Как возникли киностудии СССР, как менялись и что с ними случилось в итоге

ForbesИстория

«Арменкино» представляет: как работали и что снимали национальные киностудии в СССР

Наталия Эфендиева

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1929 (Фото DR)

Если в американском кино еще до начала фильма появлялся рычащий лев или женщина с факелом, то в советском любой фильм предваряла эмблема той государственной киностудии, где он был снят. В республиканских киностудиях СССР в свое время снимали и коммунистические агитки, и работали выдающиеся режиссеры. Кинокритик Наталия Эфендиева рассказывает, как они возникли, как менялись в течение 70 лет и что с ними случилось в итоге.

Важнейшее из искусств

Одни республиканские киностудии возникли спустя короткое время после завершения Гражданской войны, другие были образованы накануне Великой Отечественной, а третьи появились только ближе к ее концу. Иногда представители новой советской власти получали кинопредприятия путем национализации, то есть они появлялись там, где уже были ресурсы — человеческие и технические, существовала инфраструктура и была сформировавшаяся аудитория.

Так, будущий «Азербайджанфильм» возник в 1921 году на базе частной киностудии ««Фильма» братьев Пироне», а Всеукраинскому фотокиноуправлению (ВУФКУ), просуществовавшему восемь лет и уничтоженному в 1930 году, отдали ателье и студии продюсеров, создававших российское кино до 1917 года: Ермольева и Ханжонкова — в Ялте, Гроссмана, Харитонова и Борисова — в Одессе. Проверенный способ использовали и в 1940 году, после включения Эстонии, Латвии и Литвы в состав советских территорий, для создания будущих «Таллинфильма» (на основе киностудии «Estonia Film»), Рижской и Литовской киностудий.

Но все же большая часть будущих фабрик «красной мечты» возникла с нуля, в качестве подразделений Наркомпроса или корпунктов (например, «Молдова-фильм»), для выполнения очень простой и практической функции — создания кинохроники и киноочерков. При этом при наличии достаточного числа творческих кадров к игровому кино они переходили уже через пару-тройку лет («Грузия-фильм», «Арменкино», ВУФКУ).

Режиссеры, снимавшие ранние национальные фильмы, были людьми незаурядными, с богатой биографией. Одна из самых колоритных личностей — отец армянского художественного кино Амо Бек-Назаров (настоящее имя — Амбарцум Бек-Назарян). До кинематографа он зарабатывал на жизнь французской борьбой. Его кинокрестным стал Григорий Либкен, позвавший Амо работать в свою ярославскую киностудию, а уже оттуда экс-борца переманил в Москву один из главных продюсеров дореволюционного кино Александр Ханжонков. В его киноателье Бек-Назаров и стал звездой, снявшись в нескольких десятках фильмов.

После революции он не эмигрировал, а отправился в Грузию, где сперва основал и возглавил местную секцию Наркомпроса, а затем пошел выше — стал директором и худруком Государственной киностудии Грузии. Первый армянский фильм Бек-Назарян снял еще на этом посту. Фильм «Намус» («Честь», 1925) — трагическая история любви — имел такой успех, что в честь него даже назвали и запустили в производство новую марку папирос. За ним последовали драма «Зарэ» — о жизни курдов в дореволюционной России, комедия «Шор и Шоршор» — о забавных перипетиях в жизни сельских бездельников, «Хас-Пуш» — о восстании персидских крестьян и горожан в конце XIX века.

Кадр из фильма «Намус», 1925 (Фото DR)

Многонациональное кино

Первые годы управление студиям пребывало в руках местных кинематографистов. Пока в Москве под вывеской «Совкино» шло масштабное поглощение и слияние возникших в период НЭПа кинопредприятий (на время увернуться удалось лишь «Межрабпомфильму» и «Востоккино»), республиканские киностудии продолжали жить своей жизнью, не оглядываясь ни на кого. Разумеется, никто не снимал с них обязанности продвигать в массы советскую идеологию, но надзора за качеством исполнения не существовало. Как не существовало финансовых и творческих отчетов в центр: съемочные бюджеты, студийные планы и прокатная политика находились в ведении местных властей.

Это позволило в короткий срок сложиться двум самобытным национальным кинематографиям — грузинской и украинской. В Грузии дебютируют Николай Шенгелая («Элисо», 1927), Михаил Чиаурели («Саба», 1929; «Хабарда», 1931), Котэ Микаберидзе («Моя бабушка», 1929), Михаил Калатозишвили («Соль Сванетии», 1929; «Гвоздь в сапоге», 1932), снимавшие кино даже по тем меркам авангардное по языку, изобретательное в выразительных средствах и нередко остросатирическое, гротескное и эксцентрическое.

В Украине режиссеры Александр Довженко («Звенигора», 1927; «Арсенал», 1928; «Земля», 1930), Георгий Стабовой («Два дня», 1927), Иван Кавалеридзе («Ливень», 1929; «Перекоп», 1930; «Штурмовые ночи», 1931), Виктор Турин («Борьба гигантов», 1926; «Его карьера», 1928) создавали кинокартины поэтические, наполненные метафорами и символами, зачастую опираясь на национальную фольклорную традицию. И в это же время складывался феномен украинской операторской школы: Алексей Калюжный (расстрелян в 1938-м), Даниил Демуцкий (работал с Довженко), Михаил Кауфман («Одиннадцатый», 1928; «Человек с киноаппаратом», 1929), Николай Топчий (работал с Кавалеридзе) формируют изобразительную традицию, отличавшуюся экспрессией, живописностью и композиционной завершенностью в каждом кадре.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Машины времени Машины времени

