Как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет

ForbesСобытия

«Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии

Елеyа Зархина

Кадр из фильма «Оставь мир позади»

8 декабря на Netflix вышел апокалиптический триллер «Оставь мир позади» с Джулией Робертс, где семья, отправившаяся в отпуск, вынуждена столкнуться с коллапсом всей прежней жизни. Если тревога и страх перед будущим — главные эмоции человека XXI века, то кинематограф отзывается на это с большой готовностью. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет.

​​«Оставь мир позади» — экранизация одноименного романа американского писателя Румаана Алама, которую перенес на большой экран режиссер сериала «Мистер Робот» Сэм Эсмейл. Семейство Сэндфорд, супруги Аманда (Джулия Робертс), Клай (Итан Хоук) и их двое детей-подростков, снимают дорогой особняк на Лонг-Айленде, чтобы провести совместный отпуск. Но вечером первого дня на пороге их дома появляется хозяин дома Джордж (Махершала Али) вместе с дочерью Рут.

Мужчина извиняется за внезапный визит, но объясняет его электрическим коллапсом во всем Нью-Йорке, откуда он уехал, чтобы пересидеть неприятность в доме. Сэндфорды не очень рады вынужденному соседству, но соглашаются провести ночь под одной крышей. На следующий день пропадает мобильная связь и интернет, и герои оказываются оторваны от остального мира. Ощущение ужаса нарастает, когда становится понятно, что это не временный сбой, а крушение всех электронных систем, из-за чего падают самолеты и сбиваются с курса нефтяные танкеры. Постепенно становится понятно, что мир оказался на пороге своей гибели. Но как спастись героям, не понимающим, что является источником этой страшной угрозы?

Кадр из фильма «Оставь мир позади»

​​Новый фильм Эсмейла исследует мир накануне глобальной катастрофы. И режиссер, и автор оригинального романа Румаан Алам отказываются называть конкретный источник угрозы, оставляя зрителю пространство для собственных трактовок и вынуждая его теряться в догадках. Фильму в целом не столько интересно, что будет с миром после апокалипсиса, сколько важно понять, как люди переживают масштабную опасность, борясь со страхами, сомнениями и проживая разные стадии принятия неизбежного: от категорического отрицания до смиренного принятия конца.

«Оставь мир позади» не классический фильм-катастрофа в его традиционном представлении. Да, здесь есть сцены, от которых холодеет кровь, но по большей части история приглашает нас примерить на себя роль обреченных героев, которым некуда бежать и не у кого просить помощи.

Решение Эсмейла позвать на главные роли звезд драматического, а не экшен-кино, тоже кажется удачным. В фильме ни Джулии Робертс, ни Махершале Али, ни Итану Хоуку не приходится сражаться с внеземным вторжением или убегать от разбушевавшейся стихии, как это было, например, в «Дне независимости» или «Послезавтра» — эталонных примерах апокалиптического кино. История Алама работает на поле тонкого психологизма: вместе с героями зритель проживает невероятный опыт предчувствия беды, к борьбе с которой он оказывается не готов.

Акцент и зрительский фокус на внутренней реакции героев, а не на внешние обстоятельства (будь то метеорит, цунами или нашествие зомби) — достаточно частая история в кино последних лет, которая переосмысливает жанр апокалиптического кино.

Комета летит на Землю

Первым фильмом про апокалипсис считается датская картина «Конец мира» Августа Блома, вышедшая более ста лет назад — в 1916 году. В ней опасная комета падала на Землю, становясь причиной различных катаклизмов. Однако широкую популярность истории про глобальную угрозу для человечества приобрели уже после Второй мировой войны, когда стало очевидно, как хрупок мир.

Кадр из фильма «Конец мира»

Фильмы апокалиптического жанра обычно несли в себе терапевтический эффект, отзываясь на главные триггеры общества в тот или иной период истории. Например, во время Холодной войны кинематограф переносил на большой экран страх перед ядерной угрозой. После возникновения эпидемии СПИД стали особенно популярны сюжеты про загадочный вирус, способный уничтожить миллионы. Но традиционно самыми распространенными для жанра становятся истории про зомби-апокалипсис (отсчет можно вести с выхода фильма «Ночь живых мертвецов в 1968 году) и Третью мировую войну с применением оружия массового поражения. Это в свою очередь приведет к наступлению «великой скорби» — так в христианстве называется время самых страшных потрясений и страданий.

С развитием технологий стали востребованы и сюжеты про искусственный интеллект, который со временем сможет поработить человечество. На протяжении XX века жанр апокалиптических фильмов-катастроф претерпел множество трансформаций, но сохранил в себе главное — веру в то, что человек сильнее любой внешней угрозы.

