Как удалось увлечь Грефа мультфильмами и что происходит с российской анимацией

ForbesРепортаж

Мультики для Грефа: зачем «Союзмультфильму» совместное предприятие со Сбербанком

Валерия Житкова, Ирина Юзбекова

52505.jpg__1565272823__18145.jpg

У России есть реальная возможность в течение 5-7 лет войти в топ-10 анимационных держав, уверена предправления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. Помочь в этом должна компания, которую «Союзмультфильм» создает со Сбербанком. Зачем она банку? Глава «Союзмультфильма» уверена, что такие партнерства нужны Сбербанку, чтобы создать свой виртуальный мир и с его помощью уже через несколько лет искать клиентов. О том, как удалось увлечь Грефа мультфильмами, что происходит с российской анимацией и как будут выглядеть российские аналоги тематических парков Disney, Слащева рассказала в интервью Forbes.

Вы стали председателем правления «Союзмультфильма» 2,5 года назад и говорили тогда, что задача перед вами стоит мягко говоря сложная. Что удалось сделать за это время?

Первые годы мы занимались настоящим кризисным управлением — выплачивали долги студии, которые насчитывали порядка 35 млн рублей, переехали в новое здание, собирали команду, налаживали производство, мучительно возвращали «Союзмульфильму» права на персонажей и произведения, которые были разворованы или проданы за копейки. Эта работа заняла у нас два года, и сейчас компания уже активно планирует дальнейшее развитие. Первостепенная задача — определить, каким должен стать «Союзмультфильм» и что можно построить на его базе течении ближайших 5 лет.

При этом нельзя не учитывать нашу организационную форму — федеральное государственное унитарное предприятие. Вообще, практически все студии сейчас акционированы, однако именно поддержка государства, Министерства культуры помогла нам выбраться из кризиса.

Как именно государство помогло вам в этом?

Поскольку «Союзмультфильм» подведомствен Минкульту, он получает субсидии на текущую деятельность, гранты на новые проекты. Но, конечно, не только эти средства способствовали выходу из кризиса – студия заключила еще новые крупные лицензионные и производственные контракты. В частности, с компанией Danone по проекту «Простоквашино» на 500 млн рублей.

Что вы имеете в виду под выходом из кризиса — что конкретно изменилось с момента вашего прихода?

Это довольно просто объяснить. Ещё 2,5 года назад было лишь название «Союзмультфильм», то есть сам бренд с его старой запылённой, практически не приносящей денег «Золотой коллекцией» и ветхое строение на Долгоруковской улице, где все разваливалось, и невозможно было разместить производство. Сегодня же мы располагаемся в новых помещениях современного здания на улице Академика Королева, куда заехали как раз летом 2017 года. На студии работают порядка 300 человек, представлено широкое разнообразие анимационных техник: рисованная анимация, анимация 2D (так называемая «перекладка»), кукольная анимация и анимация 3D — самая современная, по технологии CGI. До прихода нашей команды никакого производства не было. «Союзмультфильм» делал примерно 6-8 авторских короткометражек, которые режиссеры создавали на дому — на студии творческий персонал не работал. Сегодня же здесь создаётся новое «Простоквашино», рождаются одновременно десятки других сериальных и авторских проектов, работает звукозаписывающая студия, в которую приезжают Антон Табаков, Гарик Сукачев, Иван Охлобыстин, Татьяна Васильева, Константин Хабенский и другие звёзды.

Если говорить про классический для «Союзмультфильма» сериальный жанр — как в «Ну, погоди!» или «Винни-Пух», что изменилось?

Мы продолжаем активно создавать сериалы, один из них – это продолжение «Простоквашино». Сейчас готово 19 серий нового сезона, каждый эпизод по 6,5 минут, всего же до конца года будет закончено 30 серий. И я хочу сказать, что это нереальные по срокам темпы производства. Это наш флагманский сериал, он делается в технике рисованной анимации — самой сложной и дорогой, дороже чем производство в 3D. Но мы все очень хотели сохранить атмосферу «Простоквашино», советского времени, поэтому рисованная анимация осталась. Только теперь художники рисуют не на кальке карандашом, а стилусом на тачпаде. На сегодняшний день мы делаем серию не в месяц, а в две недели.

Как удалось выйти на такие темпы? Благодаря новым технологиям?

И технологии тоже, но в большей степени благодаря четкой и гармоничной организации рабочего процесса, отстроенности производства. Мне кажется, единицы студий делают больше 10-12 эпизодов сериала в год. А «Союзмультфильм» сейчас по некоторым проектам может создавать до трех серий в месяц. Это реальный переворот на анимационном рынке. И здесь важным фактором является наличие стабильного финансирования. Такое положение дел говорит о том, что российская анимация может выйти на серьезные объемы производства и конкурировать на мировом рынке, причем не только за счет создания собственных проектов, но и производства в России международного контента. Сегодня большую часть заказов от лидеров рынка получают Южная Корея, Китай, Индия и Восточная Европа. Здесь размещают свое производство Канада, США, Франция. То есть они продюсируют у себя, а большую часть производства отдают на аутсорс. В нашу страну такие заказы пока не поступают, но потенциал огромен.