11 лучших автомобилей российского рынка 2023 года

Men Today
Мексиканский ремень Мексиканский ремень

Фахитас – блюдо, в котором слились традиции Северной и Южной Америки

Вокруг света
Лес у реки Лес у реки

«Зеленые легкие планеты, первобытная среда обитания»

Вокруг света
А дома лучше: советские звезды, которые вернулись из эмиграции в Россию А дома лучше: советские звезды, которые вернулись из эмиграции в Россию

Как говорится, а в гостях хорошо, а дома - платят

VOICE
Гости становятся хозяевами Гости становятся хозяевами

Почему аренда квартир на курортах популярнее, чем проживание в гостиницах

Деньги
Взгляд на космос: как Макензи Листруп стала главой крупнейшей космической лаборатории Взгляд на космос: как Макензи Листруп стала главой крупнейшей космической лаборатории

6 апреля новым директором Центра космических полетов стала Макензи Листруп

Forbes
Темная сторона Древней Греции: о чем не рассказывают детям на уроках истории Темная сторона Древней Греции: о чем не рассказывают детям на уроках истории

Мало кто из нас обрадовался бы, оказавшись в Древней Греции

Maxim
Гедонизм в эпоху дедлайнов: как менялся культ наслаждения от античности до наших дней Гедонизм в эпоху дедлайнов: как менялся культ наслаждения от античности до наших дней

Что такое гедонизм и может ли он сделать нас счастливее

Forbes
Квартира философа Квартира философа

Панорамный интерьер с ощущением уюта и уединения

SALON-Interior
Посевная в штатном режиме Посевная в штатном режиме

Сельхозпроизводители продолжают сеять, однако работать им все сложнее

Агроинвестор
Рубен Ениколопов: «В экономике нельзя все время жить на болеутоляющем» Рубен Ениколопов: «В экономике нельзя все время жить на болеутоляющем»

Почему в кризисы возрастает роль малого и среднего бизнеса?

РБК
Одна вокруг света: спящие вулканы и звонкая вода Одна вокруг света: спящие вулканы и звонкая вода

212-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Селфи, gushi и Северное сияние: зачем туристы из Китая едут в Россию Селфи, gushi и Северное сияние: зачем туристы из Китая едут в Россию

Какие перспективы ждут китайский туризм в России?

РБК
15 лучших сериалов с черным юмором 15 лучших сериалов с черным юмором

В этих сериалах есть все, что мы любим: циничные шутки и кощунственные сюжеты

Maxim
«Привет, Барби»: лучшие фильмы Марго Робби «Привет, Барби»: лучшие фильмы Марго Робби

Фильмы с Марго Робби — от криминальных комедий до драматический байопиков

Правила жизни
«Начальник меня не хвалит»: многие специалисты готовы мириться с низкой зарплатой, если компания будет их ценить «Начальник меня не хвалит»: многие специалисты готовы мириться с низкой зарплатой, если компания будет их ценить

Почему руководство редко отмечает успехи сотрудников

VC.RU
Стоп-кран для старения мозга: названа популярная добавка, которая защитит от деменции Стоп-кран для старения мозга: названа популярная добавка, которая защитит от деменции

Витамины и продукты с этим элементом обладают нейропротекторным эффектом

Вокруг света
Цветок-канделябр Цветок-канделябр

Удивительные растения из семейства Кутровые

Наука и жизнь
Без импортных яиц Без импортных яиц

Зависимость от иностранного материала для инкубации снизили до минимума

Агроинвестор
«Наполеон: биография» «Наполеон: биография»

История жизни самого известного французского императора

N+1
Поймай его, если сможешь: 15 лучших фильмов Кристофера Уокена Поймай его, если сможешь: 15 лучших фильмов Кристофера Уокена

Запутанная фильмография актера Кристофера Уокена, в которой мы разобрались

Правила жизни
Кто на самом деле выгорает: вы или ваши субличности? Кто на самом деле выгорает: вы или ваши субличности?

Как понять, какое «я» страдает? И чем ему помочь?

Psychologies
Кнут и пряник: 3 распространенных способа удержать партнера — выводы ученых Кнут и пряник: 3 распространенных способа удержать партнера — выводы ученых

Три стратегии, которыми мы пользуемся, чтобы сохранить отношения

Psychologies
Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику» Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику»

Заглядываем в будущее вместе с экономистом и прогнозистом Александром Чулоком

РБК
Режиссер Савва Савельев — о свободе, памяти и Марлен Дитрих Режиссер Савва Савельев — о свободе, памяти и Марлен Дитрих

В мае на Кипре состоится премьера спектакля Саввы Савельева «Я — Марлен»

РБК
«Экстренно переехал в другую страну, а языка не знаю»: что делать, объясняет психолог «Экстренно переехал в другую страну, а языка не знаю»: что делать, объясняет психолог

Как пережить смену локации с минимальными потерями и влиться в новую культуру

Psychologies
«Сумерки», только лучше? Что мы знаем о новом сериале по вампирской саге Стефани Майер «Сумерки», только лучше? Что мы знаем о новом сериале по вампирской саге Стефани Майер

Неужели мы снова увидим красивую историю любви Эдварда и Беллы?

VOICE
Сколько чувств на самом деле необходимы человеку Сколько чувств на самом деле необходимы человеку

У любого могут возникнуть сомнения в том, что наши чувства ограничиваются пятью

ТехИнсайдер
Мое личное тело Мое личное тело

Самые актуальные методы, чтобы привести тело в тонус

Лиза
Как из салона: звездные мастера маникюра раскрыли свои секреты нанесения покрытия Как из салона: звездные мастера маникюра раскрыли свои секреты нанесения покрытия

Идеальный домашний маникюр без пятен и вмятин? Проще сказать, чем сделать!

VOICE
Открыть в приложении