«На съемках всегда особая атмосфера. В «Оттепели» это хорошо показано»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Владимир Гостюхин: «В советском кино ни одни съемки не обходились без романа»

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Марина Барбус

«На съемках всегда особая атмосфера. У Валеры Тодоровского в «Оттепели» это хорошо показано... Когда ты влюблен, ощущаешь, что живой. Кровь гуляет, ты взбудоражен. И на экране потом это видно — жизнь, которая в тебе бурлит. Поэтому в советских картинах такая энергетика».

— Владимир Васильевич, ваша актерская судьба сводила вас со многими известными личностями. Кто поразил вас больше всех?

— Наверное, Нина Русланова. С ней мы играли мужа и жену в картине «Автостоп» у Никиты Михалкова. Нина — это ураган! Из-за нее я даже закурил после воздержания в три года. Озвучание «Автостопа» проходило в Риме. Лететь туда мы с Ниной должны были вдвоем. Нам дали водителя, чтобы довез до аэропорта. И вот среди ночи он забрал меня из гостиницы «Мосфильма», и мы едем за Ниной на Арбат — она там живет. Звоню, а телефон занят, занят, занят. Кружусь вокруг дома, попасть не могу — у них там код. Я наугад цифры набираю, а меня жители разных квартир посылают, ночь же на дворе. А самолет в Рим улетает в восемь тридцать. Так я метался, пока не появился дворник. Он меня впустил, я поднялся, позвонил в дверь. Открывает Нина — видимо, накануне отмечала Рождество. На полу валяется телефонная трубка. Я говорю: «Нина, блин... У нас самолет через час!» Через пять минут она была уже в машине и сразу же на меня набросилась: «Гостюхин, ты такой-то растакой-то! Почему меня не разбудил, почему не позвонил?» Наехала так, что ни я, ни водитель не могли найти слов... На самолет мы опоздали. А следующий рейс на Рим только через четыре дня (это же конец восьмидесятых, не то что сейчас). И билеты пропали. Что делать? Нина вызвала своего бывшего мужа с деньгами, и мы купили билеты на ближайший рейс в Италию — в Милан. По дороге зашли в ресторан позавтракать, и она быстро договорилась, чтобы принесли бутылку. Несмотря на «сухой закон», Нине, как знаменитости, удалось добыть эту бутылку. Мы сняли стресс опоздания. В самолете я было задремал, проснулся из-за того, что слышу — скандал. Это Нина села с кем-то в карты играть, что-то в игре ей не понравилось, и она очень громко строила своих партнеров. С большим трудом нам вместе со стюардессой удалось успокоить эти картежные разборки. И вот прилетаем в Милан, никто нас не встречает, хотя мы предупредили ассистентку. Людей нет — все с нашего рейса разошлись. Аэропорт как-то быстро опустел. Я в панике. Денег ни копейки. Языка не знаю. Куда идти, куда ехать, кого искать? Я в отчаянии, а Нине хоть бы что. Мимо проходит полицейский с собакой. И она вдруг решает проверить, кобель это или сука. Бросается к собаке, полицейский что-то кричит, наводит на нее автомат, а она ему в ответ: «Что на меня орешь, думаешь, я хочу эмигрировать? Да на кой мне сдалась ваша Италия!» Я ее оттащил от полицейского и почти истерически кричу: «Нина, сядь! Посиди, успокойся!» Она в ответ: «Гостюхин, как же ты мне надоел!» Но на месте она, конечно же, усидеть не могла, и через пять минут ее куда-то унесло. Я, как говорится, смирился с судьбой. Прошло с полчаса, и вдруг вижу: Нина за шкирку тащит какого-то мужичка и кричит: «Вот, нашла! Он здесь в «Аэрофлоте» работает — итальянец, но по-русски разговаривает». Оказывается, тут за углом наш советский «Аэрофлот». Они-то нас и отвезли в консульство в Милане. А те уж созвонились с Римом, посадили нас на поезд. Но Нина и в поезде гуляет. Выясняет, почему чая у капиталистов нет, как в поезде Питер — Москва. Еле успокоил, уговорил лечь спать. А она с полки все то же: «Гостюхин, как ты меня достал!» Я ей в ответ: «Нина, сутки с тобой, как на фронте — сутки за трое!» Когда утром приехали в Рим и на перроне нас встретил Анатолий Ермилов, второй режиссер Михалкова, первое, что я у него спросил: «Толя, у тебя сигареты есть?» — «Да». — «Дай мне!» И забрал у него пачку. Подряд пять штук высадил на нервной почве. Сорвался и после долго не мог остановиться — курил еще целых пять лет...

Владимир Гостюхин и Никита Михалков, 90-е годы. Фото: из архива В. Гостюхина

— У Михалкова вы потом еще в фильме «Урга — территория любви» играли главную роль. Такой необычный фильм...

