Андрея Курпатова считают техноскептиком, но сейчас он работает над созданием ИИ

Правила жизниHi-Tech

«Большинство и не хочет работать»

Популярного психотерапевта и телеведущего Андрея Курпатова считают техноскептиком, но сейчас он работает над созданием ИИ-психотерапевта. Курпатов и редакционный директор «Правил жизни» Сергей Минаев обсудили ближайшее будущее и пришли к выводу, что главная проблема с искусственным интеллектом – это состояние интеллекта естественного.

Андрей Курпатов, телеведущий и продюсер, психотерапевт, автор книг, предприниматель

Сергей Минаев: Я читал, что вы делаете ИИ-психотеравта.

Андрей Курпатов: Да, мы используем генеративные модели, которые позволяют имитировать человеческое существо, и обучаем его на массиве данных по психологии. Основное преимущество таких моделей в том, что их можно дообучить на разных данных, и после этого они могут помогать, например, журналистам, или позволят создать маркетинговый контент. Наша задача – сделать так, чтобы эта лингвистическая модель могла оказывать психотерапевтическую помощь. Понятно, что пока диагноз того или иного психического расстройства может поставить только специалист. Но консультировать – объяснить пациенту, что с ним происходит, в чем причина его стояния, как и какие психотерапевтические техники следует применять, – все это может уже существующий ChatGPT, нужно лишь правильно задавать ему вопросы. Эксперименты показывают, что он в целом уже лучше справляется с этими задачами, чем средний руки психолог, – хотя бы потому, что учитывает большее количество сценариев.

Сергей: Вас не пугает эта история? Мой любимый пример – весь прошлый год журналисты немецкой газеты Die Welt писали очень много про ChatGPT, рассказывали, какое прекрасное будущее нас теперь ждет. А в июне этого года половину редакции там просто уволили. Люди аплодировали собственной смерти.

Андрей: Вопрос поставлен правильно. Но что делать, если действительно средний профессиональный уровень журналистов сильно упал? В других отраслях происходит тоже самое. Это касается и психотерапевтов, и медицины в целом. Отчасти просто потому, что ни один профессионал просто физически не может уследить за всеми изменениями даже в какой-то узкой области знаний, не говоря уже о системном подходе. Так что уже сейчас экспериментальные языковые модели Google ставят диагнозы соматических заболеваний лучше, чем люди-врачи. Никто не говорит о том, что врачей нужно заменить на ИИ. Но не развивать ИИ, если он потенциально сможет лучше человека оказывать помощь пациентам, было бы по меньшей мере странно.

Сергей: И вот по всему миру высвобождается огромное количество низкоквалифицированных, некомпетентных, совершенно ненужных людей. Раньше человек продавал сим-карты в салоне связи, теперь их продает робот. Раньше человек что-то собирал на заводе, теперь собирает робот. Что с этими людьми делать?

Андрей: Проблема в том, что большинство людей уже и не хочет работать – не видят в этом внутреннего, важного лично для них смысла. Есть общемировая статистика: увлечены своей работой лишь 21% сотрудников. Можно сказать, что это своего рода пассионарии. С другой стороны, оставшиеся 79% воспринимают работу как бремя.

Сергей: Но они же все равно должны что-то есть, где-то жить, лечиться. Где они будут брать деньги на еду?

Андрей: Объективно говоря, области, в которых без человека будет не обойтись еще достаточно долго, обширны. Вся существующая инфраструктура (дороги, жилье, коммуникации, транспорт и т. д.), пока не будут созданы принципиально новые технологии, будет требовать постоянного человеческого участия. Условно говоря, сделать ремонт в вашей квартире роботы еще долго не смогут. Такой работы предостаточно. Другое дело, захочет ли уволенный копирайтер этим заниматься? И сможет ли? У нас очевидная проблема с человеческим капиталом: люди теряют способность общаться, а следовательно, и работать в команде, им все труднее принимать осознанные, выверенные, продуманные решения.

