Секретом здоровья и энергичности Веры Васильевой было отсутствие злости

Коллекция. Караван историйРепортаж

Верю в Веру! Воспоминания о Вере Васильевой

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Александра Авдеева

«Я уверена, главным секретом здоровья и энергичности Веры Кузьминичны Васильевой было отсутствие злости, зависти, ревности и сожалений в ее характере и натуре. Перечисленного актриса, кажется, не испытывала никогда. Она не хранила в памяти, не перебирала на досуге имена тех, кто не дал ей роль 20 лет назад. Я бы сказала — Вера Кузьминична этого искренне не помнила. Высший пилотаж!» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

С Верой Васильевой мы познакомились 11 лет назад. Признаюсь, что, когда я впервые шла к ней на интервью, ни в одном театральном спектакле ее еще ни разу не видела. Но, конечно, смотрела «Сказание о земле Сибирской» и «Свадьбу с приданым», где у актрисы прекрасные, выразительные роли. Веру Кузьминичну часто можно было увидеть по телевидению, в различных телепрограммах, но, когда в коридоре Театра сатиры я встретила сияющую, подтянутую женщину, в ярком алом жакете, с укладкой и маникюром, на вид лет пятидесяти, не могла поверить своим глазам.

Владимир Дорофеев, Любовь Кузьмичева, Владимир Ушаков, Вера Васильева в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год. Фото: из архива В. Васильевой

Наш разговор начался в гримерной, и как-то так получилось, что уже через полчаса Вера Кузьминична сказала: «А поедемте ко мне домой! Там чаю выпьем и договорим». Квартира актрисы встретила меня множеством фото Васильевой на стенах, в самых разных образах и ролях, и какой-то особенной, уютной атмосферой. А еще везде были цветы. Чтобы уместить все букеты поклонников, подаренные после очередного спектакля, Вере Кузьминичне приходилось использовать ведра. О хозяине дома, муже актрисы, актере Владимире Ушакове, которого не стало за год до того дня, напоминал уголок, где были его портреты, иконки, свежие цветы в вазе. На кухне дремал обожаемый котик Филимон, подобранный когда-то на улице. Мы попили чай, разговорились о личном. Вера Кузьминична достала из шкафа и показала мне белое свадебное платье, привезенное из Парижа, в котором она отмечала золотую свадьбу. Я была совершенно очарована, поражена... Мне думалось: «Вот он, пример для любой женщины, как сохранить молодость, красоту и живой ум».

Фото: Марк Штейнбок/«7дней»

Мы стали общаться, я все чаще приходила в театр, по многу раз смотрела все ее спектакли, наблюдала порой, как актриса репетирует, как готовится к выходу на сцену. Больше всего удивляло, что актриса всякий раз волнуется, словно 18-летняя дебютантка. И когда после спектакля Вера Кузьминична спрашивала меня: «Ну, как я сыграла? Не так плохо? Только говорите правду», я знала — это не кокетство. Ей не нужна была лесть. Она действительно хотела убедиться, что все еще может выходить на сцену и наравне с партнерами играть, не снижая планку. А ведь Вера Васильева успела отметить 75-летие своей работы в Театре сатиры. Подумать только, 75 лет на одной сцене! Все эти годы она хранила верность театру, несмотря на то что времена бывали разные, порой ей приходилось очень нелегко. Годы простоя, отсутствие интересных ролей. Меня всегда поражает, что, вспоминая об этом, Вера Кузьминична никого не винила, рассуждала здраво и просто: «Я никогда не умела толкаться локтями, требовать для себя ролей. Надо говорить прямо: я не обладала какой-то особенной, яркой красотой. Кроме того, в репертуаре театра не было романтических пьес. Я играла советских девушек. Не тех героинь, о которых мечтала в молодости...» Никогда в жизни не слышала чего-то подобного от других актрис. Ответственное, трепетное отношение к своему делу. В определенный момент в Театре сатиры исчез из репертуара спектакль, который она с коллегами играла семнадцать лет. Семнадцать лет! Мало какие спектакли проживают столь долгую жизнь, и вот, казалось, случилось закономерное. Но, придя к Вере Кузьминичне, я вдруг по ее лицу поняла, что... она пережила тяжелую утрату. Это был траур. Так актриса в душе провожала полюбившуюся роль...

