Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – силаКультура

Архив богини Фауны

Борис Жуков

Я не помню, когда именно я впервые вошел в эти тяжелые двери, но это точно было еще до школы. Не помню, кто из родителей меня привел, какое это было время года, какая стояла погода. Помню только полутемный вестибюль с высокими потолками и великолепные фрески на его стенах, изображающие сцены из жизни животных – современных и древних. А за вестибюлем – залы, показавшиеся мне тогда огромными, почти бесконечными. Все это пространство заполнено витринами, содержащими невероятное разнообразие птиц, зверей, бабочек, жуков, ящериц, черепах и прочих живых существ, словно бы застывших в какой-то момент своей обычной жизни. Помню, что меня тогда поразил не тот или иной выдающийся экспонат, не огромный белый медведь или яркая тропическая бабочка, а вот именно само это разнообразие всевозможных созданий, наполнявших залы музея.

Это уже потом я узнал, что это место называется Зоологический музей Московского университета, что помимо экспозиционных залов в нем есть еще и другие помещения, где происходит немало интересного, и что его коллекции предназначены не столько для посетителей, сколько для профессионалов – ученых-зоологов. Но – обо всем по порядку.

«Отражение самой природы»

Акинфий
Демидов

Датой рождения Зоомузея считается 1791 год. На самом деле история собрания на несколько десятилетий длиннее. Еще в начале 1740‑х годов предприниматель Акинфий Демидов (сын и наследник Никиты Демидова – основателя знаменитой династии промышленников) купил коллекцию известного немецкого собирателя различных природных объектов Иоганна Фридриха Генкеля. Сыновья Акинфия добавили в собрание собственные приобретения, а вскоре после учреждения в Москве университета подарили всю коллекцию ему. Правда, уже подаренное собрание еще два года лежало в Петербурге, во дворце Шувалова, но в 1759 году переехало в Москву и стало основой Минерального кабинета при кафедре натуральной истории. Впрочем, уже через несколько лет Минеральный кабинет был переименован в Натуральный – что больше соответствовало составу экспонатов, представлявших все три царства, на которые в то время принято было делить природные объекты: минеральное, растительное и животное.

«Конечно, это была кунсткамера, – говорит нынешний директор Зоомузея доктор биологических наук Михаил Калякин. – Собрание было довольно бессистемным, при его пополнении ценились прежде всего диковинки и редкости: какие-нибудь экзотические трофеи или необычные экземпляры обычных животных. Однако с самого начала существования коллекции она использовалась для демонстрации студентам в ходе обучения».

Коллекция росла, в нее поступали как отдельные экспонаты, так и целые собрания. Ей – как и университету в целом – становилось все более тесно в ветшающем «Аптекарском доме» у Воскресенских ворот Китай-города. В 1791 году Натуральный кабинет переехал в новое здание Московского университета на Моховой (то, которое мы теперь называем «старым университетом »). И в том же году он был переименован в Кабинет натуральной истории. Именно от этого, казалось бы, чисто формального акта отсчитывается история Зоомузея – хотя впереди у него было еще много переименований, переподчинений и переездов. Дело в том, что развернутая на новом месте коллекция была уже более или менее систематизирована (в соответствии с научными концепциями того времени) и ее можно было осматривать как нечто целое. По выражению одного их университетских профессоров того времени, это было «отражение самой природы».

Григорий
Иванович
Фишер

Большую роль в деле превращения Кабинета натуральной истории в полноценный естественнонаучный музей сыграл Иоганн Готтельф Фишер фон Вальдхайм (ставший в России Григорием Ивановичем Фишером), приглашенный в 1804 году на должность главы Кабинета (и кафедры натуральной истории) и занимавший ее до 1832 года. Ученик Кювье, Фишер был приглашен в Россию после того, как составил подробное описание знаменитого Парижского музея естественной истории. Возглавив московский музей, Фишер активно развивал все стороны его деятельности – собственно собирательскую, научную и просветительско-популяризаторскую. Его стараниями музею был передан целый ряд частных собраний (в том числе его собственное – Фишер считал, что «хранитель крупной коллекции не имеет права иметь собственную коллекцию», так как это неизбежно привело бы, выражаясь современным языком, к конфликту интересов). По инициативе Фишера в 1805 году при музее было основано Императорское московское общество испытателей природы, объединившее как профессиональных ученых, так и натуралистов‑любителей. Это общество, утратившее за двести с лишним лет только слово «императорское» в своем названии, продолжает работать и до сих пор, являясь старейшим научным обществом России и располагаясь именно в здании Зоомузея1.

1Подробнее о Московском обществе испытателей природы см. статью С. Багоцкого «МОИП – старейшее научное общество России» – «Знание – сила», № 5/2022.

Музей, конечно, был ориентирован прежде всего на исследовательскую и учебную работу, но уже в 1811 году сделал первый шаг к публичности: два дня в неделю в течение двух часов в него допускались все желающие. В это время в помещении должны были присутствовать университетские профессора, которым надлежало давать посетителям необходимые пояснения. Этим, видимо, и объясняется столь ограниченное время доступности для публики: у профессоров было много и других дел.