Сергей: Можно на YouTube посмотреть интервью со школьниками 1990-х, на открытии Макдоналдса, например. Хорошая речь, впечатление такое, что это взрослые, образованные люди, хотя им лет по 14–15.

Андрей: Да, вы совершенно правы. Мы просто не можем оценить эту деградацию, потому что буквально находимся в ней. Сколько я уже об этом говорил прежде, несмотря на то что меня ругают – мол, я против новых технологий. Неправда, я не против, я занимаюсь ИИ, большими данными и т. д. Но для большинства людей цифра – это не интеллектуальная работа, а время, выброшенное в никуда: они просто скроллят новостную ленту, превращая свой мозг в труху. Сейчас среднее время в соцсетях, за чтением новостей – 11 часов в день. А думать когда? Потребление информации – это не мышление, а программирование мозга. Когда с другими людьми общаться? С семьей время проводить?

Сергей: То есть разрушается социальная ткань общества.

Андрей: Да, разрушаются социальные институты. А разрушение институтов, в свою очередь, разрушает человека, потому что без этих институтов ты перестаешь понимать, кто ты. Идентичность, духовная жизнь, экономическое поведение – все это формируется социальными институтами. Если попросить человека как-то себя определить, он начнет перечислять: я мужчина, я врач, я отец – и так далее. Через эти институты – «быть мужчиной», «быть врачом», «быть отцом» – и определяется наша принадлежность к социальной общности. Сейчас человек постепенно перестает себя таким образом идентифицировать, но другого-то способа нет.

Сергей: Еще про труд. Месяц назад мы снимали большой исторический проект, 45 камер. Потом отмечали это с группой. Я говорю: «А ведь, наверное, через год можно будет снять в две камеры с нарисованным ведущим?» Скоро любого кумира, селебрити, лидера мнений можно будет сделать рисованным. Какая разница, чьи сторис лайкать – нарисованной певицы или настоящей?

Андрей: И они будут более успешны.

Сергей: Вас это не пугает? Вот эта картина, что мы с вами нарисовали: есть ИИ, который создает продукты интеллектуального труда – книги, кино, который занимается медициной, наукой, техникой. Есть небольшая прослойка людей, обслуживающих этот ИИ. И огромная масса людей, которые ни для чего не нужны и постоянно подключены онлайн вот к этой фальшивой реальности, просто чтобы их куда-то деть.

Андрей: Тут необходимо исходить не из отдельных случаев, а из больших цифр. Еще каких-то полтора века назад образованных людей было совсем мало. Все мои прабабки, например, были неграмотными. А сейчас в каком-то смысле у нас перепроизводство людей с высшим образованием – впервые в человеческой истории. Почему мы при этом деградируем? Сначала доступ к информации показал статистический рост интеллекта, но с 90-х годов прошлого века ситуация изменилась: средний уровень IQ стал неуклонно падать – по 0,2– 0,5 единицы в год. Медиа стали производить огромные объемы развлекательного контента, агрессивно конкурируя друг с другом за внимание пользователей. Причем эта конкуренция идет, так скажем, по нижней планке: кто глупее, грубее, примитивнее, того и смотрят, а этот контент программирует сознание. Не исключено, что это кончится образованием высокотехнологичных цивилизационных анклавов, окруженных высокими стенами, а за ними – поселения новых дикарей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Время измениться в размерах» «Время измениться в размерах»

Корифеи медиабизнеса обсуждают будущее аналоговых и цифровых медиа

Правила жизни
Как добиться стройности без насилия над собой: 7 шагов Как добиться стройности без насилия над собой: 7 шагов

Что такое естественное похудение и как оно помогает получить желаемую фигуру?

