Подробный гид по азиатскому кинематографу

Правила жизниСобытия

Кино

Записал Ренат Газизов. Иллюстратор Надя Вятчина

Как видят светлое будущее режиссеры Северной Кореи; как отличить японское кино от китайского по положению камеры и о чем поют звезды индийских мелодрам? По просьбе «Правил жизни» наши коллеги из журнала о кино ORNAMENT подготовили и проиллюстрировали подробный гид по азиатскому кинематографу. Заодно снабдив его списком фильмов, которые помогут читателю с ним познакомиться.

Япония

История

Япония познакомилась с кино в 1889 году, когда на пленку были сняты спектакли национального театра кабуки. В каком-то смысле это оказался определяющий для японского кинематографа момент – многие традиции переместились со сцены на экран. Поначалу в стране развивалось только два направления кинематографа: гэндайгэки (фильмы о современности) и дзидайгэки (фильмы с историческими и фольклорными сюжетами).

В 1923 году основным центром производства фильмов становится Киото, и тогда же появляются первые картины в жанре кэнгэки (динамичные фильмы, близкие по ритму к американскому вестерну). Милитаристские настроения 1930-х отражаются в патриотических фильмах, восхваляющих войну и армию. Однако в это же время японские режиссеры делают шаг в сторону мелодрамы. Сентиментальные картины о простом народе и семейных ценностях – сёмингэки – становятся излюбленным жанром японцев.

В начале 1950-х в Японии возникают независимое производство и прокат, которые помогают режиссерам развить стиль «реализма без слез» (ленты об изгоях общества и бедняках). После кинокризиса 1960-х, вызванного широким распространением телевидения и снижением сборов, качество фильмов падает – чтобы привлечь зрителя, режиссеры обращаются к жанрам якудза-эйга (истории об организованной преступности) и пинку-эйга (эротика). Пройдя периоды активного сотрудничества с режиссерами и студиями других стран, расцвета документальных фильмов и бума на социальные ленты, японское кино постепенно становится таким, каким мы его помним в 1990-х и знаем в 2000-х.

Особенности

Большая часть приемов в японском кинематографе взята из театра. Камера зачастую неподвижна, как будто зритель сидит в театре, оператор смотрит на актера анфас и фиксирует его малейшие движения, так как игра глаз и мимика очень важны. Сначала режиссеры часто размещали камеру в 60-80 сантиметрах от пола – на такой высоте находятся глаза человека, сидящего на полу в традиционной позе сэйдза. Эта точка зрения также акцентирует декорации, которые возвышаются над персонажами, как на древних гравюрах укиё-э. В качестве театрального занавеса, разделяющего акты, в японском кино выступает «пустой кадр» без актеров, который ставит точку в повествовании и позволяет привести мысли в порядок. Движение актеров в кадре подчинено одному темпу, что роднит кино с поэзией, а их расстановка редко бывает симметричной, потому что японцы воспринимают симметрию как навязанную красоту. Среди типажей можно выделить два вида героев: татэяку (грозный и храбрый самурай) и нимаймэ (красивый и хрупкий герой-любовник). Первый отвечает исключительно за экшен, второй – за романтику.

Хиты

«Заколка для волос» (1941)
Режиссер: Хироси Симидзу
Комедийная драма о запретной любви в условиях военного времени

«Расёмон» (1950)
Режиссер: Акира Куросава
Исторический детектив о чести самурая, человеческой хитрости и разнице во взглядах

«Годзилла» (1954)
Режиссер: Исиро Хонда
Культовая научно-фантастическая картина, породившая жанр фильмов-катастроф с участием огромных монстров

«Ночь и туман в Японии» (1960)
Режиссер: Нагиса Осима
Политическая драма о личных убеждениях и дружбе студентов-активистов

«Женщина в песках» (1964)
Режиссер: Хироси Тэсигахара
Экранизация философского романа Кобо Абэ об одиночестве, свободе и отношениях в декорациях японской деревни

«Легенда о Нараяме» (1983)
Режиссер: Сёхэй Имамура
Историческая драма о жестоких нравах жителей Японии XIX века