Музей явно вступал в период своего расцвета, когда его постигла самая страшная катастрофа в его истории – оккупация Москвы армией Наполеона и обусловленный ею великий пожар. Огонь добрался и до зданий университета – в том числе и до корпуса, в котором располагался музей.

По распоряжению московского генерал-губернатора графа Ростопчина все имущество Московского университета подлежало эвакуации. Но распоряжение появилось слишком поздно – всего за несколько дней до вступления в Москву французских войск, – а университетское имущество явно не считалось приоритетной ценностью. Вывезти удалось только небольшую часть коллекции, а почти все, что оставалось в Москве, погибло в огне. Сгорела и вся документация музея, так что даже немногие уцелевшие экспонаты (в основном раковины и кораллы) практически лишились научной ценности и сегодня представляют интерес лишь как исторические реликвии.

Вернувшийся в Москву Григорий Фишер оказался на пепелище – в буквальном и переносном смысле. Собрание пришлось восстанавливать почти с нуля. Но тут ему на помощь пришли частные коллекционеры, а также меценаты, покупавшие уже собранные коллекции специально для подарка. Погибшему музею дарили профессора и губернаторы, собиратели и предприниматели (среди последних отметилось очередное поколение династии Демидовых). Меньше чем через два года после катастрофы собрание музея (пребывавшее в съемном помещении неподалеку от руин университета) насчитывало уже больше шести тысяч предметов. А в 1818 году оно разместилось в четырех залах вновь отстроенного университета.

Леопарды

В дальнейшей истории музея было много переездов, реорганизаций, переименований, смены концепций. Постепенно из него выделились в самостоятельные подразделения гербарий и минералогическая коллекция – музей сосредоточился на собирании именно зоологических объектов. Последний шаг в этой специализации был сделан, когда при организации Палеонтологического музея Зоомузей передал ему немногие имевшиеся в его собрании ископаемые объекты (Скелет шерстистого мамонта, встречающий сегодня посетителей у лестницы, ведущей на второй этаж, был найден и попал в музей уже в 1970‑х годах.) В 1866 году музей был окончательно открыт для публики (как известно, как раз в это время русское образованное общество очень сильно заинтересовалось естественными науками). Для этого из собрания музея (которое к этому времени насчитывало уже многие десятки тысяч предметов) пришлось выделить собственно экспозиционную часть. А в 1902 году музей переехал в собственное здание, спроектированное и выстроенное специально для него, – то самое здание на Большой Никитской, с которого началась эта статья.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Стив Возняк Стив Возняк

Правила жизни инженера и предпринимателя Стива Возняка

Правила жизни
«Нимфа Фонтенбло» — формула стиля «Нимфа Фонтенбло» — формула стиля

Как «Нимфа Фонтенбло» повлияла на культуру ренессансной Франции?

Дилетант
Как откручивать шкив коленвала и в какую сторону Как откручивать шкив коленвала и в какую сторону

Все о снятии шкива коленвала: инструменты, последовательность, как крепится

РБК
Жить интересно Жить интересно

О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг света
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Не выходя из машины Не выходя из машины

Необычные гаджеты, которые в разные эпохи можно было найти в автомобиле

Правила жизни
Горячая линия поддержки для мужчин: что такое мэнкипинг и как он влияет на женщин Горячая линия поддержки для мужчин: что такое мэнкипинг и как он влияет на женщин

Как не потерять себя и отношения из-за мэнкипинга

Forbes
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались

Зачем вообще была придумана практика перевода часов на зимнее время?

ТехИнсайдер
Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики

Какие ужасные вещи назвали главными последствиями засух

N+1
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
Пятиминутный путеводитель по видеоиграм Пятиминутный путеводитель по видеоиграм

Все о видеоиграх: кто их придумал и какими они бывают

Правила жизни
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Ген-план Ген-план

Почему снижение стоимости технологии прочтения генома не привело к прорыву?

Правила жизни
Cвадебный бум Cвадебный бум

Прическа для важного дня: 5 идей для волос разной длины

Лиза
«Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен «Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен

Как поливоркерам сохранить здоровье и продуктивность

Forbes
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Как появилась Вселенная? Ответ может скрываться в водах Байкала Как появилась Вселенная? Ответ может скрываться в водах Байкала

Ключ к разгадке сотворения Вселенной может находиться в глубинах Байкала

ТехИнсайдер
Я хочу сыграть в кешбэк Я хочу сыграть в кешбэк

Как банки влияют на поведение своих клиентов через кэшбек и игровые механики

Монокль
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье» Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье»

Музыкант Кассета — о специфике работы с другими испольнителями

Forbes
Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин

Зачем китайцев все чаще стали подталкивать к бракам с иностранками

Forbes
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
Открыть в приложении