География древнего мира: что греки знали о землях, странах и народах?

Знание – силаИстория

Мир до Александра. Путешествие начинается…

Александр Голяндин

Благословенная Персия

Так попробуем последовать за Геродотом и перенестись за границы греческого мира – в Персидскую державу. Судя по сохранившемся до наших дней надписям, жители различных частей этой державы хорошо представляли себе, в какой стране они живут и кто ею правит. Как этого удалось добиться при том, что размеры империи были огромны, это является, «пожалуй, главной загадкой в истории Персидского царства», отмечает немецкий историк Ханс-Иоахим Герке в книге «Александр Великий» (H.-J. Gehrke. «Alexander der Grosse», 2013).

Известно, что сами правители вовсе не требовали того, чтобы в каждом городе и каждой деревне их почитали, как богов. Персидское царство вовсе не напоминало собой абсолютистские монархии Нового времени, хотя в эпоху Просвещения, начиная с «Персидских писем» (1721) Монтескье, это царство стало символом всего худшего, что только может быть при монархическом правлении.

Бюст Геродота. Римская копия II в. н. э. С египетского оригинала IV в. до н. э.

Европейские философы и литераторы, стремясь иносказательно покритиковать собственную королевскую власть, нещадно высмеивали «персидские порядки», «восточную деспотию», «страну рабов и сатрапов». Так возник устойчивый образ страны, в которой нет места «ни началам правосудия, ни началам справедливости». И вот уже искусный иноземный врач, призванный жителями этой страны исцелить ее, выносит безрадостный политический приговор: «Ступайте прочь, несправедливые люди, […] у вас в душе яд, губительнее того, от которого вы хотите лечиться; вы недостойны занимать место на земле, ибо вы бесчеловечны и справедливость вам неведома; я бы оскорбил богов, которые наказывают вас, если бы стал препятствовать их справедливому гневу» (письмо XI).

На самом деле, Персидская держава в середине IV века до новой эры, в канун походов Александра Македонского, представляла собой, как признают современные историки, громадную «трайбалистскую федерацию» (Герке), субъектами которой были поглощенные ею народности, племена, мелкие исчезнувшие царства и даже полисы.

Жителям Египта или Месопотамии, древнейших культурных территорий, вошедших в состав Персидского царства, судя по тому, что мы знаем, также было безразлично, что ими правит теперь царь, пребывающий не в Мемфисе или Вавилоне, а в Персеполе. Безразлично, поскольку он не притеснял их, не ровнял с землей их города и не стремился обратить их в рабов. Они всё так же обрабатывали свои поля, занимались ремеслами, торговали, поклонялись своим богам и говорили и писали на своих родных языках. Подати же собирали любые правители во все времена, и персидские цари в этом отношении были ничуть не хуже фараонов.

Грубо говоря, если цари не мешали людям жить, как они привыкли, если у людей была работа, если они не умирали с голода и если их жрецы, которых они слушались, как гласа Божиего, не хулили этих царей, то людям, как подчеркивает Герке, «было всё равно, кто ими правит», ведь ими всегда кто-то правит, и если это персидский царь, то он не худший из правителей.

Руины дворца Дария I в Персеполисе

Греки дальнего плавания

Конечно, образованные греки – греческие философы, историки и политики – и, разумеется, царевич Александр, воспитанный одним из таких философов, гораздо лучше, чем простые крестьяне, были осведомлены о мире, лежавшем за пределами небольшого греческого мирка. Заслуга в этом именно Геродота, оставившего грандиозное описание ойкумены.

Греческие мореходы также прекрасно знали Средиземное море, разбирались в нем не хуже, чем автомобилист, следующий из города в город сообразно дорожным знакам. Мир греков ведь очень рано выплеснулся за пределы мелкого, как чаша, Пелопоннесского полуострова. Греки еще в доклассический период расселились по всему побережью Восточного Средиземноморья – колонизовали юг Италии и север Африки, Малую Азию и даже Причерноморье.

