

Некоторые из этих вещей вы совершаете ежедневно, а они влияют на запах в доме

ТехИнсайдер
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать

Как именно работает искусственный интеллект в финансовом секторе

Inc.
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Зеленые маршруты Татарстана Зеленые маршруты Татарстана

Где исследовать места, любоваться природой и заряжаться энергией в Татарстане

Лиза
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
Битва континентов Битва континентов

История Межконтинентального кубка: скандальные матчи и конкуренция с ФИФА

Ведомости
Аптечка в отпуск Аптечка в отпуск

Базовая аптечка на отдых, собранная по рекомендациям врачей

Здоровье
Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя

Как фильм «Питер FM» ввел моду на сентиментальный Петербург

СНОБ
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Китайская оценка Китайская оценка

«Русал» получил третий китайский рейтинг в этом году

Ведомости
Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса

В какой момент человечество перестало бояться ядерной бомбы?

Монокль
В единстве с природой В единстве с природой

Респектабельная вилла в минималистичном стиле

SALON-Interior
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Сила трав Сила трав

Встречаем день Ивана Купалы: обычаи, гадания и сбор диких растений

Лиза
Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений

За последние 22 месяца средняя температура была на 1,5°C выше

ТехИнсайдер
Жизнь – игра Жизнь – игра

Галантный век: как дух эпохи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице

Почему люди говорят о себе в третьем лице и как это помогает решать конфликты?

Forbes
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
Сплю и вижу Сплю и вижу

Зачем человеку сны и почему они иногда кажутся вещими?

Вокруг света
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
Открыть в приложении