История первой русской женщины-скульптора

Наука и жизньИстория

Скульптор Мария Диллон

Кандидат искусствоведения Елена Карпова, Государственный Русский музей

М. Л. Диллон. Камин «Пробуждение весны». 1899 год. Мрамор. Особняк А. Ф. Кельха, Санкт-Петербург.

Современники называли её первой «русской женщиной-скульптором», подразумевая прежде всего полученное ею законченное академическое образование. Фотографии произведений Диллон довольно часто публиковались в журналах и газетах начала XX века. Однако в последующие десятилетия о скульпторе практически не вспоминали, пока в Петербурге не состоялись монографические выставки, приуроченные к 150-летию со дня её рождения: в 2008 году — в Музее городской скульптуры, в 2009-м — в Русском музее.

Мария (Мина) Львовна Диллон родилась 15 октября 1858 года в Поневежском уезде Ковенской губернии, в семье присяжного поверенного, который дал возможность трём своим дочерям реализовать творческие наклонности в столичном Петербурге. Флора (в замужестве Добровольская) поступила в Консерваторию, Анна стала драматической актрисой (под фамилией Долина), а Мария в 1878 году была принята в качестве «вольнослушающей» в Императорскую Академию художеств.

О первых успехах Марии Диллон говорят денежные премии и поощрительные серебряные медали за лепку портретов с натуры и восковых многофигурных барельефов на исторические и библейские сюжеты. В 1888 году она выполнила по академической программе статую «Андромеда, прикованная к скале» и получила за неё малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени. Ныне эта скульптура известна только по старым фотографиям и небольшому эскизу, происходящему из мастерской скульптора (в 1939 году он был принесён в дар Русскому музею).

Примечательно, что несколько произведений Диллон ученического периода сохранились, несмотря на хрупкость материала. Среди них — датированная июнем 1885 года терракотовая статуэтка, изображающая соученика Марии по Академии, живописца и графика Фёдора Фёдоровича Бухгольца (1857—1942), впоследствии ставшего её супругом.

В ранний период Диллон выставляла преимущественно детские фигуры и портретные «головки», сюжетные композиции, близкие жанровой пластике реалистического толка. К салонно-академическому искусству можно отнести обнажённые женские статуи «Нега» (1891) и «Невольница» (1894), получившие распространение в бронзовых отливах. Они представлены в нескольких музейных и частных коллекциях.

Существенную роль в профессиональном становлении скульптора сыграли поездки в Париж, а затем и в другие европейские города. В письме, адресованном художнице Екатерине Зарудной-Кавос, Диллон сообщала о пребывании в Берлине, горах Тюрингии, о том, как «поехала через Мюнхен в Италию, видела Рим, Венецию, Флоренцию — словом, наслаждалась многими прелестями, но ничего не работала, зато до поездки вылепила громадный бюст Лобачевского для памятника в Казани». «А теперь, — пишет далее Мария Львовна, — я осуществляю мою давнишнюю мечту и принялась за “Татьяну” в натуральную величину, задача трудная, но меня она страшно интересует».

Монументальный портрет выдающегося математика благополучно сохранился (кроме памятника был ещё отлит бронзовый бюст, поставленный в зале Казанского университета, ректором которого был Н. И. Лобачевский). Гораздо более запутанной оказалась судьба большемерной статуи пушкинской героини, впервые показанной на академической выставке 1896 года и в том же году экспонировавшейся на Международной художественной выставке в Берлине.

В дни 100-летнего юбилея А. С. Пушкина (1899) она выставлялась в Санкт-Петербурге, в Музее барона Штиглица. Однако на знаменитой выставке 1937 года, посвящённой памяти поэта, её уже не было. Показательно, что местонахождение «Татьяны» не знал даже Ф. Ф. Бухгольц. В феврале 1939 года в письме сотруднику Русского музея П. Е. Корнилову он просил «отыскать её и поместить в музей». К письму прикладывал написанную, правда, с некоторыми неточностями хронологию перемещений скульптуры, которая заканчивалась так: «Прошлым летом я случайно узнал, что она находится в селе Михайловском в б. имении Пушкина (Псковской губ.)». В 1996 году в сборнике «Михайловская пушкиниана» был опубликован исторически важный документ — «Опись музейных ценностей, сельцо Михайловское 1943 года». Опись была составлена в связи с намерением отправить экспонаты в Германию. Под № 69 действительно значится «Статуя “Татьяна Ларина” гипс». К сожалению, среди экспонатов, вернувшихся после войны в заповедник, работы Диллон не оказалось.

Сейчас, по прошествии значительного времени, погружённая в «тоску любви» Татьяна, возможно, уже не воспринималась бы как безусловное творческое достижение скульптора. Но в дореволюционные годы эта работа Диллон пользовалась необычайной популярностью, её воспроизводили в газетах и журналах, печатали на открытках и в изданиях сочинений А. С. Пушкина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иммунные «электрики» мозга Иммунные «электрики» мозга

Чем нейроны похожи на электрические провода

Наука и жизнь
«Наконец-то я седею!» и другие приятные возрастные изменения «Наконец-то я седею!» и другие приятные возрастные изменения

Может ли старение приносить удовольствие?

