Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: П. Щелканцев; из архива Л. Хейфеца

«Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился». Именно в этот момент проходили те знаменитые собрания, худсоветы. Министр культуры приезжал каждый день. Столкновения сторон были яростными. Меня просто ошеломила та брань, которая звучала в адрес Ефремова от его противников... Внутри театра разгоралась настоящая гражданская война», — рассказывал Леонид Хейфец.

— Леонид Ефимович, судьба сводила вас со многими легендарными актерами и режиссерами. Кого бы вы назвали самым ярким?

— Ярких было очень много, выделять кого-то несправедливо... Один из них, несомненно, Ефремов. Он был человеком легендарным и при этом поразительно простым, искренним. В нем совсем не чувствовалось никакого самомнения, самодовольства — только вечное мученичество в глазах. Эта его постоянная сигарета... От него невозможно было оторвать глаз. Ефремов временами казался мне ужасно несправедливым, даже безжалостным... Но за ним невозможно было не пойти! Помню наше знакомство в 1965 году. Я — молодой режиссер, работаю в Театре Советской армии и живу там же, в театральной грим-уборной. Дома у меня нет, я сплю на раскладушке, а все мои вещи умещаются в чемодане. Зато у меня есть работа, я поставил уже несколько спектаклей. О том, чтобы что-то менять, даже и не помышляю. И вот в один прекрасный вечер идет моя постановка и мне говорят: «В зале Олег Ефремов». Чувства мои в этот момент описать невозможно. Я буквально по потолку стал ходить от волнения. А потом... сбежал и спрятался! В Театре Советской армии можно не только спрятаться, но и исчезнуть навсегда. Недаром существует легенда о взводе солдат-призраков с лейтенантом во главе, которые потерялись в театре во время его строительства... Не помню как, но меня в моем укрытии отыскали и сказали: «Олег Николаевич хочет с вами поговорить». Конечно, я пошел...

Тут надо объяснить, что такое был для меня, да и для всех тогда Ефремов и его «Современник». Человек-вождь и театр-идол! Я еще студентом посмотрел сразу несколько их спектаклей — «Голого короля», «Два цвета», потом «Назначение» Володина. Помню, как после «Назначения» я вышел из зала и не мог идти к себе в общежитие, а стоял и думал: «Нет, надо совершить что-то такое... Например, пойти сейчас на служебный вход и встать на колени перед всеми артистами!»

Олег Ефремов, 60-е годы. Фото: Музей театра «Современник»

— Встали?

— Не встал. Но чувства испытал именно такие. Никогда потом ничего похожего со мной не случалось. Все артисты «Современника» для меня были звездами! Что такое Евстигнеев? Гений. Ну, может быть, Кваша не воспринимался как гений, но в «Голом короле» и он точно играл гениально. Дорошина, Толмачева — их игра переворачивала! И Галя Волчек тоже была прекрасной актрисой... Никакой особенной режиссуры в «Современнике» не было, но этот театр разрывал сознание правдивой интонацией. Ни на одной московской сцене так не говорили. Даже замечательные актеры, а в Москве их всегда было очень много, уже переставали слышать время, улицу, те изменения, которые созревали в жизни, — и звучали фальшиво, излишне пафосно. Шли легендарные 60-е годы, вся страна стосковалась по правде. И «Современник» вписывался в это время, и Таганка тоже. У «Современника» было совсем небольшое помещение, а желающих попасть в него в разы больше, чем мест в зале. Каждый раз я проникал туда каким-то чудом. Однажды влез через окно в полуподвале и потом блуждал по каким-то лабиринтам, прежде чем попал в зрительный зал. И вот создатель этого легендарного театра, мой кумир Ефремов сидит со мной на диване, хлопает меня рукой по ноге, смотрит прямо в зрачки и повторяет: «Леня Хейфец... Леня Хейфец». Как будто запоминает... «Значит, будешь у нас ставить... На днях получишь пьесу в «Современнике». Я просто не поверил своим ушам... Но через пару дней мне позвонили от Ефремова и назвали пьесу, которую мне предлагалось поставить, — «Случай в Виши» Артура Миллера. Все, предел мечтаний. От такого соблазна невозможно было отказаться. Я пошел к главному режиссеру Театра Армии просить, чтобы меня отпустили. Но тот сказал: «Леня, но ведь у нас планы... Ты же сам говорил, что с института мечтаешь поставить «Смерть Иоанна Грозного», вот и ставь». И у меня в душе зародились сомнения. Переговоры с «Современником» вяло и долго тянулись, но я уже сам понимал, что мой переход туда не складывается. В итоге Ефремов отдал пьесу Марлену Хуциеву. А я начал ставить «Смерть Иоанна Грозного».

Ольга Фомичева, Нина Дорошина и Галина Волчек в спектакле «Без креста», театр «Современник», 1963 год. Фото: Музей театра «Современник»

— Эта постановка вошла в книгу «Сто лучших спектаклей ХХ века». Именно там вы открыли молодого Сергея Шакурова, дав ему роль Шута...

