Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

МонокльИстория

Сага мужества и стойкости

Четыре года яростных схваток с врагом в Северной Атлантике, среди штормов и айсбергов, сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты. Общая опасность и противостояние врагу сделали их настоящими братьями по оружию. Вопреки интригам и маневрам политиков

Сергей Кисин

Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле».

Восемьдесят лет назад, 12 мая 1945 года, из Шотландии в СССР отправился конвой JW-67, ставший последним конвоем Второй мировой войны, шедшим по северному маршруту. За четыре года по нему было доставлено почти 4 млн тонн военных и стратегических грузов.

Ветер северный

Четырнадцатилетний Валентин Пикуль, будущий знаменитый писатель, служил юнгой на эсминце «Грозный» Северного флота. Позднее он так вспоминал о своем первом боевом походе с караваном в 1942 году, во время зимнего шторма: «Это был самый опасный трап на эсминце — в том месте, которое часто мыла волна. Но его не миновать, если хочешь попасть на мостик. Я все-таки угодил под накат, и как меня не сорвало тогда с трапа — до сих пор не понимаю. С горечью моря во рту, мгновенно прознобленный ветром, я миновал еще четыре трапа и выбрался на платформу мостика. Вот где качало! Внизу-то — шуточки, детский лепет. Амплитуда колебаний мостика была гораздо шире, нежели в низах корабля. Под забрызганным стеклом бесновато гуляла стрелка кренометра. Дойдет до упора и онемеет там, словно застряла. Сильный крен! С высоты мостика эсминец был похож на узкое длинное веретено, пронзающее бешеный хаос воды и холода».

В зимнее время на палубах, леерах, фальшбортах, трапах, орудиях намерзал соленый лед толщиной до 15 сантиметров. Из-за этого судно теряло остойчивость и при бортовой качке запросто могло перевернуться.

Первый участок пути — от портов на Восточном побережье США до Исландии или Шотландии, где находились перевалочные базы, — был сравнительно безопасным. Зато следующие две недели, особенно в Баренцевом море, проходили уже в плотном контакте с врагом. Здесь рыскали «волчьи стаи» подлодок кригсмарине, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы люфтваффе, а также главный кошмар союзников — фашистский линкор Tirpitz. Монстр водоизмещением 53,5 тыс. тонн с восемью 380-миллиметровыми орудиями главного калибра. И это не говоря уже о чисто природных катаклизмах высоких широт. Британский премьер Уинстон Черчилль говорил о северных конвоях как о «самом ужасном путешествии на земле», а советский посол в Лондоне Иван Майский называл историю конвоев «сагой мужества и стойкости».

От мировой до мировой

Северный маршрут поставок был не нов для военного времени — он использовался еще в Первую мировую. Тогда доставка грузов не носила характер ленд-лиза, а шла в обе стороны: страны Антанты присылали в Россию вооружение и промышленное оборудование, в ответ на Запад отправлялось зерно. В декабре 1914 года было подписано соглашение, согласно которому через Русский банк внешней торговли наша страна обязалась поставить Франции 72 млн пудов пшеницы в качестве платы за военное имущество. После этого северные караваны стали регулярными.

Их защиту от германских субмарин взяли на себя суда британского Гранд-Флита, с осени 1916 года конвоировавшие корабли с грузами от норвежской границы до меридиана мыса Святой Нос у Горла Белого моря. Далее до Архангельска транспорты сопровождались русскими военными.

Конвои в первую очередь ориентировались на маломощный порт Архангельска, уже к 1915 году заваленный импортными грузами по обеим берегам Северной Двины. Порт Романов-на-Мурмане (с апреля 1917-го — Мурманск) начал работу лишь в конце 1916 года, но проложить нормально действующую железную дорогу через Кольский полуостров и Карелию до революции так и не смогли. Пока дорога строилась, союзный груз из романовского порта сначала на оленьих упряжках везли в Кандалакшу, оттуда двумя тысячами подвод доставляли в финский Рованиеми (тогда — территория Российской империи), а уже здесь перегружали в вагоны до Петрограда.

Путь долгий и изматывающий, но сухопутный и надежный. А вот морской переход уже тогда был весьма опасным. В первую очередь из-за вражеских мин: германский вспомогательный крейсер SMS Meteor в 1915 году установил на участке между кольской Йоканьгой и островом Сосновец 10 минных банок, по 27–30 мин в каждой. На них 29 мая 1915 года подорвался английский корабль Arendal, а вскоре еще несколько судов.

Из-за этого и англичане, и русские вынуждены были держать в беломорском Горле целые эскадры тральщиков, переоборудованных из торговых судов. Опыт совместных действий в северных конвоях периода Первой мировой войны очень пригодился союзникам во время Второй.

Первый арктический конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года

Физика и математика

Шестнадцатого июня 1940 года Германия полностью оккупировала Норвегию. Финляндия сохранила государственность, но выступила на стороне Гитлера. В результате в распоряжении кригсмарине оказалась вся океанская береговая линия Скандинавского полуострова, от Осло до Петсамо и Варангер-фьорда, с удобными гаванями и аэродромами. Главком кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер теперь имел возможность постоянно держать в Северной Атлантике крупные военно-морскую и военно-воздушную группировки, способные перехватить любые морские сообщения между союзниками.

