«Особый путь» (нем. Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое

ДилетантИстория

Русский Зондервег? Или немецкий «особый путь»?

«Особый путь» (по-немецки Sonderweg) — понятие столь же русское, сколь и немецкое. Дискуссии об «особых путях» России и Германии, их уникальной роли и великом историческом предназначении начались в XVIII-XIX веках, когда так называемые «поздние нации» — русские и немцы — занялись поиском национальной идеи.

Борис Хавкин

При всех различиях между русскими и немцами, их история причудливо переплеталась, давая миру высочайшие примеры единства и борьбы противоположностей — от «общности национальных судеб» до двух мировых войн ХХ века, в которых немцы и русские сошлись в смертельной схватке.

Немецкий «особый путь» состоял в абсолютизации специфики исторического развития и роли государства. Эта концепция использовалась при объяснении феномена германского национализма, империализма, милитаризма и особенно национал-социализма (Третий рейх). Её сильное влияние прослеживается и в истории русского «особого пути», отличительная черта которого, считает историк из ФРГ Леонид Люкс, «всевластие государства и безвластие общества. Лишь в редчайших случаях, во времена глубочайших кризисов государства, это соотношение частично или даже полностью менялось. В эти краткие моменты, как правило, и решалась судьба страны, судьба грядущих поколений».

Герб Священной Римской империи германской нации. Гравюра Йоста де Негкера, 1510 год

Немцы издавна пытались «понять Россию умом». Эта попытка сильнейшим образом повлияла на русскую историко-философскую мысль — от создателей в ХVIII веке «норманнской теории» русофилов Герхарда Фридриха Миллера и Августа Людвига Шлёцера и их критики Михаилом Ломоносовым до отца «научного коммунизма» русофоба и антисемита Карла Маркса, именем которого названы не только пришедшая из Германии и до сих пор распространённая в России историко-философская доктрина, но и площади и улицы современных российских городов.

Герхард Фридрих Миллер (Фёдор Иванович Миллер)
Август Людвиг Шлёцер

Русский марксизм (от «легального марксизма» Николая Зибера и Петра Струве до большевизма в его разных версиях — ленинизма, троцкизма, сталинизма) был попыткой перенести этот немецкий «особый путь» на русскую почву. Большевистская революция 1917 года подлила масла в огонь спора немцев о России. Немецкий социолог и культуролог Альфред Вебер писал в 1925 году, что «большевистская власть привела к реазиатизации России. Лишь по недоразумению эта страна примкнула на какое-то время к сообществу европейских наций; покидая Европу, она возвращается к самой себе».

Альфред Вебер

«Вернуться к истокам» предлагали русские славянофилы. Вслед за немецкими идеалистами, которые компенсировали своё осознание политической отсталости и раздробленности Германии подчёркиванием своего «культурного превосходства» (культура как духовное понятие противопоставлялась материальным ценностям западной цивилизации), русские славянофилы XIX века размышляли о духовности России, её религиозном своеобразии и великом предназначении в мире.

В 1848 году дипломат и поэт Фёдор Тютчев (автор знаменитых строк «умом Россию не понять», ставших знаменем «особого» русского пути) в написанной по-французски записке на имя императора Николая I «Россия и Революция» сформулировал особую задачу России, которая одна только способна противостоять мировому хаосу: «Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия... Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества». В том же 1848 году теоретик анархизма Михаил Бакунин предлагал спасти Европу прямо противоположным, чем Тютчев, революционным способом, но тоже с помощью особой миссии великой России.

Фёдор Тютчев

Эта полемика между русскими уже в 1853 году была отрефлексирована немцами. Фридрих Энгельс писал: «Россия — убеждённый покоритель наций, и она им была весь век, пока великое движение 1789 года не сотворило ей опасного противника, полного мощной энергии… С той эпохи на европейском континенте фактически существовали только две силы: с одной стороны, Россия с её абсолютизмом, а с другой — революция».

В середине ХIХ века сложилась доктрина российской исключительности, согласно которой «Россия — какая-то особая цивилизация, чуждая всему миру и, прежде всего, Европе… Когда при Николае I Россия развернулась к Европе задом и нарушила основополагающие принципы Священного Союза, тогда и начала развиваться европейская “русофобия”, не изжитая и поныне… Плоды этого “выпадения из Европы” — позорный итог Крымской войны, экономическая и политическая отсталость. И — самое цепкое и вредоносное — идеология имперского “особнячества”, перехваченная у германских тевтонофилов», — писал клирик неканонической Апостольской православной церкви Лев Регельсон.

Николай I держит Европу. Карикатура Оноре Домье, 1855 год

В Германии страх перед Российской империей сочетался с чувством собственного культурного превосходства. Немецкие националисты и «тевтонофилы», такие как Густав Дицель, в этом плане мало отличались от коммунистов Карла Маркса, Фридриха Энгельса или Мозеса Гесса, который писал: «Простота подавляющей части русского населения — не святое простодушие откровенной невинности, а тупое бесчувствие холопского толка… Неужели этих людей можно призвать к мировому господству, к покорению той самой Европы, которая теперь соединяет глубину германского постижения Бога с практицизмом римского понимания мира?»

