Экспозиции выставки «Комплексная безопасность 2024» по различным тематикам

Обозрение армии и флотаОбщество

Комплексная безопасность – защита страны

Ольга Поспелова

Фото: mchs.gov.ru

С 29 мая по 1 июня на территории КВЦ «Патриот» в Подмосковье состоялся ХV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность 2024», организатором которого выступило МЧС России. В рамках салона были развернуты экспозиции по различным тематикам: науке и образованию, робототехническим комплексам и БПЛА, обеспечению безопасности особо важных объектов и обеспечению комплексной безопасности в Арктическом регионе. Участникам и посетителям выставки продемонстрировали большое количество образцов современной пожарной и аварийно‑спасательной техники и оборудования, современные технологии тушения пожаров. В дни работы салона проводились специализированные практические занятия и семинары, мастер классы с применением открытого огня, тематические квесты «Стать героем 2.0», международные робототехнические соревнования, спортивные мероприятия и соревнования по профессиональному мастерству пожарных «Пожарный Олимп». Одним из самых заметных событий стало проведение совместных учений с представителями государств‑участников БРИКС+.

Министр РФ по делам гражданской обороны Александр Куренков открыл XIV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2024». Фото: herson.news

Высокий статус мероприятия подчеркнут в приветственном слове министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал‑лейтенанта Александра Куренкова. «Проводя ХV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность 2024» в это непростое время, мы консолидируем общие усилия в деле безусловной помощи людям, попавшим в беду, – подчеркнул он, – убежден, что каждый участник Салона получит максимальную пользу из деловых и интерактивных мероприятий, а также сможет продемонстрировать широкому кругу специалистов свои достижения и профессиональные знания». Как заявлено по итогам салона, в этом году в нем приняли участие более 300 предприятий и организаций, продемонстрировано свыше 350 современных образцов пожарной, аварийно‑спасательной и специальной техники и технологий. Выставку посетили более 20 тысяч человек, присутствовало более 200 иностранных участников из 38 стран и 8 международных организаций. Состоялось более 100 деловых мероприятий и 75 мероприятий демонстрационной программы.

В числе заметных экспонатов на выставке был представлен «Рекат» – джет багги из России. «Рекат 460» (4 места) – водометный катер, созданный специально для стремительного преодоления мелководных рек. Он оснащается двигателем от 215 до 300 л.с. и может двигаться со скоростью до 100 км/ч, а минимальная глубина форсируемого водоема при этом составляет всего 100 мм.

АО «Авиакор‑Авиационный завод» (г. Самара) на открытой площадке перед павильонами КВЦ демонстрировало судно‑амфибию на воздушной подушке «Ладья», которое способно перевозить пассажиров и грузы круглый год при температуре от ‑25°С до +40°С, даже в периоды ледохода и ледостава на реках. Напомним, что в ходе МВТФ «Армия 2023», где также экспонировалось это изделие, правда, тогда еще без названия, представители «Авиакора» отметили, что серийное производство «Ладьи» планируется запустить в 2025 году на территории Самарской области, и что на него уже есть запросы от МЧС, Росгвардии и Минобороны России. Также были объявлены и основные характеристики этого судна‑амфибии. Запас его хода составляет 360 км, скорость – до 100 км/ч по льду и до 80 км/ч по воде. Электронное управление упрощает управляемость и улучшает маневренность судна.

В ходе салона в виде макета демонстрировался уникальный экспонат – Ледокольное многофункциональное аварийно‑спасательное судно «Балтика», владельцем которого является Минтранс России. Максимальная длина его составляет 76,4 м, длина по ватерлинии – 72,1 м, максимальная ширина – 20,5 м, осадка – 7,0 м, дедвейт при расчетной осадке – 1150 т. Судно построено на производственных мощностях ОАО «ПСЗ «Янтарь» в Калининграде, в рамках трехстороннего контракта, подписанного в 2011 году финской компанией Arctech Helsinki Shipyard, ОАО «ПСЗ «Янтарь» и Агентством морского и речного транспорта России. Как сообщили представители ПСЗ «Янтарь», завод в настоящее время обладает собственной незамерзающей акваторией, вдоль которой расположена достроечная набережная длиной 1460 м и глубиной 8 м. Длина Калининградского судоходного канала для вывода готовых судов из акватории завода составляет 50 км, а его ширина позволяет организовать выход судов с максимальными размерениями 200 м длиной и 35 м шириной. Стапельный комплекс «Янтарь» позволяет строить корабли и суда спусковым весом до 10 000 тонн, с максимальной длиной около 150 м, шириной до 26 м и имеет две стапельные нитки, длиной 216 м каждая. Стапельный комплекс «Буревестник» обеспечивает строительство судов спусковым весом до 2000 тонн и представляет собой две стапельные нитки длиной около 150 м и шириной до 15,4 м.