Почему Россия не котируется в анимационном мире?

У нас огромный потенциал. Сейчас многие из существующих барьеров для выхода на международный рынок сняты. Так, например, раньше остро стоял вопрос технологий — сейчас же мы работаем на том же программном обеспечении, что и большинство мировых студий. К тому же, становится все больше молодых художников, аниматоров, владеющих иностранным языком. Остается решить проблему сроков производства. Во Франции считается нормальным в месяц производить 26-30 минут анимации, у нас же вы придете практически на любую студию, и вам скажут: «Да вы что? Это практически невозможно!» Тем не менее, российский рынок анимации растет примерно на 20% в год — в проектах, в деньгах, в экспорте. Если в 2011 году он составлял 2,3 млрд рублей, то в 2018 году — 7,4 млрд рублей — то есть, вырос более чем в три раза.

Золотой Винни-Пух

Что «Союзмультфильм» представляет как бизнес. На чем он зарабатывает?

Примерно 70% дохода — это продажа лицензий на персонажей. Если до прошлого года «Союзмультфильм» продавал лицензии только на героев «Золотой коллекции» — Винни-Пуха, Чебурашку, Карлсона, Умку и так далее, то с прошлого года можно приобрести права и на новых персонажей. Например, у нас есть новый сериал «Оранжевая корова», 10 серий которого вышли в эфир на канале «Карусель». Партнером проекта является «Первый канал. Всемирная сеть» (ПКВС), финансирующий 50% сериала. Лицензию на персонажей этого проекта уже можно купить, чтобы выпускать детские товары, игрушки. Еще один новый проект, партнером которого также выступает ПКВС — «Пластилинки». Это проект для самых маленьких, и он также транслируются на «Карусели». Также в ближайшие дни будет готова первая серия «Зебры в клеточку» — музыкального фильма о том, что бывают люди, непохожие на других. ПКВС вошел со-инвестором в три этих проекта.

Также киностудия производит два сериала для более взрослых детей старше восьми лет — «Пиратская школа» и «Петя и Волк». На эти два проекта эксклюзив на полгода купил онлайн-кинотеатр Ivi. По истечению этого срока мы начнем транслировать сериалы на других платформах и телеканалах. Помимо этого, у нас есть сериал «Капитан Кракен» про капитана-осьминога. Там также есть партнер – компания X-Media.

То есть, как видите, сейчас уже производится довольно много проектов, и у нас есть потенциал к дальнейшему росту. «Союзмультфильм» за 2,5 года вошел в топ-3 студий по объему производства контента в минутах и в количестве проектов, которые сделаны. Для сравнения: в 2016 году было произведено 96 минут, в 2018 — более 400, в этом году мы планируем превысить 500 минут.

То есть российский бизнес вы уже приучили покупать лицензии

К сожалению, пока еще не все производители осознают необходимость приобретать лицензии. Но мы активно убеждаем отечественные компании сделать разворот в сторону российских персонажей. Ведь если посмотреть на рынок игрушек, то 80% из них брендированы какими-то лицензиями. Оставшиеся 20% — это мячики, пластилин, какие-то резиновые игрушки. А из всех брендированных игрушек 70% — это иностранные компании. То есть у российского рынка есть огромный потенциал вырасти как с точки зрения и контента, так и лицензионных продаж. Наша задача – добиться паритета с иностранными производителями до 50/50 по объему продаваемых лицензий.

Как вы собираетесь этого добиваться?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Бочкарёва. Крестьянка-поручица Мария Бочкарёва. Крестьянка-поручица

Мария Бочкарёва была из тех русских женщин, которые коня на скаку остановят

Дилетант
6 доказательств, что быть одному — гораздо круче, чем кажется (одиночки рулят) 6 доказательств, что быть одному — гораздо круче, чем кажется (одиночки рулят)

Быть одиноким — не проклятие, а при правильном подходе — наслаждение

Playboy
Польза гнева: как злиться правильно Польза гнева: как злиться правильно

Гнев — одна из самых сильных человеческих эмоций

Psychologies
Рейтинг электросамокатов для взрослых 2019-2020 Рейтинг электросамокатов для взрослых 2019-2020

Лучшие самокаты для взрослых в трех популярных категориях

CHIP
Где искать работу? Все действенные онлайн и офлайн источники вакансий Где искать работу? Все действенные онлайн и офлайн источники вакансий

Поиск работы — это долгий и кропотливый процесс

Playboy
«У нас маржа, как прямая линия Путина»: как Чичваркин повторяет в Лондоне идеи «Евросети» и зарабатывает на вине «У нас маржа, как прямая линия Путина»: как Чичваркин повторяет в Лондоне идеи «Евросети» и зарабатывает на вине

Forbes представляет новый видеопроект «Forbes Capital с Андреем Мовчаном»

