Как банки влияют на поведение своих клиентов через кэшбек и игровые механики

МонокльБизнес

Я хочу сыграть в кешбэк

Банки управляют нашим поведением через программы лояльности. В ход идет все: от кешбэка до превращения банковских приложений в игру

Константин Пахунов

Т-Банк — законодатель моды и король геймификации среди банков

В какой магазин мы пойдем сегодня? За нас теперь решают банки. После поездки в городском транспорте можно вернуть деньги за нее полностью. Ряд кредитных организаций раз в месяц объявляют новые категории кешбэка, таким образом объясняя, что стоит покупать, а с чем имеет смысл подождать. У одного крупного «красного» банка и вовсе можно «крутануть барабан», чтобы получить кешбэк от 5 до 100%. Звучит странно? Однако это реальность программ лояльности, давно перешагнувших рамки своих первоначальных целей и задач.

Еще в начале года аналитики ВТБ подсчитали, что отечественные банки могут выплатить своим клиентам рекордную сумму кешбэка — от 0,4 трлн до 0,5 трлн рублей в год, по крайней мере именно эти цифры назвал зампред ВТБ Георгий Горшков. Годом ранее цифра как раз прошла по нижней границе диапазона.

«По нашим расчетам, которые мы сверяли с нашими основными коллегами по цеху, в 2024 году выплаты кешбэка совокупно на индустрию составили до 400 миллиардов рублей. Несмотря на то что целый ряд банков говорил, что нужно экономить деньги и что программы кешбэка подпадут под определенный секвестр», — уточнил Георгий Горшков.

Происходит это потому, что растет конкуренция. Более того, если раньше кредитные организации конкурировали в основном между собой, то в последние годы в этот сегмент рынка добавились и внешние конкуренты. Здесь и IT, и небанковский финтех, и, конечно же, маркетплейсы. Полным ходом идет процесс взаимопроникновения: банки пытаются стать маркетплейсами (например, «Сбермаркет», ставший «Купером»), маркетплейсы, в свою очередь, обзаводятся банками и начинают подсаживать своих клиентов на собственные банковские сервисы (подробнее см. «Новые банки проверят на прочность», «Монокль» № 28 за 2024 год).

Понятно, что без кешбэка тут никак не обойтись. «Кешбэк остается важнейшим инструментом для привлечения и удержания клиентов. Несмотря на все вызовы рынка, банки продолжат наращивать инвестиции в свои программы лояльности, разрабатывая новые проекты и увеличивая выплаты», — объяснял журналистам зампред ВТБ.

Как подсказывает гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев, кроме собственно удержания клиента банкам важно добиваться и других целей. Например, чтобы этот клиент еще и держал деньги на текущем счете, а не на депозите. «Подобный пассив обходится банку дешевле, и он будет стимулировать клиентов через различные программы бонусирования — и через кешбэк, и через другие, неденежные варианты. Особенно в условиях текущих ставок», — отмечает эксперт.

Например в апреле текущего года Альфа-банк ввел минимальный лимит в 1000 рублей для вывода кешбэка для некоторых категорий клиентов, чтобы «сохранять кешбэк для более крупных покупок». Другим он предлагает разного рода задания — например, продержать на текущем счете определенную сумму, чтобы получить дополнительную категорию кешбэка в следующем месяце. Либо не снимать кешбэк два месяца в обмен на повышенную с 1 до 2,5% ставку возврата по всем покупкам.

Кроме приоритетных задач у программ лояльности имеется и ряд второстепенных. Руководитель отдела по работе с банками финтех-компании Paygine Анна Щетникова указывает: дополнительные цели могут меняться от банка к банку, но резонно предположить возможности сбора данных для кросспродаж (кредиты/страховки), борьбу за долю кошелька (чтобы платили картой банка, а не конкурента), а следствием всего этого будет еще и рост среднего чека. На самом деле список может быть и больше, запрос «Монокля» в ряд банков о целях и задачах программ лояльности остался без ответа. Однако ясно одно: на сегодняшний день кешбэк можно считать наиболее гибким и мощным инструментом для управления поведением клиентов.

