Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

MoodboardЗнаменитости

Культурная повестка: «Исток»

Исторический кокошник с рогами; свитшот Alena Akhmadullina; платье, ботфорты, Vereja; кольцо, RS Imperial Jewellery House

Софья Эрнст производит впечатление человека, для которого нет ничего невозможного. Если замуж – то за одного из самых влиятельных медиаменеджеров России Константина Эрнста, если семья – то многодетная мама, трое детей, если актриса – то МХАТ им. Чехова или запоминающиеся роли в кино и сериалах. Если Дом культуры – то «Исток». Поговорив с Софьей Павловной о съемке для обложки журнала Moodboard, мы сразу поняли, какая стилистика ей интересна: русская. Юлия Дойникова узнала все о новом проекте Софьи «Исток» и ее отношении к русской культуре и традициям.

Юлия Дойникова: Увлечение русской культурой стало определенным трендом сегодня, но русофильство – это не совсем про кокошники и матрешки. А что движет вас к русским истокам и как вы, современная девушка, к этому пришли?

Софья Эрнст: Я имею смелость подразумевать себя визионером, а визионеры тренды чувствуют чуть раньше, я этой темой занимаюсь уже не первый год. Очень увлеклась этим и поняла, что в русских истоках для всех нас скрыт большой потенциал, огромный потенциал, и пришел момент заглянуть вглубь.

Как я начала поиск самоидентификации через русскость? Я поняла, что совсем ничего про это не знаю, есть только набор картинок, которые всплывают в сознании про русское народное. Первое, что лежит на поверхности, это советское наследие. Эстрадный вариант традиционного танца, песни, костюма, придуманный и надуманный: атласные сарафаны, кокошники и т. д. , как будто все сделано из картонки. Но ведь дело в том, что большинством людей именно этот вариант и воспринимается как русская традиционная культура, а ведь это совсем не так… И о том, что было до Советского Союза, мы не знаем, знает только очень маленькая группа этнографов и фольклористов. А от этого незнания, к сожалению, у наших людей к своей традиционной культуре отношение чуть-чуть пренебрежительное: «Да, это что-то такое, такое какое-то. Ну, типа, нам не надо». Даже какая-то неловкость, неуважение, нежелание соотносить себя с прошлым, а наоборот, есть желание дистанцироваться. И эта пропасть после распада СССР только увеличилась, ведь мое поколение, жившее в 90-е и нулевые, росло в большей степени на западном контенте. Сейчас важно вспомнить свое историческое наследие, поэтому, для того чтобы придумать что-то новое, нужно построить мостик туда – во времена до Советского Союза, нужно понять и разобраться, что же там было. Помимо советского наследия мы судим, что такое русское, через наследие русских модернистов (Билибин, Васнецов, абрамцевский стиль). Но важно, что они работали с подлинными источниками, например, Билибин ездил в экспедицию по Северу, делал фотографии, собирал коллекцию для этнографического музея. Он работал с подлинными истоками, но сделал свою красивую картинку. И, кстати, с этим внутреннего спора нет, потому что нам честно говорят о том, что это авторский взгляд, не выдавая себя за подлинный фольклор. Из такой точки я и начала свое путешествие, отыскала соратников: точнее, они меня нашли. Я встретила девчонок из творческого объединения «Под облаками», они профессиональные этномузыканты. И когда я услышала, что такое подлинный фольклор, в меня он попал, потому что это действительно то, что принадлежит мне, чему принадлежу я, и во мне это начало прорастать. Я много узнала, но еще большему мне предстоит научиться.

Рубашка, Аlena Аkhmadullina; пояс, YSL from archive; тюрбан, Marc Bohan for Dior from archive; плащ,, Canach; платок, «Хохлома x Алена Ахмадуллина»

Ю. Д. Хотелось бы поговорить про Дом культуры «Исток». Пока есть только красивый фасад, я про особняк, там идет ремонт. Какой будет начинка этого места? И еще интересно, кто отвечает за реконструкцию, кто делает дизайн? Как все происходит, какая творческая команда над этим работает?