Forbes
Тест телевизора Sony KD-75XG9505: огромный экран с суперкартинкой Тест телевизора Sony KD-75XG9505: огромный экран с суперкартинкой

UHD-телевизор Sony KD-75XG9505 продемонстрировал хорошее качество изображения

CHIP
Мужская берлога Мужская берлога

Мужская квартира может быть не только тотально брутальной

SALON-Interior
Что такое каршеринг, как это работает и какой сервис выбрать (+ промокоды) Что такое каршеринг, как это работает и какой сервис выбрать (+ промокоды)

Самый понятный и подробный гид по всем российским сервисам каршеринга

Playboy
Москиты, пустота и буддизм: чего ждать от Бурятии Москиты, пустота и буддизм: чего ждать от Бурятии

С какими впечатлениями Артур Гранд вернулся из Бурятии

РБК
Минфин придумал новые способы вернуть капитал из-за рубежа Минфин придумал новые способы вернуть капитал из-за рубежа

Минфин ищет новые способы вернуть в Россию деньги

Forbes
«Коммерсантъ» узнал об утечке данных 70 000 клиентов Бинбанка «Коммерсантъ» узнал об утечке данных 70 000 клиентов Бинбанка

Персональные данные 70 000 клиентов Бинбанка утекли в интернет

Forbes
Девайсы из СССР: 9 прообразов современной техники Девайсы из СССР: 9 прообразов современной техники

Кухонные комбайны, киновизоры и вафельницы — какими были советские гаджеты

РБК
Рукописи не горят Рукописи не горят

Интервью в честь выхода интерактивной книги «Леонид Агутин. Безграничная музыка»

OK!
Эксперт — о медтуризме, лечении рака в России и за рубежом и китайской медицине Эксперт — о медтуризме, лечении рака в России и за рубежом и китайской медицине

Татьяна Соколов раскрывает азы медицинской географии

РБК
6 раз, когда звездам было противно целовать партнера по фильму 6 раз, когда звездам было противно целовать партнера по фильму

Иногда даже поцелуй суперзвезды с суперзвездой может быть неприятным

Playboy
Как удержать мужчину Как удержать мужчину

7 советов, которые не оставят ему выбора существовать без вас

StarHit
Как иностранный бизнес вооружал Россию Как иностранный бизнес вооружал Россию

История оружейного производства в России неотделима от зарубежных технологий

Forbes
20 обещанных сиквелов, которые так и не будут сняты 20 обещанных сиквелов, которые так и не будут сняты

Все перечисленные фильмы постигло бесчестье

Maxim
Близок час растраты: куда приведет Россию использование средств из Фонда национального благосостояния Близок час растраты: куда приведет Россию использование средств из Фонда национального благосостояния

В 2020 году ликвидная часть ФНБ достигнет 7% ВВП

Forbes
Слуховые аппараты круче биткоинов. Как выглядит счастливая старость на самом деле Слуховые аппараты круче биткоинов. Как выглядит счастливая старость на самом деле

Пока весь мир пытается обрести бессмертие, старость все еще приходит к людям

Forbes
6 способов избавиться от лишнего в гардеробе без вреда для экологии 6 способов избавиться от лишнего в гардеробе без вреда для экологии

Шесть полезных советов, которые помогут вам расчистить гардероб

Vogue
Ноутбуки для студента или школьника: 3 главные ошибки при выборе Ноутбуки для студента или школьника: 3 главные ошибки при выборе

Кажется, что для учебы подойдет любой недорогой ноут, но это не так

CHIP
От ворот поворот От ворот поворот

«СтарХит» составил рейтинг самых обсуждаемых разведенок

StarHit
Отбойники уткнулись в ФСО: когда Кутузовский станет безопасным Отбойники уткнулись в ФСО: когда Кутузовский станет безопасным

Если силовики одобрят идею,высокоаварийная трасса получит разделительные барьеры

РБК
Полный гид по Голливуду 1960-х, часть вторая Полный гид по Голливуду 1960-х, часть вторая

Продолжаем рассказывать об Америке 1960-х и знаковых событиях того времени

Esquire
Как изменить жизнь, изменив систему ценностей? Как изменить жизнь, изменив систему ценностей?

Насколько важно «ценностно совпадать» с партнером, коллегами, друзьями?

Psychologies
Мифы фондового рынка Мифы фондового рынка

Пять распространенных заблуждений частного инвестора

Forbes
Замороженные 2,6 трлн рублей. Почему не стоит ограничивать потребительское кредитование Замороженные 2,6 трлн рублей. Почему не стоит ограничивать потребительское кредитование

В последнее время идет дискуссия об ограничении потребительских кредитов

Forbes
Шарапова выбыла из топ-5 самых высокооплачиваемых спортсменок по версии Forbes Шарапова выбыла из топ-5 самых высокооплачиваемых спортсменок по версии Forbes

Американский Forbes составил новый рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок

Forbes
Открыть в приложении