Водометный катер «Рекат». Фото: Ольга Поспелова

Примечательно, что «Балтика» появилась в России в прямом смысле внепланово и, скорее, вопреки заявлениям ряда западных экспертов о том, что с введением ряда экономический санкций против нашей страны, морская составляющая как гражданского, так и военного российского флота постепенно придет в упадок. Считается, что в мире существует две ведущих компании, которые обладают достаточно мощными исследовательской базой, опытом, научно‑технологическим заделом и кадровым потенциалом для разработки и внедрения новых ледокольных концепций: ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в Санкт‑Петербурге и Aker Arctic в Финляндии. «Именно у финнов в 1996 году возникла идея нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед, а также под углом к диаметральной плоскости, – отмечают эксперты, – идею протестировали с помощью обычного ледокола, который тянули лагом. Результаты испытаний оказались положительными, и в конце 1996 года была разработана новая треугольная форма корпуса. А в 1997 году идея ледокола, оперирующего под углом, выиграла приз за инновацию от норвежского гиганта Kvaerner, который, кстати, делал морскую платформу для космического проекта «Морской старт».

В 2002 году было принято решение о проработке идеи применения ассиметричной формы корпуса ледокола не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно‑спасательных операций на море. «Для ломки льда был приспособлен левый выпуклый борт, а плоский правый для сбора нефти. Новому ледоколу не имело значения, в какую сторону плыть, – для него были спроектированы три ассиметрично расположенные поворотные винторулевые колонки, одна из которых располагалась в носу. Получилось многофункциональное аварийно‑спасательное судно», – рассказывает эксперт. Появление же «Балтики» в России связано с принятым на государственном уровне решением о перенаправлении грузопотоков из прибалтийских портов в российские, во‑многом в связи с осложнениями политических и экономических отношений с прибалтийскими государствами. Одним из таких российских портов стал Приморск – современный морской торговый порт, способный принимать суда водоизмещением до 150 тысяч тонн с максимальной осадкой, которые могут заходить из океана в Балтийское море. Однако акваторию Приморска зимой необходимо расчищать ото льда для проводки судов, и такое судно как «Балтика», по словам экспертов, за один проход способно проложить канал шириной около 50м, двигаясь «бортом вперед». И в этом его основное преимущество перед обычными ледоколами.

АО «НИКИЭТ» РОСАТОМ – один из крупнейших в России ядерных конструкторских и научно‑исследовательских центров, специализирующихся на реакторных технологиях, продемонстрировало в рамках салона свои инновационные проекты. В их числе – Атомная станция малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «ШЕЛЬФ‑М». Пилотный проект АСММ «ШЕЛЬФ‑М», как рассказали представители НИКИЭТ, планируется реализовать в 2030 году с вводом станции в промышленную эксплуатацию на одной из выбранных в 2023 году площадок на территории одного из северных регионов России. Работа по его созданию является частью федерального проекта «Новая атомная энергетика, в том числе малые реакторы для удаленных территорий» в составе Комплексной программы «Развитие техники, технологии и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ». «АСММ на базе реакторной установки «ШЕЛЬФ‑М» предназначена для локального энергообеспечения объектов в удаленных районах с неразвитой сетевой инфраструктурой энергоснабжения, – сообщили в НИКИЭТ, – срок службы станции составляет 60 лет, а на одной загрузке топлива реактор работает до 8 лет. Отпускаемая электрическая мощность реактора достигает 10МВт». АО «НИКИЭТ» успешно завершена разработка конструкторской документации реактора «ШЕЛЬФМ» для АСММ на стадии эскизного проекта. И, по планам разработчиков, следующим этапом создания реакторной установки, который должен завершиться до конца 2024 года, станет разработка документации технического проекта и проведение комплекса НИОКР для обоснования правильности принятых конструкторских решений и безопасности АСММ, который должен завершиться до конца 2024 года.