Psychologies
Мат: посмотрим в корень Мат: посмотрим в корень

Доктор филологических наук Максим Кронгауз рассуждает о судьбе русского мата

Наука и жизнь
Полимерная оболочка помогла вытянуть волокна из металлического стекла Полимерная оболочка помогла вытянуть волокна из металлического стекла

Швейцарские ученые создали волокна из аморфных металлов длинной в десятки метров

N+1
Лесные девицы — черницы и голубицы Лесные девицы — черницы и голубицы

Чем так примечательны голубика и черника

Наука и жизнь
Как правильно целоваться? Подробное руководство по незабываемым поцелуям Как правильно целоваться? Подробное руководство по незабываемым поцелуям

Поцелуй – это простой способ получить море удовольствия

Cosmopolitan
Специальная номинация «Настоящий герой сериалов 2020 года» от more.tv: Константин Богомолов Специальная номинация «Настоящий герой сериалов 2020 года» от more.tv: Константин Богомолов

Константин Богомолов в кадре, за кадром, на сцене и в реальной жизни

GQ
Господская болезнь Господская болезнь

Как (и почему) мы до сих пор болеем подагрой

N+1
Жизнь в опале Жизнь в опале

Репортаж из мировой столицы опалов, города-прииска Кубер-Педи

Вокруг света
Пожар в тоннеле Пожар в тоннеле

Срочно покиньте опасный участок!

4x4 Club
Как угнаться за модой? Стать настоящим собой Как угнаться за модой? Стать настоящим собой

Нравиться должна не одежда, которую вы носите, а человек, который ее надевает

GQ
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Индустрия в авангарде Индустрия в авангарде

Как «белая металлургия» на Урале побеждала черную

N+1
Ветер повернул стрелку внутреннего компаса дрозофил Ветер повернул стрелку внутреннего компаса дрозофил

Внутренний компас дрозофил учитывает направление ветра

N+1
Не просто хобби: Как построить бизнес на рукоделии Не просто хобби: Как построить бизнес на рукоделии

Как увлечение может стать настоящим делом жизни

Seasons of life
Повредил машину из-за ремонта дороги: как получить компенсацию Повредил машину из-за ремонта дороги: как получить компенсацию

Повредил машину из-за ремонта дороги. Что делать?

РБК
Эффект Казимира позволил управлять мельчайшими объектами Эффект Казимира позволил управлять мельчайшими объектами

Физики использовали эффект Казимира для удержания и перемещения тонкой мембраны

N+1
Дистанционка: быть или не быть Дистанционка: быть или не быть

Как минусы дистанционного обучения превратить в плюсы

Здоровье
Джон Ирвинг: Дорога тайн Джон Ирвинг: Дорога тайн

Две истории жизни Хуана Диего. Одна из глав

СНОБ
5 вещей в анкете в Тиндере, которые отпугивают девушек 5 вещей в анкете в Тиндере, которые отпугивают девушек

Пять вещей в анкете на сайте знакомств, которые отпугивают девушку

Maxim
Все будет ровно: как выбрать лазерный нивелир Все будет ровно: как выбрать лазерный нивелир

Лазерные уровни нужны не только при ремонте. Разбираемся

CHIP
Что посмотреть и попробовать в Ярославле. Гид «РБК Стиль» Что посмотреть и попробовать в Ярославле. Гид «РБК Стиль»

Ярославль — один из самых старых городов Золотого кольца

РБК
Герои «Ералаша» тогда и сейчас: как изменились мальчишки и девчонки из журнала Герои «Ералаша» тогда и сейчас: как изменились мальчишки и девчонки из журнала

«Ералашу» уже более 45 лет!

Cosmopolitan
Как приучить семью к экожизни с нуля Как приучить семью к экожизни с нуля

Три шага к экологичной жизни для всей семьи

Домашний Очаг
Пойти по дорогам Ломоносова: как в Архангельской области развивают деревенский туризм Пойти по дорогам Ломоносова: как в Архангельской области развивают деревенский туризм

Как на русском севере создают аналог паломнической тропы святого Иакова

Forbes
Комплекс Наполеона и еще 9 комплексов, которые ты можешь у себя найти Комплекс Наполеона и еще 9 комплексов, которые ты можешь у себя найти

Найди в себе героя. И выгони его на фиг

Maxim
Милена Радулович: Милена Радулович:

Сербская актриса Милена Радулович о жизни в России и «Кольской сверхглубокой»

Караван историй
Палеонтологи приняли писанозавра в отряд птицетазовых Палеонтологи приняли писанозавра в отряд птицетазовых

Споры о филогенетике писанозавра идут уже более полувека

N+1
Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

Как «Бизнес Молодость» породила моду на инфобизнес?

Forbes
Прогулка по лесам Прогулка по лесам

Книга о прогулке по Аппалачской тропе

kiozk originals
Открыть в приложении