С. Э. Хорошие вопросы. Начну с Дома культуры. Проект реконструкции сделало архитектурное бюро Nowadays. Очень люблю их. Они уже давно работают с русским наследием, делали огромный проект Музея Кремля, который пока не открыт на Красной площади. Они пост рои ли огромный музей, современный, но ты все равно понимаешь, что ты в России. Это работа с формой, с текстурой, с использованием современных технологий и тенденций. Мне очень близок их подход. Они проводили исследовательские работы, ездили со своими студентами в Палех, изучали архитектуру избы – как она устроена, как устроены улицы. В общем, мы вместе очень давно, у нас полная гармония и взаимопонимание.

Я описала бы то, что получается, как современный минимализм, но в нем использованы узнаваемые русские формы и цвета, так что создается нужная атмосфера, соответствующая нашей миссии: сохранение и продвижение живой традиционной культуры и фольклора в контексте современной городской жизни.

Мы не старались сделать реконструкцию, это бессмысленно. Каждое время должно работать и переосмысливать подлинные источники, исходя из текущих тенденций.

Пальто и платье, Valentin Yudashkin, коллекция «Арт-деко», 2003 год; сапоги, YSL; колье, RS Imperial Jewellery House; кольцо Candy, RS 1912 Русские самоцветы

Про дом я рассказала. Над тем, что внутри, работает пока небольшая команда, в нее вхожу я, мой партнер и рулевой «Истока» Юлия Журавлёва. Те самые этномузыкологи из «Под облаками», с которыми мы сначала сделали проект «Играем свадьбу»: Наталья Прохорова, Галина Лукашевич, Надежда Гусарова. Они принадлежат миру фольклора, а это очень закрытое сообщество, там все друг друга знают, они составляют программы, ищут педагогов, у нас совершенно разные мастер-классы – от рукоделия до тематических вечеров, концертов, можно поучиться петь, танцевать, делать накосники.

Мы открываем Дом культуры в тестовом режиме, второй этаж, где проходят мероприятия, готов. Прошли мастер-классы по танцу и по накоснику, детский спектакль, есть обучающая детская программа – дети учатся петь, танцевать, занимаются рукоделием, и занятия заканчиваются спектаклем. Стартует курс про русский стиль в моде. В полном объеме работа начнется в сентяб ре. На первом этаже будет кафе с русской кухней, библиотека, для которой мы собираем коллекцию книг по нашей теме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сделано в Питере. Сделано по-питерски… Сделано в Питере. Сделано по-питерски…

Как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе

Монокль
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Сверхзвуковая Сверхзвуковая

Полина Гагарина умеет удивлять и не боится творческих экспериментов

VOICE
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Как откручивать шкив коленвала и в какую сторону Как откручивать шкив коленвала и в какую сторону

Все о снятии шкива коленвала: инструменты, последовательность, как крепится

РБК
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть

Как Москва сделала потребление культом и за сколько счастье можно купить

Правила жизни
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Почему важно вовремя менять модель управления Почему важно вовремя менять модель управления

Как уметь в нужный момент менять управленческую модель

Forbes
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
«Нет на свете страны, где нет магазинов» «Нет на свете страны, где нет магазинов»

Розница в России: как справиться с кризисом и что будет с брендами?

Монокль
«Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии «Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии

Женские коммуны вместо домов престарелых — как женщины борются с одиночеством

Forbes
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Взяться за голову Взяться за голову

В КХЛ усилили защиту от ЧМТ: новые правила и умные капы для игроков

Ведомости
Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали

Почему рост образованности сопровождается снижением числа браков?

Inc.
Дорожки на даче Дорожки на даче

Как экономно обустроить тропинки на садовом участке

Лиза
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Ген-план Ген-план

Почему снижение стоимости технологии прочтения генома не привело к прорыву?

Правила жизни
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире

Когда на фабриках и заводах случались серьезные катастрофы

ТехИнсайдер
Открыть в приложении