Длинная цифровая морковка

Здесь стоит сделать небольшое историческое отступление. Специальные таблички, дающие право на скидку постоянным и состоятельным клиентам, известны еще с античности, а первая программа лояльности современного типа появилась у American Airlines в начале 1980-х. Примерно тогда же появились и банковские карты с кешбэком, но вот до России полноценно они добрались только в 2007 году. Сразу бума не случилось, применение программ лояльности в банках было ограниченным. В среднем по банковской карте возвращалось 1–3% от платежей, что было приятной мелочью.

Развитие электронной торговли резко увеличило популярность программ лояльности (оплатить товар и получить скидку стало возможно не только в магазинах физической досягаемости, но и в интернете), но разрозненность этих программ оставалась главным препятствием. Разные торговые сети и онлайнсервисы предлагали каждый свою систему скидок, в итоге человеку приходилось иметь стопку скидочных карт и такую же стопку набирающих популярность приложений, тоже дающих возможности кешбэка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как развивать российское производство в эпоху потрясений? Как развивать российское производство в эпоху потрясений?

«Армед»: от перепродажи из Китая до собственного производства медтехники в РФ

Монокль
Что означают символы на вашей стиральной машине: выбираем подходящий режим стирки без головной боли Что означают символы на вашей стиральной машине: выбираем подходящий режим стирки без головной боли

Расшифровка знаков на стиральной машине: какой режим для чего предназначен?

ТехИнсайдер
Франшиза: как это работает на самом деле? Франшиза: как это работает на самом деле?

В этой статье мы подробно разберем, как работает франшиза

Наука и техника
Что нужно помнить о DDoS-атаках и как от них защититься? Объясняет эксперт! Что нужно помнить о DDoS-атаках и как от них защититься? Объясняет эксперт!

DDoS-атаки — орудие самых злостных хакеров. Как защитить свои устройства?

ТехИнсайдер
Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной» Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной»

Артист Вячеслав Макаров – о скрытых недостатках и эмоциональных качелях

VOICE
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов» Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов»

Про 7 самых интересных предсказаний «Симпсонов», которые сбылись

ТехИнсайдер
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой

Астрономы подтвердили обнаружение третьего межзвездного объекта

N+1
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Россия на Ближнем Востоке играет в Realpolitik Россия на Ближнем Востоке играет в Realpolitik

Есть ли у России своя стратегия на Ближнем Востоке?

Монокль
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью 8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью

Есть вещи, которые лучше держать подальше от подкроватья

VOICE
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Продавцы воздуха. Как бизнес экономит на потребителях и при чем тут шринкфляция Продавцы воздуха. Как бизнес экономит на потребителях и при чем тут шринкфляция

Где граница между маркетинговой хитростью и нарушением доверия покупателей?

Inc.
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen

От металлургии до гидродинамики: история парохода Bremen

ТехИнсайдер
«Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен «Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен

Как поливоркерам сохранить здоровье и продуктивность

Forbes
Как вывести запах пота с одежды: 5 действенных методов Как вывести запах пота с одежды: 5 действенных методов

Чем можно убрать стойкий запах пота с одежды

ТехИнсайдер
Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос

Мы привыкли считать, что делаем осознанный выбор, но так ли это на самом деле?

Inc.
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Потепление обрекло гренландских китов на отравление водорослевыми токсинами Потепление обрекло гренландских китов на отравление водорослевыми токсинами

Во время аномального тепла динофлагелляты массово прорастают из цист китов

N+1
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Пример заразителен Пример заразителен

Как гаджеты могут стать наркотиком и почему их не стоит обвинять во всех бедах

Правила жизни
«Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев «Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев

10 псов, которые заметно отличились и вошли в историю

ТехИнсайдер
Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают

Как разумно регулировать свое поведение в соцсетях и в обращении с технологиями

Forbes
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Открыть в приложении