Так, в 1986 году режиссер Андрей Тарковский выпустил философскую драму «Жертвоприношение», которая стала последней в его фильмографии. Главный герой фильма Александр (Эрланд Юзефсон) узнает, что миру остались считанные часы, потому что началась ядерная война. В отчаянии герой решает заключить сделку с Богом — Александр предлагает пожертвовать собой и всем своим имуществом взамен на спасение близких. В представлении Тарковского конец света — событие страшное, но отвратимое волей и верой самого человека.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко «Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко

Анжелика Пахомова рассказала о дружбе с Ириной Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей

Носовой комплекс кашалота работает как речевой аппарат у человека

ТехИнсайдер
Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь» Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь»

Актер Милош Бикович — о ностальгии и «ярмарке тщеславия»

VOICE
Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года

Смерть актрисы Евгении Гаркуши загадочна

VOICE
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
Между выгодой и риском Между выгодой и риском

Как в России и мире пытаются регулировать ИИ

РБК
Изменить себя Изменить себя

Почти на 50% здоровье зависит от образа жизни. Что мы пьем и едим, чем дышим

Лиза
Что такое поколение «альфа»: разбираем, чем эти дети отличаются от своих родителей Что такое поколение «альфа»: разбираем, чем эти дети отличаются от своих родителей

Поведение поколения альфа: чего ждать от тех, кто придет на смену зумерам

Psychologies
Синдром высокого мака: почему ненавидят тех, кому «больше всех надо»? Синдром высокого мака: почему ненавидят тех, кому «больше всех надо»?

Почему тот, кто выбивается из среднего уровня, раздражает всех вокруг?

Psychologies
Что делать, если тебе плохо подстригли челку: 5 способов исправить ошибку мастера Что делать, если тебе плохо подстригли челку: 5 способов исправить ошибку мастера

Стрижка челки обернулась провалом? Спокойно: мы знаем, как все исправить

VOICE
«Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками «Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками

Отрывок из книги Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Forbes
7 способов поднять себе настроение утром, которые используют психологи 7 способов поднять себе настроение утром, которые используют психологи

Как задать позитивный настрой с самого утра и не впасть в депрессию

Psychologies
Минздрав Сахалина о привлечении кадров: «Предусмотрены выплаты и компенсация за аренду квартиры» Минздрав Сахалина о привлечении кадров: «Предусмотрены выплаты и компенсация за аренду квартиры»

Как Сахалинская область привлекает врачей из других регионов?

ФедералПресс
10 новогодних фильмов, которые должен посмотреть каждый 10 новогодних фильмов, которые должен посмотреть каждый

Фильмы, которые подарят вам новогоднее настроение

Maxim
Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Политический пейзаж Политический пейзаж

Павел Отдельнов: живопись в расширенном поле

Weekend
Орбитальные группировки навигационных спутников Орбитальные группировки навигационных спутников

Какие существуют спутниковые навигационные системы и из чего они состоят

Зеркало Мира
Плечо для внешней торговли Плечо для внешней торговли

Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов

РБК
Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет

К моржеванию и даже окунанию в прорубь необходимо готовиться сильно заранее

ТехИнсайдер
«О самом лютом из владык» «О самом лютом из владык»

В том, что Влад Дракул был реальной исторической личностью, сомнений нет

Дилетант
ВМС стран латино-американского региона ВМС стран латино-американского региона

Военное строительство и модернизация вооруженных сил стран Латинской Америки

Обозрение армии и флота
Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться» Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»

Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом

Монокль
Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно Как перестать мастурбировать: можно ли отказаться от мастурбации и зачем это нужно

Когда естественный способ разрядки становится зависимостью?

Psychologies
Евгений Цыганов: «Главная награда — иметь возможность делать то, что хочется» Евгений Цыганов: «Главная награда — иметь возможность делать то, что хочется»

Интервью с Евгением Цыгановым о театре, музыке и нынешнем состоянии нашего кино

СНОБ
«Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи «Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи

Глава из сборника семейных историй Дины Рубиной «Не вычеркивай меня из списка»

Forbes
Счастливы вместе Счастливы вместе

Свадьба Александра и Вики Петровых получилась грандиозной!

OK!
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
ЦБ предупреждает ЦБ предупреждает

Частные инвесторы становятся активнее, но чаще пытаются манипулировать рынком

Монокль
«Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства «Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства

Можно ли воспринимать анонимные произведения искусства

Монокль
«Немой учитель» «Немой учитель»

Тысячелетняя история книги: от глиняных табличек до электронных ридеров

Зеркало Мира
Открыть в приложении