Европейский концерт. Американская карикатура, 1897 год

Однако в русофобии проявлялась лишь одна из сторон немецкого восприятия России. Была и другая: сильное русофильство, причём преимущественно в консервативной части немецкого образованного общества.

Классик немецкой литературы Томас Манн в «Размышлениях аполитичного» писал о Германии как о вечно протестующей против Запада стране. «Младоконсерватор» Томас Манн считал своим долгом защитить трагическое величие германской культуры от воинствующей западной цивилизации. Как сторонник романтической версии об «антибуржуазности» тевтонской цивилизации, Томас Манн удивлялся тому, что Россия, страна Толстого и Достоевского, оказалась в одном ряду с западной цивилизацией в борьбе против родственной ей культуры Германии: «Разве русский — это не наиболее человечный из людей? Разве его литература — не наиболее из всех гуманна? В своих сокровенных глубинах Россия всегда была демократической, сильнее — христианско-коммунистической, то есть расположенной к братству страной, — и Достоевский, кажется, думал, что патриархально-теократическое самодержавие представляет собой лучшую политическую систему для демократии, чем социальная и атеистическая республика. Для меня нет сомнений, что немецкая и русская человечность ближе друг к другу, чем Россия и Франция, и несравненно ближе, чем Германия к латинскому миру». Русский философ и культуролог Борис Парамонов назвал «Размышления аполитичного» «шедевром германского “славянофильства”».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нюрнбергские расовые законы Нюрнбергские расовые законы

Антисемитизм лежал в основе нацистской идеологии

Дилетант
Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы

Нейромаркетинг изучает потребительское поведение и маркетинговые стратегии

Вокруг света
Есть только МиГ Есть только МиГ

Все три года войны центральное место занимало противостояние ВВС СССР и США

Дилетант
Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя

Почему многих из нас так пугает возраст Гекаты, что мы отрицаем его?

Psychologies
«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Саддам Хусейн, отец нации Саддам Хусейн, отец нации

Самым печально известным из кровавых диктаторов Ирака былл Саддам Хусейн

Дилетант
«Ковёр» на Ковентри «Ковёр» на Ковентри

«Любое нападение с воздуха на гражданских противоречит законам ведения войны»

Дилетант
«Павлин» взвесит кур на расстоянии «Павлин» взвесит кур на расстоянии

«Павлин Техно» разработала первый в мире метод бесконтактного взвешивания птиц

Монокль
«Поэтам не всё дозволено» «Поэтам не всё дозволено»

Нет ни одной сферы советской жизни, в которой не проявился антисемитизм

Дилетант
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
Творческий поток: почему лучшие идеи приходят к нам в самых неожиданных ситуациях Творческий поток: почему лучшие идеи приходят к нам в самых неожиданных ситуациях

Что такое «блуждание ума» и почему оно помогает найти неожиданные решения

Forbes
Ареопаг против Хрущёва Ареопаг против Хрущёва

Властная элита СССР, которая тяжело поддавалась либерализации и реформаторству

Дилетант
Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе? Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе?

Разбираемся в тонкостях и нюансах операций с криптовалютой в компании эксперта

Правила жизни
Змею вырвало двумя змеями поменьше Змею вырвало двумя змеями поменьше

Герпетолог встретил индиговую змею, которую вырвало двумя более мелкими змеями

N+1
Настоящий прорыв в области криминалистики: как Алек Джеффрис изобрел ДНК-дактилоскопию Настоящий прорыв в области криминалистики: как Алек Джеффрис изобрел ДНК-дактилоскопию

Как Алек Джеффрис нашел уникальную деталь, которой различаются ДНК людей

ТехИнсайдер
«Я живу не свою жизнь»: 5 признаков, что это действительно так «Я живу не свою жизнь»: 5 признаков, что это действительно так

Как понять, что ваша жизнь действительно походит мимо?

Psychologies
За запой! За запой!

Александр Рогожкин и его поиск ответа на вопрос, как выживать, никого не убивая

Weekend
Отставка Отставка

От заседания Президиума ЦК 13 и 14 октября 1964 г. осталась протокольная запись

Дилетант
Разница в таблетках Разница в таблетках

Дешевые аналоги дорогих лекарств – стоит ли экономить на здоровье?

Лиза
Независимая генетика Независимая генетика

Как решить проблему технологического отставания в российском АПК

Агроинвестор
Какой пассажирский самолет самый большой в мире Какой пассажирский самолет самый большой в мире

Почему громадина и красавец Airbus A380 — лайнер тяжелой судьбы

Maxim
Сбой системы Сбой системы

Как вовремя понять, что ребенка пора вести на прием к специалисту?

Лиза
Избыток сахара ускоряет старение клеток и сокращает продолжительность жизни Избыток сахара ускоряет старение клеток и сокращает продолжительность жизни

Избыток сахара может изменить работу клеток в организме человека

ТехИнсайдер
Лас-Вегас — Петушки Лас-Вегас — Петушки

Как снять фильм, в котором «пить» рифмуется с «играть»

Weekend
Товарищ Тело Товарищ Тело

«Субстанция»: еще один важный боди-хоррор

Weekend
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Свет клином Свет клином

Где роковая точка невозврата у зависимости и кому стоит быть осторожнее?

Psychologies
За кино, против критики За кино, против критики

Если кто и спорит о вкусах, так это кинокритики

СНОБ
Открыть в приложении