Командующий советским Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко констатировал: «Соотношение сил на морском театре было не в нашу пользу. К началу войны гитлеровцы располагали против Северного флота 6-й флотилией новейших эскадренных миноносцев, состоявшей из пяти кораблей типа “Редер”, тремя норвежскими миноносцами типа “Стег”, норвежским минным заградителем типа “Гломан и Лауген”, вспомогательным крейсером “Бремзе” (около десяти тысяч тонн водоизмещением), шестью подводными лодками дальнего действия типа U-67, десятью норвежскими сторожевыми кораблями различных типов, десятью-пятнадцатью тральщиками, десятью сторожевыми катерами типа быстроходных морских охотников, а также вспомогательными судами, то есть имели в строю до пятидесяти боевых единиц — целый флот с подходящими базами, расположенными в удобных местах Варангер-фиорда (Киркенес, Варде и Вадсе) в непосредственной близости к нашим коммуникациям. Военноморским силам противника была придана специально предназначенная для действий на театре авиация с первоначальным общим количеством до 230 самолетов, рассредоточенных на аэродромах в Луостари, Киркенесе (Солдатбухт), Лаксельвене (Банак), Хебуктене, Тромсё, Бардуфосе, Нарвике, Буде».

К этому после начала войны следует добавить линкор Tirpitz, линейный крейсер Scharnhorst, тяжелые крейсеры Admiral Scheer, Lützow и Admiral Hipper, до 40 субмарин.

Противопоставить им Северный флот мог только восемь эсминцев (из которых два находились в ремонте, еще один, «Карл Либкнехт», — на капремонте в Архангельске), семь сторожевиков, два тральщика, 14 «морских охотников», 15 субмарин и 122 самолета. К тому же уже в начале войны были потеряны эсминец «Стремительный» и сторожевики «Пассат» и «Туман», переоборудованные из торговых судов.

Учитывая неравенство сил, Головко запретил своим подчиненным вступать в открытый бой с противником, используя наличные силы только для охраны конвоев, поддержки сухопутной обороны с моря огнем морских орудий и десантных операций. Главной ударной силой вице-адмирала стали субмарины. В этих условиях, как и 25 годами ранее, основная задача по охране северных конвоев легла на британский Королевский флот под командованием адмирала Джона Тови.

Арктическая рулетка

Адмирал Тови был настоящим англичанином. То есть терпеть не мог рисковать, но, как военный, беспрекословно подчинялся приказам. После огромных потерь флота в начале войны, фиаско в Норвегии и особенно после гибели своего флагмана, линейного крейсера HMS Hood, в поединке с немецким линкором Bismark в Датском проливе в мае 1941 года Тови крайне неохотно соглашался на схватки с кригсмарине. И уж тем более с «одноклассником» своего обидчика, линкором Tirpitz.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Таргет консервирует экономику, а нам нужны изменения» «Таргет консервирует экономику, а нам нужны изменения»

О начинающейся в России рецессии и о том, как ее избежать

Монокль
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
Жить интересно Жить интересно

О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг света
Трудный возраст Трудный возраст

История клуба «Зенит» соткана не только из побед, и это делает его сильнее

Ведомости
Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Дивный Воронеж Дивный Воронеж

Город-открытие, который ты пропускаешь по пути на море

Лиза
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Командно-административная экология Командно-административная экология

Достижение устойчивого развития в большей степени лежит в политической плоскости

Ведомости
Время вторых: сколько зарабатывают победители национальных кубков в Европе Время вторых: сколько зарабатывают победители национальных кубков в Европе

Что (кроме почета) получают победители национальных кубков в топ-5 лигах Европы

Forbes
Родом из детства Родом из детства

Интервью с народной артисткой РФ и голосом Степашки Натальей Голубенцевой

Лиза
Uber в образовании Uber в образовании

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

ТехИнсайдер
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить

Чем вреден эффект ноцебо и можно ли от него избавиться?

ТехИнсайдер
Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке Медоуказчики привели людей к змеям по ошибке

Орнитологи выяснили, почему большие медоуказчики иногда направляют людей к змеям

N+1
«На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах «На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах

Женщины на заводе: что привело их на предприятие и с какими мифами они борются

Forbes
Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле

Что Серебренников хотел сказать зрителю в красивом фильме о докторе Менгеле?

Forbes
От свалок до цифровизации От свалок до цифровизации

Особенности управления мусорными отходами в РФ и в мире

Ведомости
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Бюджет: проблемы явные и скрытые Бюджет: проблемы явные и скрытые

В значительной мере в росте дефицита бюджета виноват ЦБ

Монокль
Лечим не то не тем Лечим не то не тем

Почему нормы такси по 580-ФЗ плохи для пассажиров и перевозчиков?

Монокль
Поворот не туда Поворот не туда

Какие районы Москвы в прошлом считались опасными?

Правила жизни
Дальше не значит лучше Дальше не значит лучше

У тех, кто остается на даче, очень много возможностей отлично провести время

КАНТРИ Русская азбука
Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии

Можно ли нарастить производство полимеров и не навредить экологии?

РБК
Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет

Ископаемого водорода хватит, чтобы обеспечить Землю энергией на 170 тысяч лет

ТехИнсайдер
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Излучение квазара подавило звездообразование в галактике из ранней Вселенной Излучение квазара подавило звездообразование в галактике из ранней Вселенной

Молекулярный газ ранней Вселенной разрушается под действием излучения квазара

N+1
Открыть в приложении