Судно-амфибия на воздушной подушке «Ладья». Фото: Ольга Поспелова

Еще одним заметным экспонатом, представленным АО «НИКИЭТ» РОСАТОМ, стала Комбинированная транспортабельная атомная станция малой мощности с газоохлаждаемой реакторной установкой «АТГОР». Ее главной особенностью, как пояснили в НИКИЭТ, является возможность быстрого ввода в работу пуска в условиях крайне низких температур. «Запуск АСММ осуществляется с использованием газовых турбин, при этом внешнее питание не требуется, – поясняют разработчики, – для генерации электроэнергии на энергоблоке можно параллельно использовать установленные газотурбинные установки». Основное оборудование АСММ весом до 60 тонн размещается на двух колесных платформах, перевозимых обычными тягачами. Помимо выработки электроэнергии установка может снабжать потребителей высокопотенциальным теплом, тепловой энергией. Срок службы станции составляет 60 лет, перезагрузка ядерного топлива необходима один раз в 10 лет. Электрическая мощность составляет 1,2 МВт. «Разработки института сегодня охватывают весь спектр реакторов малых мощностей: от нескольких киловатт до десятков мегаватт и основаны на референтных разработках, что обеспечивает их высокую надежность и безопасность, – подчеркнул главный конструктор реакторных установок АСММ АО «НИКИЭТ» Денис Куликов, – наши проекты предназначены для различных целей, и мы готовы их адаптировать под любые конкретные требования заказчика».

В павильонах и на открытой площадке территории КВЦ было представлено большое количество спецавтотехники. Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» – ведущее в России предприятие по изготовлению пожарной и аварийно‑спасательной техники, а также разработчик и производитель уникальной высокоэффективной системы тушения пожаров компрессионной пеной NATISK продемонстрировал свою продукцию – автоцистерны и специальные пожарные автомобили, созданных на базе платформ «Урал» и «Камаз». На уличном стенде «УралАза» расположился «бескапотный» Урал 4320, АПТ‑6.0‑70 с системой подачи компрессионной пены NATISK 800KS, а в крытом павильоне на фирменном стенде «Спецавтотехника» демонстрировался пожарный автомобиль КАМАЗ 43118, АПТ‑6.0‑100, а также первичные средства пожаротушения компрессионной пеной NATISK‑12BL, NATISK‑35BL и NATISK‑100BL. По словам представителей предприятия, в ходе салона большой интерес к компании проявили как постоянные партнеры, так и представители противопожарных служб.

Макет ледокольного многофункционального аварийно-спасательного судна «Балтика». Фото: Ольга Поспелова

Свою продукцию на базе платформ «Урал» и «Камаз» продемонстрировала и компания «Мега Драйв» также являющаяся сегодня одним из лидеров рынка спецавтотехники в России. Начав свою деятельность в 2000 году, с сотрудничества с одним из гигантов отечественного машиностроения ОАО «Метровагонмаш» в качестве дилера самосвалов, монтируемых на шасси «ЗИЛ», компания к настоящему времени накопила уникальный опыт проектирования и производства специальной, дорожной и коммунальной автотехники в категориях: автомобили с КМУ, автогидроподъемники, пожарные автолестницы, бортовые автомобили, мультилифты и других. В составе «Мега Драйв» работают три завода: в г. Петушки Владимирской области (5000 м2), г. Завидово Тверской области (27000 м2) и г. Набережные Челны в Татарстане (6000 м2). «Специальная техника поставляется по всей России, включая удаленные уголки страны. Наша продукция успешно работает в экстремальных климатических условиях Севера и выполняет задачи в энергетической, газовой и нефтедобывающей отраслях, а также востребована в строительстве и грузоперевозках», – отметил представитель компании «Мега Драйв».

В составе обширной экспозиции АО «Автомобильный завод «УРАЛ» демонстрировалась пожарная автолестница АЛ‑52 (С35510) на базе шасси «Урал С35510» бескапотной компоновки с колесной формулой 6х4 и максимальной рабочей высотой подъема рабочей лестницы 52 м. Грузоподъемность этой пожарной автолестницы составляет не менее 2 тонн, нагрузка при максимальном вылете – не менее 280 кг, угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении достигает 360°. При этом габаритные размеры АЛ‑52 не превышают 12000х2550х4000 мм. Она предназначена для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях и проведения других аварийно‑спасательных работ. Автомобиль с АЛ‑52 может эксплуатироваться по дорогам I‑III категорий при температуре окружающего воздуха от ‑40°С до +40°С. В ходе салона стенд Автомобильного завода «Урал» посетил министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ Александр Куренков. Он поинтересовался, насколько представленные пожарные лестницы являются отечественным продуктом. «Дело в том, что подобных автолестниц отечественного производства практически нет, существуют только зарубежные аналоги» – пояснили представители Автомобильного завода «Урал».

