Вера Мухина создала главный советский памятник и культовую советскую посуду

Правила жизниКультура

Рабочий, колхозница и граненый стакан

Где пролегает граница между высоким искусством и промышленным дизайном? Для авангардистов 1920-х это было одно и то же. «Правила жизни» рассказывают о том, как Вера Мухина создавала главный советский памятник и культовую советскую посуду.

Записала Алина Халзагарова

Вера Мухина родилась в Риге в богатой купеческой семье – ее отец торговал пенькой. Родители ее рано умерли, и она воспитывалась в Курске, в семье дяди, – тот был человек строгий, крутого нрава, и, едва дождавшись окончания гимназии, Вера и ее старшая сестра Мария сбежали в Москву. Здесь Вера училась живописи. И она, и ее сестра были девушками красивыми – будущая звезда пролетарского искусства в юности обожала нарядные платья и светскую жизнь. Но зимой 1911 года с Верой случилось несчастье: катаясь с сестрой на санках с высокого берега, она врезалась в дерево и страшно повредила нос. «Я выбыла из строя почти на целый год, – писала она много позже в своей автобиографии, – изрядно поранив лицо в одной спортивной катастрофе, которой, в конце концов, и должна быть благодарна, так как она определила мой дальнейший путь».

Врачи вернули нос на место, но лицо Веры изменилось навсегда: широкое, со шрамами, которые не исчезли даже после десятка операций, оно стало жестким, почти мужским. Стремясь хоть чем-то утешить племянницу, дядя дарит ей поездку во Францию – там хорошие пластические хирурги. Но вместо того чтобы менять лицо, Мухина стала учиться скульптуре в мастерской Бурделя.

Париж начала 1910-х – лучшего города, подходящего для занятий искусством, просто не существовало. Это было место силы, где важные открытия в эстетике происходили в реальном времени. В мастерской Бурделя бывали и постимпрессионисты, и Пикассо. Сам он, ученик Родена, в скульптуре вдохновлялся импрессионистами. Бурделю претили ровные и гладкие поверхности, он стремился сделать скульптуру живой и дышащей, придать ей страсть, чувство.

Мухина возвратилась в Россию в 1914 году, собиралась остаться на пару месяцев. Но развернувшаяся война поменяла все планы, и вместо продолжения учебы в Париже Вера отправилась учиться на курсы сестер милосердия, а затем стала работать в госпитале на Арбате. Она проработала там три года – бесплатно, только ради того, чтобы быть нужной своей стране и городу. И именно там в 1917 году Вера встретила своего мужа, Алексея Замкова. Все родные были против их союза, это был чистейший мезальянс. Замков, крупный, неловкий, был сыном крестьянина из-под Клина. Но после революции родственники Мухиной эмигрировали, и она наконец стала совершенно свободной и смогла выйти замуж за избранника.

Мухина с мужем, 1935 г.

В 1918 году выжить в Москве было непросто. Наследство Мухиной оказалось недоступно, денег не осталось. Трудно было достать даже еду. Алексей Андреевич каждое воскресенье ездил в свое родное село Борисово, где принимал больных. Возвращался нагруженный: с хлебом, в руках по бидону с молоком, за спиной мешок с картофелем. Так и жили.

В 1920-е в Москве царил дровяной кризис, «работать по скульптуре» из-за холода было невозможно. В это время Мухина принялась за графические работы: делала иллюстрации для журнала «Красная нива», разрабатывала этикетки для продуктов питания и даже работала над костюмами для кинематографа: в фильме Якова Протазанова «Аэлита» 1924 года есть костюм Гора для Юрия Завадского, созданный ею по просьбе подруги Александры Экстер.

Вообще, у Мухиной было много работ, посвященных костюмам. Когда в Советском Союзе встал вопрос о моде для трудящихся, она вместе с подругой, модельером Натальей Ламановой, начала разрабатывать эскизы одежды для новой советской женщины. Их можно увидеть в журнале мод «Ателье», который вышел в 1923 году как альтернатива парижским модным изданиям.

К сожалению, журнал, среди авторов которого были Кустодиев и Петров-Водкин, оказался слишком эстетским и ориентированным на искусство. Представленные в нем воздушные модели были далеки от жизни советских работниц и крестьянок. Поэтому его закрыли, а Мухина и Ламанова пересмотрели свою концепцию и вскоре издали альбом «Искусство в быту». По эскизам из него видно, что Мухина подходила к образам и крою так же, как и к своим скульптурным работам, – с позиции художника-конструктивиста. В голодном 1925 году Мухина и Ламанова вместе создали коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешевых грубых материалов – ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи. В нее вошли шляпы из рогожи и бусы из хлебного мякиша, пояса, оформленные крашеным горохом, и пуговицы, выточенные из дерева. Коллекция произвела фурор на выставке и получила гран-при, а парижские модельеры планировали запустить на ее основе массовое производство одежды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Увидимся в среде Увидимся в среде