«Призрак в доспехах» (1995)
Режиссер: Мамору Осии
Легендарный киберпанк о смешении реальностей, без которого не было бы «Матрицы»

«Фейерверк» (1997)
Режиссер: Такеси Китано
Криминальная драма о долге перед близкими и неотвратимости смерти

Китай

История

Кино пришло в Китай в 1896 году, когда в стране впервые показали иностранный фильм. Спустя десять лет в прокат вышла первая китайская лента «Битва при Динцзюньшане» – запись отрывка пекинской оперы. Поначалу фильмы были похожи на спектакли – актеры могли надолго застыть и смотреть в камеру. В 1909-м американец Бенджамин Бродский открыл в Китае первую киностудию. Режиссеры еще не выработали свой стиль, и все фильмы походили на Голливуд того времени. Главными темами были революция, коррупция и власть денег.

C 1937-го по 1945-й китайский кинематограф контролировался японскими оккупационными властями и пропагандировал привлекательный образ правительства. После Второй мировой кино начало возрождаться, а самыми востребованными стали патриотические фильмы о национальном спасении. Пришедшие в 1949 году к власти коммунисты национализировали отрасль: продукция Голливуда и Гонконга была запрещена, а новые фильмы сосредоточились на жизни рабочих, крестьян и солдат. Позже в Пекине была открыта киноакадемия, появилась собственная премия «Сто Цветов» и начала развиваться анимация. Но вплоть до 1972 года кино материкового Китая находилось не в лучшем положении, и только после культурной революции авторы снова получили возможность создавать что-то, кроме агиток. Китайские фильмы стали частыми гостями на кинофестивалях, где собирали премии и награды. Невероятно популярными стали мелодрамы о социальных проблемах (scar dramas). Но после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 году либерализацию отменили, цензура в кино усилилась. Повсеместное снижение бюджетов привело к тому, что качество картин упало: съемка зачастую велась на 16-миллиметровую пленку или цифровую камеру, а играли непрофессионалы. В начале 2000-х ситуация стала улучшаться, китайский кинематограф начал производить блокбастеры, которые были интересны и за пределами страны. К сожалению, широкое распространение пиратских DVD не позволило кинорынку развиваться, и до конца 2000-х фильмы после премьеры сразу же появлялись в хорошем качестве на дисках. Государственное преследование пиратов отчасти помогло исправить ситуацию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Внутренние войска Внутренние войска

Манкировать витаминами в последнее время стало просто неприлично

Tatler
5 негативных последствий нового законопроекта о психологической помощи 5 негативных последствий нового законопроекта о психологической помощи

Что не так с законом «О психологической помощи…»?

Psychologies
Неудобное искусство Неудобное искусство

Закат цивилизации: движение культуры на Запад, Афродита-азиатка и амфоры-гробы

Правила жизни
Художник Евгений Дедов — о бюрократии, орхидеях и возможностях Художник Евгений Дедов — о бюрократии, орхидеях и возможностях

Художник Евгений Дедов — о том, как появляются мотивы его произведений

РБК
Две мужские правды Две мужские правды

«Внебрачные связи»: Арно Деплешен экранизирует Филипа Рота

Weekend
Пелевин, Перес-Реверте и Фаулз. 5 книг с неожиданным финалом Пелевин, Перес-Реверте и Фаулз. 5 книг с неожиданным финалом

Романы с закрученными сюжетами, объемными персонажами и неожиданными финалами

СНОБ
Как слышится, так и пишется Как слышится, так и пишется

Пять художников и иллюстраторов изобразили, как представляют себе музыку

Правила жизни
Почему мы так любим кошек: причины, из-за которых их невозможно не любить Почему мы так любим кошек: причины, из-за которых их невозможно не любить

На самом деле, объяснить любовь к кошкам можно и с научной точки зрения!

ТехИнсайдер
Выращиваем дома любимцев прохладной погоды — анютины глазки! Выращиваем дома любимцев прохладной погоды — анютины глазки!