— Он и снимался не так, как другие. Обычно Никита Сергеевич до съемок все картины тщательно репетирует, а «Урга» — чистая импровизация. Даже сценария не было. Только либретто в десять страниц, набросанное Рустамом Ибрагимбековым. Мы с группой полетели в Пекин, оттуда отправились во Внутреннюю Монголию, в степь. Помню, Никита перед съемкой садился на коня, взлетал на какой-то высокий холм и, как воин перед сражением, сверху смотрел на степь — искал натуру. Потом спускался и начинал съемочный процесс. Я степь первый раз увидел и все любовался — море из зеленого бархата холмов переливалось до горизонта. А потом, по прошествии уже трех месяцев, хотелось привычной картины, хотелось леса — так от степи устал. Никита Сергеевич на площадке создавал атмосферу импровизации. Все рождалось прямо здесь и сейчас. Например, снимается сцена в юрте, когда меня привечают местные жители. Застолье. Мне наливают пиалу китайской водки, такую у нас в России раньше звали «сучок». Ничего более омерзительного я никогда в жизни не пил — хинная вода (это такой укрепитель для волос) и то терпимее. Я как-то раз в 16 лет выпил ее на спор ради пацанского куража, так что знаю, что это такое. Но о том, каков на вкус китайский суррогат, до 45 лет не ведал... Монголы выпили, и я за ними. Чувствую — проглотить не смогу. Мучительно сражаюсь с этим отвратительным напитком, и весь ужас происходящего отражается на моем лице. Группа за камерой, глядя на мои муки, давится от беззвучного смеха. Когда я все-таки проглотил этот чертов «сучок», поднесли мне закуску — пиалу с дымящимся жирным супом из баранины. А у меня перед глазами картина — как этого барана два часа назад при мне забили и разделали. Я взял себя в руки и уже собрался приняться за суп, как туда залетела огромная муха... Тут я позеленел. И это все фиксирует камера! Такой вот у Никиты был художественный прием.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава» Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава»

Пианист Константин Купервейс вспоминает о работе с легендами

Коллекция. Караван историй
Юра Борисов и Макар Хлебников пускаются в бега под хит «Кино». Какой получилась драма «Кончится лето»? Юра Борисов и Макар Хлебников пускаются в бега под хит «Кино». Какой получилась драма «Кончится лето»?

Владимир Мункуев и Максим Арбугаев создают мужскую версию «Тельмы и Луизы»

Правила жизни
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов

Литературный обозреватель разбирается, как устроен рынок современного самиздата

Forbes
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея

Лучшие книги о французском искусстве XVII–XIX веков

СНОБ
Надо поговорить Надо поговорить

Зачем же искусство small talk нужно современной занятой женщине?

VOICE
5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены 5 новых американских кроссоверов, которые появились в России. Фото и цены

Какие новые американские кроссоверы привозят в Россию дилеры

РБК
Фанни Фаталь Фанни Фаталь

«Когда кто-то на вас по-настоящему смотрит, вы забываете о камере»

Караван историй
Из грибов и с грибами Из грибов и с грибами

Заморозка, сушка, соление, маринование — всё о блюдах из грибов, дарах природы

Наука и жизнь
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Джим лежа Джим лежа

Героические истории со съемок первых фильмов великих режиссеров

Правила жизни
Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»? Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»?

«Особый путь» (нем. Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое

Дилетант
Трудности съёма Трудности съёма

Аренда дорожает на фоне дефицита предложения

Деньги
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend
Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь

Стремление соответствовать образу «настоящего мужчины» может стоить вам жизни

ТехИнсайдер
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус

Почему вино может стать кислым и непригодным к употреблению?

ТехИнсайдер
Смотри, не двинься Смотри, не двинься

5 сериалов с психотерапевтическим эффектом для мужчин (и не только)

Men Today
От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ

Веками продолжавшиеся споры вокруг понятия эмерджентности

Forbes
Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора Быки, медведи и плечи: словарик успешного инвестора

Про 15 базовых терминов, которые позволят вам стать Волком с Уолл-Стрит

Maxim
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
Будет вам наукой Будет вам наукой

Семь свежих исследований, чтобы вы держали руку на пульсе актуальных знаний

Men Today
Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться

Как в СССР боролись с теми, кто отказывался от труда по собственному желанию

ТехИнсайдер
Стихийные отношения Стихийные отношения

Громкие заявления о подъеме уровня океана голландцы не слышат, а видят

Вокруг света
Бег по наклонной Бег по наклонной

Мог бы уровень современной науки позволить создать Человека-паука?

Вокруг света
Даниил Шульгин Даниил Шульгин

Даниил Шульгин — звезда дизайна с уклоном в трэш-эстетику и древесный художник

Собака.ru
От малограмотного мальчика до успешного книгоиздателя: история Ивана Сытина От малограмотного мальчика до успешного книгоиздателя: история Ивана Сытина

История Ивана Сытина — крестьянского сына, который стал успешным бизнесменом

ТехИнсайдер
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Открыть в приложении