Капитаны греческих кораблей полагались в пути не только на свой опыт, но и на словесные карты – «периплы» (мы можем перевести теперь это слово как «маршрутизаторы»). В «периплах» было подробно описано всё, что должно встретиться морякам на пути, когда они будут плыть вдоль побережья: бухты, мели, удобные стоянки, места, где можно пополнить запасы питьевой воды. Следуя этим пометкам, словно нанизанным на нить Ариадны, которая затем неторопливо разматывалась, греческие моряки плавали и вдоль берегов Малой Азии, и близ побережья Египта. Фразы «периплов» служили, можно сказать, топонимическими обозначениями, которые не располагались одновременно в пространстве, как на современной географической карте, а постепенно разворачивались во времени. И моряки плыли от строки к строке подобно тому, как любители сегодняшних квестов идут от записки к записке…

Гибралтарская скала

Западное Средиземноморье греки знали гораздо хуже, ну а Геркулесовы столбы (нынешний Гибралтарский пролив) и вовсе были для них вратами в неведомое. За ними расстилался Океан. Если это и были врата, то обустроенные злыми демонами. Они обманывали всякого, кто посмеет в них проникнуть. Морякам, самонадеянно проплывшим сквозь эти врата, следовало оставить надежду на лучшее. Там кончался мир, и оттуда не возвращались.

Так же темны и неведомы для греков были области суши, что примыкали к этим вратам. Они мало что знали, например, про Иберийский полуостров. Эта загадочная область годилась лишь для того, чтобы населить ее фантастическими образами.

Эмблема императора Карла V на здании муниципалитета Севильи. Ее украшают Геркулесовы Столбы

Время невров

Грекам вообще была неизвестна большая часть Европы. Это признавал и Геродот, сказавший: «Что же до самых отдаленных стран Европы, именно на западе, то я не могу сообщить о них ничего определенного» («История», кн. III, 115).

Гораздо лучше им были известны дикие области Балканского полуострова. Геродот, например, очень почтительно пишет о Дунае, называя его «самой большой из известных нам рек» («История», кн. IV, 48). Однако значительная часть Центральной Европы, весь север и почти вся Восточно-Европейская равнина в V веке до н. э. еще не существуют даже для греческих ученых. Эти области можно заселять кем угодно – прежде всего, героями смутных россказней – помещать туда «агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов» («История», кн. IV, 102). Там бродят «козлоногие люди» и недвижимо лежат «люди, которые спят шесть месяцев в году»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мириам, сестра пророка Моисея Мириам, сестра пророка Моисея

Удивительная, неординарная личность, чья судьба неотделима от подвигов братьев

Знание – сила
Кроссовер для правильного отпуска: тест-драйв Geely Atlas Кроссовер для правильного отпуска: тест-драйв Geely Atlas

Geely Atlas: кроссовер, в котором радует всё

ТехИнсайдер
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Людмила Вебер: Нажимается кнопочка «выкл» — и ты оказываешься в полной темноте, в которой надо как-то учиться жить Людмила Вебер: Нажимается кнопочка «выкл» — и ты оказываешься в полной темноте, в которой надо как-то учиться жить

Художница Людмила Вебер — о том, что она пережила по ту сторону решетки

СНОБ
Был или не был? Вот в чём вопрос Был или не был? Вот в чём вопрос

Да кто он такой, этот ваш Шекспир?

Дилетант
Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе

Почему Войджицки была не просто легендой в технологической индустрии

Forbes
Как выстроить доверие в отношениях: 14 правил, о которых мы часто забываем Как выстроить доверие в отношениях: 14 правил, о которых мы часто забываем

Правила, которые помогут построить крепкие отношения

Psychologies
Что посмотреть на Алтае: топ необычных мест Что посмотреть на Алтае: топ необычных мест

О самых удивительных и загадочных местах Алтая

ФедералПресс
«Быт разрушает наши отношения»: что делать в таком случае — 9 советов психолога «Быт разрушает наши отношения»: что делать в таком случае — 9 советов психолога