— Сережа проходил армейскую службу в Театре Армии, так же как и Сережа Никоненко. Конечно, это были не простые призывники. Они не служили в танковых войсках где-нибудь под Читой, но тем не менее все равно скучали без папы, без мамы, без девушки. Моя грим-уборная была в десяти метрах от их казармы, и некоторые солдатики часто приходили со мной поговорить. Сережа Шакуров очень меня заинтересовал. Мастер спорта по акробатике. К тому же остро воспринимал жизнь. Как раз то, что нужно для роли Шута. С другим взглядом это не сыграешь, потому что через Шута проходят все боли страны. Сережа был настолько переполнен новыми идеями и ощущениями, что мы решили дописать его роль: в пьесе-то Шут появляется только в одном эпизоде, а в нашей постановке он на сцене с первой до последней секунды. До сих пор люди говорят: мы помним, как Шакуров после смерти Ивана Грозного, своего хозяина, в красных лохмотьях шел на руках через всю сцену. Звучал хорал, написанный Володей Дашкевичем. Это производило огромное впечатление.

Андрей Попов (слева) в спектакле «Смерть Иоанна Грозного» в постановке режиссера Леонида Хейфеца, Театр Советской армии, 1966 год. Фото: Н. Кулешов/ТАСС

— При этом у спектакля непростая судьба...

— Да, его не разрешали выпускать. У военных Грозный ассоциировался со Сталиным. Но военные — люди по-своему простодушные. Они не разгадали нашу с Андреем Поповым, главным режиссером Театра Армии, хитрость: мол, разрешите нам сыграть «Грозного» для пап и мам наших «срочников». Зал 1100 человек. Играли мы восемь раз. А «родители» все не иссякали. Мало того, желающие посмотреть спектакль ломали окна, разбивали стекла. И тогда начальство плюнуло и разрешило нам все-таки устроить официальную премьеру. Правда, не в Москве, а в Челябинске, суровом городе угольщиков и металлургов. Постановку приняли очень хорошо. На худсовете Андрей Попов сказал: «Жалко, что папа не видел этого спектакля». Я учился у его отца, выдающегося режиссера и педагога Алексея Попова. Именно он и легендарная Мария Кнебель ввели меня в профессию и определили судьбу...

После «Грозного» я поставил в театре целый ряд спектаклей, в том числе «Тайное общество». Он был про декабристов, но название нервировало партийное и армейское руководство. Рецензии были разгромными. В результате из театра меня выперли, а декорации сожгли буквально на ступеньках рядом со служебным входом. Кто-то мне сказал: «Это тебе «Грозного» не простили...» Молодые артисты Сережа Шакуров и Наталья Вилькина тут же подали заявления об уходе. Для театра это редкий и практически невозможный случай. Прекрасный пример настоящей преданной дружбы. Когда у меня появилась возможность, я поставил телеспектакль «История одной любви», где они сыграли главные роли. Но это произошло далеко не сразу, поначалу я не мог получить никакой работы. Зависли в воздухе приглашения в несколько театров, в том числе и в Театр Маяковского, который возглавлял Андрей Гончаров. Но даже Андрею Александровичу в тот момент пришлось отказаться от этой затеи. Фактически у меня был запрет на профессию в Москве.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
«Женитьба»: женское несчастье «Женитьба»: женское несчастье

Евгений Марчелли поставил в Театре Моссовета знаменитую пьесу Гоголя

Ведомости
Колоссального кальмара впервые сняли на видео в естественной среде обитания Колоссального кальмара впервые сняли на видео в естественной среде обитания

Как удалось запечатлеть колоссального кальмара в родных для него глубинах океана

N+1
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная

Караван историй
Прямо из подворотни Прямо из подворотни

Что мода позаимствовала у опасных субкультур?

Правила жизни
От свалок до цифровизации От свалок до цифровизации

Особенности управления мусорными отходами в РФ и в мире

Ведомости
Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого

Как язык воспринимает сладость, какой рецептор отвечает за влечение к сахару?

ТехИнсайдер
Что действительно влияет на уровень холестерина? Что действительно влияет на уровень холестерина?

Как снизить уровень холестерина в крови, пока не стало слишком поздно?

ТехИнсайдер
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам Горе от интеллекта: как хайп вокруг ИИ вредит IT-продуктам

В каких случаях ИИ навредит продукту, а в каких — поможет

Forbes
Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря

Хирурги впервые в мире пересадили пациенту мочевой пузырь от мертвого донора

N+1
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Дворец чистоты Дворец чистоты

Какими были и остались Сандуновские бани?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Путешествие как бизнес Путешествие как бизнес

Истории тех, для кого путешествия стали не только хобби, но и бизнесом

Новый очаг
Породы собак, которые хорошо ладят с детьми Породы собак, которые хорошо ладят с детьми

Какую породу собак из сотен доступных принять в свою семью?

ТехИнсайдер
Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов

Пиво, чемпионы и венчурные фонды: зачем Халк Хоган создал свою лигу?

Forbes
Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире

Не только лампочки: неочевидные способы снизить расход электроэнергии

ТехИнсайдер
Cтенка на стенку Cтенка на стенку

Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизни
Небо и море люблю одинаково… Небо и море люблю одинаково…

Боевой и жизненный путь генерал-майора авиации Ивана Васильевича Рожкова

Знание – сила
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ

Как на самом деле развивается ИИ в России?

Forbes
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым

Как работает насос между вселенными и как Азимов изобрел его

ТехИнсайдер
Регионы призовут к ответу Регионы призовут к ответу

Почему регионы не достигли показателей строительства инфраструктурных проектов

Ведомости
Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи

Как «Последний император» покорил критиков и возмутил историков

Правила жизни
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

О самых частых заблуждениях о миоме матки рассказывает врач акушер-гинеколог

Лиза
Открыть в приложении