Для содержания в квартире этим цветам необходимы специальные условия

ТехИнсайдер
Стертые имена: женщины, чью славу украли мужчины Стертые имена: женщины, чью славу украли мужчины

Нередко женщины оставались в тени, а их достижения присваивали мужчины

VOICE
«Ей сложно конкурировать»: Меган Маркл посоветовали создать собственный бренд, основанный не на жалобах «Ей сложно конкурировать»: Меган Маркл посоветовали создать собственный бренд, основанный не на жалобах

Биограф намекнула Меган Маркл, что ей пора перестать жаловаться

VOICE
Чудо-укол: можно ли похудеть с помощью лекарства от диабета? Чудо-укол: можно ли похудеть с помощью лекарства от диабета?

Правда ли «волшебные уколы» помогут расстаться с лишними килограммами?

Правила жизни
Как снизить нервозность у ребенка Как снизить нервозность у ребенка

Что делать, если ваш пятилетний ребенок заикается и грызет ногти?

СНОБ
Конфликт желаемого и реального: что такое когнитивный диссонанс Конфликт желаемого и реального: что такое когнитивный диссонанс

О том, как работает когнитивный диссонанс, какими бывают его проявления

Forbes
Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам

Российские генетики исследовали ДНК 130 онежских поморов мужского пола

N+1
Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы

Как распознать аксиальный спондилоартрит?

Psychologies
Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища

Ученые попытались понять, как много звездных "трупов" усеивает космос

ТехИнсайдер
«Нельзя откладывать мечты на потом» «Нельзя откладывать мечты на потом»

Марина Ермошкина, несмотря на молодой возраст — успешная бизнесвумен

OK!
Как перестать мучиться вопросом «Что скажут люди?»: 9 шагов Как перестать мучиться вопросом «Что скажут люди?»: 9 шагов

Как изменить отношение к чужому мнению?

Psychologies
Настье, уклюжий, льзя и годяй: слова, которые раньше прекрасно себя чувствовали без приставки Настье, уклюжий, льзя и годяй: слова, которые раньше прекрасно себя чувствовали без приставки

"Настье" и "льзя" были вполне самостоятельными словами с интересной этимологией

ТехИнсайдер
Время сильных женщин: как Теруань де Мерикур боролась за равноправие в XVIII веке Время сильных женщин: как Теруань де Мерикур боролась за равноправие в XVIII веке

Теруань де Мерикур разрушала гендерные стереотипы еще в XVIII веке

Forbes
История исландского рыбака и самурайское плавание: чем полезна водная стихия История исландского рыбака и самурайское плавание: чем полезна водная стихия

Отрывок из книги Бонни Цуй «Зачем мы плаваем»

Forbes
Неожиданный сюжет в книге жизни Неожиданный сюжет в книге жизни

Что делать, если дети вашей сестры оказались на вашем попечении

СНОБ
Смерть в чужой кровати: как в отелях умирали знаменитости Смерть в чужой кровати: как в отелях умирали знаменитости

Иногда смерть гостя приносит отелю славу и становится частью ее истории

Правила жизни
Крест в небе Крест в небе

Историк авиации Вадим Михеев — о жизни авиаконструктора Игоря Сикорского

Наука
Салли Руни: «Прекрасный мир, где же ты». Отрывок из третьего романа Салли Руни: «Прекрасный мир, где же ты». Отрывок из третьего романа

Отрывок из новой истории взросления и поиска смысла жизни от Салли Руни

СНОБ
«Исчезнуть — и позволить этому быть»: чему учит новый роман Виктора Пелевина «KGBT+» «Исчезнуть — и позволить этому быть»: чему учит новый роман Виктора Пелевина «KGBT+»

Почему «KGBT+» Виктора Пелевина вышел как нельзя вовремя

Forbes
Стареть в России Стареть в России

Почему в нашей стране все с ужасом думают о старости?

Новый очаг
Главные особенности вин из «цимлянского черного» Главные особенности вин из «цимлянского черного»

Почему моновина из «цимлянского черного» производят всего несколько виноделен

СНОБ
Машины знаменитостей, пущенные с молотка за огромные деньги Машины знаменитостей, пущенные с молотка за огромные деньги

Посмотрите на аукционные автомобильные лоты, принадлежавшие известным людям

РБК
Открыть в приложении