Psychologies
Будущее вопросительно Будущее вопросительно

Алексей Андреев стоял у истоков русскоязычного сегмента интернета

Правила жизни
Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки» Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки»

Как нейросети и другие технологии помогут с выбором верного жизненного пути

РБК
Каникулы под землей Каникулы под землей

Как отправиться на Таманский полуостров, а вместо этого попасть в Древнюю Грецию

Правила жизни
Свидетельства неслучившегося Свидетельства неслучившегося

Песни Пахмутовой и Добронравова задали эмоциональный режим советского человека

Weekend
Каким получился «Слово пацана» — сериал о казанских ОПГ 1980-х, поражающий масштабом? Каким получился «Слово пацана» — сериал о казанских ОПГ 1980-х, поражающий масштабом?

«Слово пацана»: почему этот сериал выходит за рамки обычной криминальной драмы

Правила жизни
Чувство дома Чувство дома

Как Feel Beit объединяет разные культуры

Seasons of life
Видеоигры — круче Видеоигры — круче

Как видеоигры не просто доросли до искусства, но стали его высшей формой

Правила жизни
Рестораны Рестораны

Главные герои московской гастрономической сцены

Robb Report
Правила жизни атомщиков Правила жизни атомщиков

«Правила жизни» вспоминают волшебников от науки – четверых ученых

Правила жизни
Как разобраться в современном арт-рынке — краткая памятка Как разобраться в современном арт-рынке — краткая памятка

Памятка, которая поможет начинающему коллекционеру современного искусства

Правила жизни
Дизайнерский бутик Дизайнерский бутик

Владимир Пирожков, наверное, самый известный российский промышленный дизайнер

ТехИнсайдер
Сочтите за труд! Сочтите за труд!

Ты регулярно сидишь в офисе до ночи, а платят тебе так же? Пора это исправить

VOICE
Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
Быть Марго Робби Быть Марго Робби

Забавно, что у актрисы, сыгравшей в кино роль Барби, никогда этой куклы не было

Караван историй
Ананасы в шампанском. О чем и как писал Игорь Северянин Ананасы в шампанском. О чем и как писал Игорь Северянин

Как Игорю Северянину удалось стать «королем поэтов»?

СНОБ
«Рок-н-ролл мертв. А я еще нет...» «Рок-н-ролл мертв. А я еще нет...»

С 1981 года ленинградский рок-клуб стал «местом силы» отечественного рок-н-ролла

Men Today
Электрический ключ к прекрасному Электрический ключ к прекрасному

Ученые исследуют нейрофизиологические механизмы восприятия произведений живописи

Наука
Не такие, как мы Не такие, как мы

Странные привычки китайцев, которые тебя удивят

Лиза
10 современных российских художников, за которыми стоит следить 10 современных российских художников, за которыми стоит следить

Российское современное искусство: на кого обратить внимание?

Правила жизни
Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки

Одна из проблем, связанных с раком шейки матки – вовремя распознать его симптомы

Лиза
Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста

Насколько справедливы исторические параллели и к чему готовиться россиянам

ФедералПресс
Гвоздика Гвоздика

В античной медицине её считали средством, укрепляющим желудок и печень

Здоровье
Что делать, если подозреваешь у себя дефицит витамина D и почему нельзя принимать его без врача? Что делать, если подозреваешь у себя дефицит витамина D и почему нельзя принимать его без врача?

Как безопасно восполнять витамин D?

VOICE
«Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона» «Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона»

Как малый и средний бизнес занимает новые ниши экономики

Деньги
Отказаться от сигарет по науке Отказаться от сигарет по науке

Почему люди продолжают курить сигареты?

Наука
Любимец нации Любимец нации

Заметки по случаю дня рождения Остапа Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея

Знание – сила
От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране

Предпринимательницы из разных городов, которые вопреки всему развивают ателье

Forbes
Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть» Екатерина Дурова: «Гадалка сказала отцу: «Тебя нет. Ты давно умер». Он действительно много раз мог погибнуть»

Было абсолютно очевидно, Лев Дуров так и остался главным человеком в ее жизни

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении