Как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея

Правила жизниРепортаж

Посмотрел и обсуждаю

Главный редактор «Правил жизни» собрал сценаристов успешных российских сериалов, чтобы обсудить с ними, как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея.

Трифон Бебутов: Для массового читателя фигура сценариста в целом не очень понятна. Как бы вы описали свою ежедневную профессиональную рутину?

Андрей Золотарев: Моя профессиональная рутина заключается в том, что я 99 % времени пытаюсь заставить себя работать.

Дмитрий Минаев: Именно так!

Андрей: Это, в общем, моя работа – заставлять себя работать. Скорее всего, у всех так. Я думаю, есть какие-то отдельные личности, которые кайфуют от того, что они пишут. Если они талантливые, это большое счастье. Если бесталанные – несчастье для всех.

Дмитрий: Обычно у людей, которые много пишут, ничего не получается. Я всю жизнь пытаюсь заставить себя работать. Это главное, что происходит в жизни сценариста. Ты как бы раскачиваешься, вводишь себя в это состояние. И единственное, что изменилось, – я себя простил, потому что понял, что, когда я прокрастинирую или раскачиваюсь, это уже работа. И не надо себя за это ругать.

Андрей: Я к этому тоже пришел.

Дмитрий: Меня жена спрашивает: «Почему ты не работаешь? Почему ты смотришь голы Бекхэма сезона 95–96?!»

Игорь Тудвасев: Да потому что в это время появится решение сцены! Это обязательно.

Трифон: Я почему спросил про рутину? Какими бы сюжетами вы ни занимались, идеи для них вы черпаете не только из кино, но и из повседневности. Из жизни, которая нас окружает.

Игорь: Зачастую из жизни, из заголовков каких-то, из рилсов. Это все в тебе оседает.

Трифон: Может, есть какие-то технологии наблюдения за реальностью? Условно, вы выпиваете с друзьями. Кто-то сидит за соседним столом в ресторане, доносится какая-то фраза. Вы обращаете внимание на такие вещи, или они сами собой выцепляются из реальности?

Игорь: Выцепляются.

Дмитрий: У меня работает ровно наоборот. Я никогда не думал: «Вот хорошо бы эту фразу использовать». Она потом сама вылезает.

Игорь: Едешь в лифте, парень говорит своей девушке: «Ну извини, засохатил!» Как интересно произнес! Засохатил. У меня много всяких записок.

Трифон: Я слышал, у каждого сценариста есть свой условный молескин.

Игорь: Обожаю блокноты! У меня очень много блокнотов, где что-то записано.

Андрей: Ты в них только заглядываешь или записываешь?

Игорь: Я записываю. Я сейчас покажу. Господи, у меня море заметок! Заметки такие, заметки сякие, наброски на фильм. Извините, я перетянул одеяло.

Дмитрий: Я просто в ужасе.

Андрей: Ты неприятный человек. Ты знаешь об этом?

Дмитрий: Очень организованный.

Трифон: Тогда вопрос к тебе, как к самому организованному. Все-таки тогда в течение рабочего дня существуют какие-то процессы?

Игорь: Нет процесса.

Трифон: Условно, Набоков просыпался в пять утра, ходил гулять.

Игорь: Нет, утренней странички нет.

Дмитрий: У меня есть ужасное правило – антиорганизованное. Ступор шести страниц. Первые шесть страниц я могу писать неделю-две. А дальше, условно с 6-й по 50-ю, можно написать за день или за два. Это тот период, когда я сижу и ненавижу первую сцену.

Игорь: У меня есть наработки, которыми я просто… Допустим, мне нужна начальная сцена. Нужно придумать решение этой сцены. Может быть, это вау-эффект, или герои, например, просто сидят и разговаривают. Иногда у меня это не получается. Что я делаю? Просто это всегда работает. Я меняю локацию. Окей, а почему я сделал это в лобби? Давай мы сделаем…

Дмитрий: Потом продюсер меняет ее обратно.

Игорь: Это другое. Мы говорим сейчас про идеальную схему. Ну, например, приведу решение сцены. Тесть и зять встречаются, и начинается диалог: «Ну, как дочка?» – «Хорошо. А как теща поживает?» – «Хорошо». Вроде бы ничего такого. А когда мы переносим историю в стриптиз-клуб, это играет по-новому.

Трифон: Другой контекст.

Игорь: Понимаешь? Решение сцены заиграло. Те же слова, все то же самое, но поменялась просто…

Трифон: Экспозиция. С точки зрения бизнеса, как я понимаю, существует два варианта развития событий. Первый: когда к вам приходит продюсер платформы и говорит: «У нас есть вот такая тема, мы хотим по ней сценарий». Или второй: вы приходите и говорите: «У нас есть тема, мы хотим написать про это сценарий».

Дмитрий: Я думаю, это два разных кейса.

Игорь: Правильно, потому что эти ребята – вольные стрелки. А я – человек системный, нахожусь на канале СТС. Мы сейчас если и делаем, то все по заказу. Мы не можем сотрудничать.

Трифон: Даже на том же самом канале? Ты же можешь прийти к генеральному продюсеру и сказать: «У меня есть идея такого сериала»?

Игорь: Да, и мы рассказываем.

Трифон: То есть это так работает. А у вас?

Дмитрий: У меня эта грань совершенно стерлась. Есть авторы (я таких знаю много), которым очень важно, чтобы их идеи реализовывались. Если у них долго лежит что-то наболевшее, они начинают страдать. Потом это показывать. Если это не идет – переживают. У меня эта грань стерлась совершенно.

Игорь: Мне кажется, это называется «профессионализм».

Дмитрий: Не уверен. Мне приносят, и, если мне в целом окей, через три итерации я уже считаю это своим.

Андрей: Вообще, присвоение – очень важная вещь. Если не можешь присвоить историю, скорее всего, ничего не получится. Это очень важно.

Трифон: Но ведь на самом деле это даже необязательно проживать. Ты можешь найти какой-то сюжет. Условно, «Слово пацана». Есть книжка, давайте вокруг нее что-то сообразим. Как происходит поиск истории? Возьмем, например, «Чужие деньги».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
«Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями «Я — скорость»: 20 невероятно быстрых автомобилей, которых запретили допускать к соревнованиями

Скоростные машины, которые опасно допускать до соревнований

ТехИнсайдер
Непечатное дело Непечатное дело

Скандалы, последние годы гремевшие в российской книжной индустрии

Правила жизни
Моя радость Моя радость

Как разные домашние животные проявляют свою любовь к хозяину

Лиза
C понедельника начну C понедельника начну

Новая работа – это здорово, но и немного страшно. Как сделать все хорошо?

VOICE
Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары

66% зон в мировых тропических лесах испытывают новые температурные режимы

N+1
#glam_звездаonline: Агата Муцениеце #glam_звездаonline: Агата Муцениеце

Новая жизнь Агаты Муцениеце

Glamour
А что после? А что после?

4 распространенных сценария возникновения постапокалипсиса на Земле

Лиза
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
«Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений» «Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений»

Как Сергей Микушев решил получать профессию в области физики

Санкт-Петербургский университет
«БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной» «БРИКС изначально представляла себя наиболее сильной незападной стороной»

Оправдает ли БРИКС надежды глобального Юга?

Монокль
Несут какой-то вред Несут какой-то вред

Чем сложнее подход к тренингу, тем больше неверных шагов можно сделать

Men Today
Крошечные наездники спасли от вымирания одну из самых редких птиц Крошечные наездники спасли от вымирания одну из самых редких птиц

Специалисты предотвратили вымирание одной из самых редких птиц мира

N+1
Чувствительная милиционерка Чувствительная милиционерка

«Сантош»: драма о невозможности правосудия

Weekend
«Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел «Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел

Что такое синдром Питера Пэна и что делать, если твой партнер инфантилен?

VOICE
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
«Слава Богу, что я на земле без отчизны остался» «Слава Богу, что я на земле без отчизны остался»

Знал ли Бродский, стоя в аэропорту, что никогда больше не увидит родителей?

Дилетант
Нефтяные качели Нефтяные качели

Что происходит с ценой на углеводороды

Деньги
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Богатство не для всех Богатство не для всех

Почему в мире растет разрыв в доходах

РБК
Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления

Чего вы не знали о лапше быстрого приготовления

ТехИнсайдер
Суздаль Суздаль

Суздаль — город-музей с забавной традицией праздновать День огурца

КАНТРИ Русская азбука
«Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже «Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже

Почему молодежь предпочитает колледжи университетам?

СНОБ
Истина где-то здесь Истина где-то здесь

Вокруг этих мест ходит много таинственных слухов и даже леденящих душу рассказов

Лиза
Как люди живут в «умных городах» и при чем тут ИИ! Интересные факты о будущем Как люди живут в «умных городах» и при чем тут ИИ! Интересные факты о будущем

«Умные города», где искусственный интеллект делает жизнь людей удобнее

ТехИнсайдер
Голливуд на Волге Голливуд на Волге

Как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе

Правила жизни
От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах От стрелочных приборов до бортовых компьютеров: как развивалась авионика в самолетах

Как менялись технологии авионики на протяжении веков

ТехИнсайдер
Ярославль: А что вокруг? Ярославль: А что вокруг?

Интересные городки-спутники Ярославля

КАНТРИ Русская азбука
«Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес «Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес

Как женщины строили бизнес и карьеру в 2000-х, несмотря на гендерные стереотипы

Forbes
Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре Игорь Бутман — о Московском джазовом оркестре и предстоящем туре

Саксофонист Игорь Бутман — о современной музыке и ювелирном искусстве

РБК
Открыть в приложении