Также министр детально осмотрел полноприводную пожарную автоцистерну АЦ 4,0‑70 (4320‑74) на базе шасси «Урал‑4320‑74» с колесной формулой 6х6 и полной массой 19 500 кг производства миасского предприятия «УРАЛПОЖЗАЩИТА». Эта пожарная автоцистерна предназначена для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, пожарно‑технического вооружения, а также проведения действий по тушению пожара и аварийно‑спасательных работ. АЦ 4,0‑70 (4320‑74) имеет 6 мест для боевого расчета, запас возимых огнетушащих веществ составляет 4000 л воды и 500 л пенообразователя. В ее составе применяется насосная установка НЦПН‑70/100 – насос нормального давления с подачей 70 л/c и напором 100 м. Как отмечают в АО «Автомобильный завод «УРАЛ», миасские машины, представленные в ходе салона в этом году, активно привлекали и внимание представителей иностранных государств. Так представитель Камеруна, генеральный секретарь международной организации гражданской обороны (МОГО) Нжупуо ЯП Мариату, провела переговоры с руководством автозавода по вопросам дальнейшего взаимодействия МОГО и АЗ «Урал». Состоялась встреча и с представителем министерства по гражданской обороне Республики Куба. Он отметил, что пожарная техника на базе шасси «Урал» в минувшем году успешно зарекомендовала себя при тушении нескольких крупных пожаров на территории Кубы и выразил намерение о приобретении новой партии пожарных машин. Также к миасской пожарной технике проявили интерес представители Никарагуа, Буркина‑Фасо, Индии и других стран.

Атомная станция малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «ШЕЛЬФ-М» разработки АО «НИКИЭТ» РОСАТОМ. Фото: cdn.tvc.ru

В составе обширной натурной экспозиции в одном из крытых павильонов салона были также продемонстрированы универсальные сверхпроходимые вездеходы «Бурлак», новый завод по производству которых открыт в 2021 году в Кургане, а выпуск их осуществляется с 2015 года для широкого спектра задач – от перевозки грузов до бурения скважин. На сегодняшний день существует уже 13 сертифицированных модификаций «Бурлака», в том числе 6 машин было отправлено в Антарктиду. В 2017 году сообщалось, что усовершенствованная модель первого арктического вездехода «Бурлак» прошла испытания за полярным кругом, успешно преодолев все преграды: тайгу, зимники, горы, тундру, бездорожье, лед и открытые воды Карского моря. «Бурлак» имеет универсальное, надежное, сверхпроходимое шасси, – рассказал представитель компании‑изготовителя, – наши вездеходы успешно работают в Чукотском, Ханты‑Мансийском, Ямало‑Ненецком автономных округах, Республике Коми, Якутии, Красноярском Крае, Магаданской области, Антарктиде. Используются «Бурлаки» в народном хозяйстве, туризме, торговле, нефтегазовой промышленности, геологоразведке. Конструкторы компании работают над новыми моделями и модификациями вездеходов». В ходе салона был продемонстрирован «Бурлак» 6х6 – вездеход на шинах низкого давления. Он отличается автономностью до 2 тысяч км, повышенной грузоподъемностью, комфортом в эксплуатации, ремонтопригодностью и низкими эксплуатационными расходами, но при этом сохраняет отличные показатели проходимости. Универсальное шасси предназначено для работы в сложных дорожных и климатических условиях, в вездеходе может разместиться до 15 человек, имеется 8 спальных мест.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что КНДР может предложить России в качестве военной помощи? Что КНДР может предложить России в качестве военной помощи?

Наиболее известные «мифы» о двустороннем ВТС с КНДР

Обозрение армии и флота
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости

Какие свойства у открытого межзвездного объекта — кометы 3I/ATLAS

N+1
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни

Почему летать через Северный полюс до сих пор рискованно

ТехИнсайдер
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически

О существенных изменениях для инвесторов и клиентов банков и финансовых компаний

Деньги
Отдых с детьми Отдых с детьми

Как отдохнуть с детьми и не сойти с ума?

Здоровье
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил

6 правил, чтобы не поправиться в отпуске

Здоровье
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Школа для элиты: как выпускник Оксфорда зарабатывает на обучении детей миллионеров Школа для элиты: как выпускник Оксфорда зарабатывает на обучении детей миллионеров

Основатель EdEra School: 360 млн выручки на образовании для состоятельных

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные? Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные?

Почему самый большой океан на планете имеет такое «безобидное» название?

ТехИнсайдер
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Неандертальцы сделали ретушеры из костей пещерного льва Неандертальцы сделали ретушеры из костей пещерного льва

Неандертальцы изготавливали предметы из костей пещерных львов

N+1
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Открыть в приложении