Вера Васильева и Александр Ширвиндт в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»,
Театр сатиры, 1970 год. Фото: из архива В. Васильевой

Надо сказать, что, получив все возможные звания, премии и ордена, Вера Васильева вела себя предельно скромно. Помню, когда ехали с ней в Малый театр, на мероприятие, она вдруг стала искать в сумочке пропуск. «Зачем вам пропуск? Вы же играете в этом театре уже пять лет!» (Вера Васильева играла в Малом театре в спектакле «Пиковая дама». — Прим. ред.) — «Но, если спросят, я должна показать...» Вера Кузьминична не рассчитывала, что ее всегда и везде узнают. Просьба показать пропуск или простодушный вопрос новенького вахтера «А вы кто?» не вызывали у нее бурю эмоций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Сирадзе о Савелии Крамарове Наталия Сирадзе о Савелии Крамарове

Вдова Савелия Крамарова Наталия Сирадзе вспоминает о его жизни и творчестве

Коллекция. Караван историй
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Самые красивые и необычные места России

Grazia
Белковая диета – способ похудеть и удержать вес Белковая диета – способ похудеть и удержать вес

Белковая диета на две недели позволяет похудеть и долго удерживать вес

Cosmopolitan
Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России

Боги-демиурги, злые духи, почитаемые животные: мифология Севера России

ТехИнсайдер
Александр Домогаров: «Если бы я проиграл, не поднялся бы. И я дрался, дрался как в последний раз!» Александр Домогаров: «Если бы я проиграл, не поднялся бы. И я дрался, дрался как в последний раз!»

Александр Домогаров об отношениях с сыном, актерском мастерстве и идеях

Караван историй
Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России

Как не опускать руки, зная, что в России 99% приговоров — обвинительные

Forbes
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
Дропперы малолетние Дропперы малолетние

Активное вовлечение подростков в мошеннические схемы вынуждает менять закон

Деньги
Большой ресурс для маленькой компании Большой ресурс для маленькой компании

Где предпринимателю взять деньги на развитие бизнеса?

РБК
«Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии «Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии

Как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет

Forbes
Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору

Как взрастить внутренний стержень?

Правила жизни
«Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции «Черный торт»: сериал о семейных тайнах, травмирующем прошлом и опыте эмиграции

Сериал «Черный торт»: как миграция влияет на самоидентификацию женщин

Forbes
От «золотой клетки» к art of living От «золотой клетки» к art of living

Как изменились ценности покупателя элитной недвижимости за 30 лет

РБК
Жесткое седло из Монголии назвали древнейшим в мире Жесткое седло из Монголии назвали древнейшим в мире

Жесткое седло из Монголии датируется примерно началом V века нашей эры

N+1
Ора экзакта Ора экзакта

Электричество бьется в наши сердца и в новом китайском электромобиле

Автопилот
Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
Инновации как способ выживания Инновации как способ выживания

На макроуровне никакой активизации НИОКР в средних компаниях не замечено

Монокль
Беспощадный космос Беспощадный космос

Какие смертельные опасности таит в себе космос?

Зеркало Мира
Движение вокруг недвижимости Движение вокруг недвижимости

Как искусственный интеллект захватывает один из ключевых рынков

РБК
Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков Венеры Серебряного века. Как видели идеал красоты русские художники рубежа XIX–XX веков

Каких Венер создавали художники Серебряного века

СНОБ
Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже

Этот пожилой гуру йоги занимался сексуальной эксплуатацией своих учеников

ТехИнсайдер
Могут ли седые волосы снова стать «цветными»: любопытное исследование Могут ли седые волосы снова стать «цветными»: любопытное исследование

Возможно, в будущем нам не придется закрашивать седину

ТехИнсайдер
Ферма будущего Ферма будущего

Как семейное увлечение мыловарением выросло в большой бренд

Seasons of life
Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов

Как простая учительница организовала партизанскую операцию по спасению детей

ТехИнсайдер
Свободна как птица Свободна как птица

Как отпустить бывшего и перестать на него злиться: советы психолога

Лиза
Выйти из «зловещей долины» Выйти из «зловещей долины»

Что такое ИИ-тревожность и как с ней справляться

РБК
Очень важные персональные данные Очень важные персональные данные

На что повлияет ужесточение наказания за незаконный сбор личных данных граждан

Монокль
После мрака драка После мрака драка

«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста

Weekend
И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока

Иногда даже самые полезные на первый взгляд продукты могут оказаться вредными

Лиза
Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским» Игорь Миркурбанов: «Любое пение должно быть актерским»

Игорь Миркурбанов о своем новом спектакле-концерте и песнях Сергея Наговицына

Монокль
Открыть в приложении