Быт в отношениях — страшный зверь, которого можно приручить

Psychologies
Топ самых опасных для здоровья поз за рулем Топ самых опасных для здоровья поз за рулем

Самые опасные положения водителя в длительном путешествии на автомобиле

Maxim
Благородный винтаж и вещи «первой руки»: почему все охотятся за антикварной мебелью Благородный винтаж и вещи «первой руки»: почему все охотятся за антикварной мебелью

Галеристы фиксируют: на рынке антикварной мебели уже третий год идет оживление

Forbes
Как Николо Макиавелли рассуждал о природе власти Как Николо Макиавелли рассуждал о природе власти

Отрывок из книги «Никколо Макиавелли. Стяжать власть, не стяжать славу»

СНОБ
Я себя сделала сама: как женщины доказали, что они тоже могут быть self-made Я себя сделала сама: как женщины доказали, что они тоже могут быть self-made

Как понятие self-made помогает женщинам заявлять о себе

Forbes
Щи: вoт она, скрепа! Щи: вoт она, скрепа!

Щи случались на столах наших предков чаще, чем что-либо еще

КАНТРИ Русская азбука
Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе» Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе»

Всегда впускаю историю каждой своей героини максимально глубоко, под кожу

Коллекция. Караван историй
Играет с огнем Играет с огнем

Евгений Стычкин: сам себе режиссер и всем папа

Men Today
Скажи мне, кто твой друг Скажи мне, кто твой друг

Национальные парки, экофермы, питомники с редкими животными: топ-12 таких мест

2Xplore
Робот-гуманоид вышел на работу на завод BMW. Работодатель доволен Робот-гуманоид вышел на работу на завод BMW. Работодатель доволен

Компания BMW на своем заводе провела тестирование робота-гуманоида Figure 02

ТехИнсайдер
Успешный дебют. Как советская программа стала первым чемпионом мира по шахматам Успешный дебют. Как советская программа стала первым чемпионом мира по шахматам

Как технологии совершили революцию в шахматах

СНОБ
Андрей Себрант: «В карьере нет заранее известной конечной точки» Андрей Себрант: «В карьере нет заранее известной конечной точки»

Как технологии повлияли на карьерное развитие в IT и где искать предсказуемость

РБК
Спортивный характер Спортивный характер

О, спорт, ты стиль: мода, идущая со стадионов

Men Today
«Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным» «Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным»

Платонов — один из важнейших не только прозаиков, но и мыслителей XX века

Знание – сила
Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность

Зачем нужен современному автомобилю адсорбер и на что он влияет

РБК
10 вещей, которые лучше всего чистить спиртом: мнение профессиональных клинеров 10 вещей, которые лучше всего чистить спиртом: мнение профессиональных клинеров

Что можно чистить спиртом, а что — нет?

VOICE
Видимость — «в молоко» Видимость — «в молоко»

Как живут оленеводы за полярным кругом, изучал Сергей Абдульманов

2Xplore
Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах Самые интересные фэнтези-романы, основанные на мифах и легендах

Семь историй, вдохновением для которых послужили мифы и легенды разных народов

Maxim
Древнего дюгоня покусали акулы и крокодил Древнего дюгоня покусали акулы и крокодил

Палеонтологи описали остатки вымершего дюгоня из рода Culebratherium

N+1
Думать — больно? Западные эксперты рассказали, как сознательно снизить уровень стресса Думать — больно? Западные эксперты рассказали, как сознательно снизить уровень стресса

Мышление может причинять боль? Вот как это объясняют специалисты!

ТехИнсайдер
Имплантация зубов Имплантация зубов

Что важно сделать до, во время и после процедуры имплантации зубов

Лиза
Делай как я: создательница кафе Eggsellent о первых деньгах и покупке «куска пустыни» Делай как я: создательница кафе Eggsellent о первых деньгах и покупке «куска пустыни»

Полина Юрова о том, к чему ее привела мотивация с детства «зарабатывать денежку»

Forbes
Открыть в приложении