«Лида»: история основательницы «Дома с маяком»

WeekendСобытия

Забор для героя

«Лида»: история основательницы «Дома с маяком»

Текст: Ксения Рождественская

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Центр документального кино и Киностудия имени Горького запускают фестиваль «Дело жизни», в программу которого вошли документальные фильмы о людях, нашедших свое призвание. Открывает показы «Лида» Константина Райха — фильм, рассказывающий о Лидии Мониаве, учредительнице детского хосписа и благотворительного фонда «Дом с маяком», как о герое нашего времени, но почти ничего не объясняющий о ней как о человеке.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Лида со своим подопечным Колей — мальчиком с тяжелой инвалидностью — живет своей обычной жизнью: она то идет на фотосессию для журнала, то в церковь, то сидит на работе, ухаживает за Колей и другими пациентами из интерната, примеряет рюкзак, в котором можно носить Колю, перестилает кровати, отвечает на письма. Камера следует за героиней по заснеженным улицам, по коридорам аэропорта, смотрит в окно хосписа, на Балтийское море, на публику non/fiction, на пациентов хосписа и их родителей, на батюшку в церкви, на двери автобуса. Лида рассказывает о своей жизни, посмеиваясь в самых неожиданных местах («мне скучно, честно говоря, ходить на похороны... чувств у меня никаких не вызывают могилы, все эти службы... скорее раздражает это все»). Коля лежит в специальном кресле.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Что-то есть завораживающее в этой поразительной героине, в этом безмятежном танке. Она без раздумий срезает крестик с шеи, когда стилистка перед модной съемкой говорит: «Украшения надо снять... что, прям ножницами?!» Спокойно рассказывает о школе, которую видно из окон хосписа, который и есть ее работа и жизнь: вопреки всем правилам, школа отгородилась от «Дома с маяком» сплошным забором, чтобы не видеть паллиативных детей. «Дом с маяком» нарисовал на своей стороне этого забора морские волны. Мониава спокойно называет работы своей мамы «поделками», уточняя, что мама просит их так не называть. Рассказывает, как она пошла против врачей и начала давать Коле все лекарства не по схеме, а как ей удобно — три раза в день в одном шприце. Из всего этого мог бы получиться портрет монстра, портрет святой или как минимум портрет человека, но получается сплошной забор. Мониава сразу предупреждает: «Я не очень про чувства умею думать, говорить, формулировать. Скорее дела умею делать».

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Поэтому чувства — восхищение, ненависть, даже удивление — сразу отсекаются, и это самое поразительное в фильме.

Режиссер Константин Райх — один из авторов докпроекта «Гастарбайтерши», серии портретов трудовых мигранток, в которых авторы «попытались узнать и понять этих женщин, а стало быть, и самих себя». Узнать и понять Мониаву, посмотрев «Лиду», решительно невозможно. И непонятно, заслуга ли это режиссера, его проблема или объективная реальность. Он не вносит в фильм никаких эмоций, не ищет поводов для пафоса, но как подобраться к внутренней жизни Лиды — тоже не знает, поэтому просто фиксирует шаги и события.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Сама Мониава в своем блоге написала, что ей фильм очень понравился, потому что там «нет „главной мысли, которую хотел сказать автор” и т. п.— просто про нашу жизнь так, как она есть. Я там местами говорю ерунду, но и в жизни тоже так».

«Главную мысль» совершенно не нужно вкладывать в фильм, но в кино она как-то сама прорастает. В «Лиде» не прорастает, как не прорастает в отчете о количестве шагов, в черной дыре или в зарисовке о природе. Мониава что-то делает, камера почтительно следует за ней. (Оператор-постановщик — Вероника Соловьева, это она снимала медленную, как будто подводную драму Марии Игнатенко «Город уснул» и черно-белую историю на стыке мифа и застолья «Бебиа, по моему единственному желанию» Жужи Добрашкус.) Райх старается действительно быть тактичным, насколько это возможно, дает Мониаве говорить столько, сколько она хочет, и лишь один раз предоставляет слово условному народу: «Вы для меня герой нашего времени»,— говорит Лиде кто-то из публики после ее выступления на книжной ярмарке. «Спасибо»,— весело отвечает Лида.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

Второй герой «Лиды» (а может, и нашего времени) — двенадцатилетний Коля, которого в начале пандемии Мониава забрала домой, оформила над ним опекунство: самых тяжелых пациентов интерната сотрудники хосписа решили разобрать по домам, чтобы уберечь их от вируса. Мониава почти два года пыталась дать Коле нормальную жизнь — он ездил на отдых к морю, присутствовал на концертах, летал на вертолете. Из-за того, что у него было тяжелейшее поражение центральной нервной системы, невозможно точно сказать, как он ко всему этому относился.

Тот, кто Мониавой восхищался, после этого фильма продолжит ею восхищаться, тот, кто Мониаву не понимал, после этого фильма ее и не поймет. Но можно воспринимать «Лиду» как отчет об ушедшем времени: Коля умер в этом январе, и фильм посвящен ему.

Фото: предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького

«Дело жизни», с 5 июля по 31 августа

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Невозможность финала Невозможность финала

«Санта-Барбара», рязанская версия

Weekend
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
«Хочется мечтать по-крупному» «Хочется мечтать по-крупному»

В чем секрет двойного успеха Эмина? Каков он вне публичного пространства?

OK!
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Верни мой каменный топор Верни мой каменный топор

Вновь изобрести технологии каменного века занимательно, но зачем это нужно?

Вокруг света
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Дивный Воронеж Дивный Воронеж

Город-открытие, который ты пропускаешь по пути на море

Лиза
60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование 60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование

Какие функции в онлайн-звонках пользователи считают наиболее полезными

Inc.
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Святые разбойники Святые разбойники

Как религиозная атрибутика становится частью жизни криминальных структур

Правила жизни
Прибыль от долгов Прибыль от долгов

Чем интересны локальные валютные облигации

Деньги
Идеальные партнеры Идеальные партнеры

Как правильно сочетать разные цветы в саду

Добрые советы
Полис ограниченного действия Полис ограниченного действия

Экономят ли работодатели на ДМС для сотрудников

Деньги
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений

В Каннах самые звездные дорожки, но все меньше проектов с голливудскими звездами

Ведомости
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
Астраханское море Астраханское море

Знакомься, наше российское Мертвое море — озеро Баскунчак

Лиза
Мошенники усложнили схемы Мошенники усложнили схемы

Мошенники придумали новую схему обмана с «выплатами» в евро

Ведомости
Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ

Как на самом деле развивается ИИ в России?

Forbes
«Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства «Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства

Как Линн Рэмси превращает сюжет, знакомый многим семьям, в мрачный хоррор

Forbes
Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов

У капуцинов появилась традиция похищать и носить детенышей ревунов

N+1
Открыть в приложении