Какие идеи лежат в основе современной архитектурной политики мегаполисов

Правила жизни
Летняя кухня. Идеи обустройства и практичные подсказки для дачников Летняя кухня. Идеи обустройства и практичные подсказки для дачников

Почему так важно позаботиться о правильном устройстве летней кухни

Лиза
Игровые автоматы Игровые автоматы

«Морской бой» – это не только артефакт, но и портал в детство

Правила жизни
Галопом по Востоку Галопом по Востоку

Помимо острова Беринга, в восточной части России есть масса удивительных мест

2Xplore
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
Все виды современных фэнтези-романов Все виды современных фэнтези-романов

Какие виды фэнтези существуют и что почитать на их тему

Maxim
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Инвазивные змеи на Гуаме не смогли проглотить половину убитых птиц Инвазивные змеи на Гуаме не смогли проглотить половину убитых птиц

Многие змеи регулярно охотятся на слишком крупную для проглатывания добычу

N+1
Не те хромосомы, много тестостерона: почему на Олимпиадах так много гендерных скандалов Не те хромосомы, много тестостерона: почему на Олимпиадах так много гендерных скандалов

Кто такие интерсекс-люди и почему из-за них возникают скандалы на Олимпиаде?

Psychologies
Николай Горинович: изуродованный революционер, ставший праведником Николай Горинович: изуродованный революционер, ставший праведником

Николай Горинович был революционером, которого пытались убить его же соратники

СНОБ
Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина

На примере 7 книг рассказываем, как Владимир Сорокин играет с текстом

Правила жизни
Неистовая Фанни. Драма террористки, покусившейся на вождя Неистовая Фанни. Драма террористки, покусившейся на вождя

О том, как любовная драма превратила наивную девушку Фанни Каплан в террористку

СНОБ
Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов

Почему мы на самом деле используем слова-паразиты?

Psychologies
Скрытые жиры Скрытые жиры

Ограничивая себя в животных жирах, мы забываем о растительных

Лиза
Вопрос века Вопрос века

Как правильно ухаживать за кожей вокруг глаз, чтобы не было «вековых» проблем?

Лиза
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
И без Netflix хорошо И без Netflix хорошо

Как открыть для себя увлекательный мир китайских дорам

ЖАРА Magazine
Крушение «Осоавиахима» Крушение «Осоавиахима»

В 1933 году граждане СССР праздновали триумф науки и техники — полёт стратостата

Дилетант
Медиатор: кто это и чем занимается Медиатор: кто это и чем занимается

В каких ситуациях медиатор незаменим и чем он отличается от психолога?

Psychologies
Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе Она — легенда: как Сьюзен Войджицки стала ролевой моделью для многих женщин в бизнесе

Почему Войджицки была не просто легендой в технологической индустрии

Forbes
Солнечный коллектор vs солнечная панель: как определить, что выгоднее для дома Солнечный коллектор vs солнечная панель: как определить, что выгоднее для дома

Что из них выгоднее и чем отличаются: солнечный коллектор или солнечная панель?

ТехИнсайдер
Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля

Эди Седжвик — первый модный инфлюенсер середины шестидесятых

Правила жизни
Польза стручковой фасоли для организма: советы врача и рецепты Польза стручковой фасоли для организма: советы врача и рецепты

Стручковая фасоль не только разнообразит рацион, но и поддерживает здоровье

РБК
Доктор наук объяснила, почему истории про маньяков так затягивают нас Доктор наук объяснила, почему истории про маньяков так затягивают нас

Почему нас так затягивают фильмы и сериалы, рассказывающие о преступлениях

Psychologies
Айсен Николаев о векторе развития республики Саха: «Экономический рост должен улучшать жизнь людей» Айсен Николаев о векторе развития республики Саха: «Экономический рост должен улучшать жизнь людей»

Якутия поражает темпами социального и экономического развития

ФедералПресс
Остановитесь! Пролистывание видео в соцсетях ухудшит вашу психику: исследование Остановитесь! Пролистывание видео в соцсетях ухудшит вашу психику: исследование

Как листание бесконечного количества видео лишь усугубляет скуку

ТехИнсайдер
Почему на полуострове Ямал извергаются ледяные «вулканы» Почему на полуострове Ямал извергаются ледяные «вулканы»

Почему извергаются ледяные «вулканы» в вечной мерзлоте?

ТехИнсайдер
Аморфное вещество Аморфное вещество

История стекла гораздо древнее, чем нам кажется

Зеркало Мира
Душа над тарелкой Душа над тарелкой

Почему, когда мы слышим хруст хлеба, у нас пробуждается аппетит?

Bones
Куда уходит сказка, или Санта Клаус раздора Куда уходит сказка, или Санта Клаус раздора

Западный мир сходит сума, а Санта Клаус отправляется на «свалку истории»

Зеркало Мира
Открыть в приложении