Сборы в театр — важная часть времяпрепровождения светского человека XIX века

Караван историйИстория

«Театр уж полон, ложи блещут...» Традиции и правила для посетителей театра XIX века

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: «Мосфильм»

Говорят, что среднестатистический россиянин сейчас посещает театр один-два раза в год. Выйдя с работы и не переодевшись, зрители, как правило, приходят в храм искусства минут за пятнадцать до начала. Просто садятся на свои места и смотрят действие. Но еще 200 лет назад все было не так! Посещение театра было центром светской жизни, имело свои цели, задачи и подчинялось жестким правилам и устоявшимся традициям. О них и поговорим.

Сборы в театр — важная часть времяпрепровождения светского человека. Существовал определенный набор одежды именно для выхода в театр. Для мужчин был обязателен парадный фрак черного, синего или темно-красного цвета, белоснежная рубашка с накрахмаленными манжетами и воротничками, вышитый жилет.

Непременным дополнением были галстуки или шейные платки, шляпы и перчатки обязательно белого цвета. Перчатки, кстати, в те времена не стирали, а использовали их только один раз, поэтому в гардеробе модников стояли целые коробки с этим аксессуаром. Дама могла появиться в храме искусства в вечернем платье, которое отличалось от бального. И обязательно с декольте. Молодые девушки носили платья, украшенные лентами, цветами и кружевом, с разнообразной отделкой и украшениями. Традицию носить глубокий вырез обязаны были соблюдать даже дамы старшего возраста, но они могли сверху надеть накидку или меха.

Еще среди обязательных деталей дамского гардероба — перчатки, веер и, конечно же, украшения с драгоценными камнями. Декольте без бриллиантов считалось верхом неприличия. Главным правилом в выборе туалета было не перестараться и не затмить своим видом членов императорской фамилии. Когда именно монаршие особы посетят театр, никто не знал, но готовым к этому нужно было быть всегда, поэтому даже самые состоятельные дамы не «перегружали» свой наряд драгоценностями.

Репродукция картины  «Петербург. Большой театр». Неизвестный художник, первая четверть XVIII века. Фото: Vostock Photo Archive

Хлопать и кричать «браво» дамам не полагалось

По огромной площади к театру подъезжали кареты, и специальные люди регулировали движение так, чтобы не было столпотворения. Экипажи самых знатных особ старались пропустить максимально близко к крыльцу. Театральная обувь дам была настолько легкой и непрочной, что ходить в ней по улице они не могли. У входа публику встречали солдаты в шинелях, принимая от гостей шубы и меха, а после окончания спектакля возвращали их владельцам. Отдавая шубу, человек всегда щедро получал на чай.

Когда мы смотрим фильмы о той эпохе, то, как правило, герой появляется в зале уже после начала действия. Приходить не к самому началу оперы было нормой, а на балет — даже хорошим тоном. Рассчитывая на медленный сбор публики, первыми всегда давали увертюру или часть симфонии (так называемые подъездные номера). Кстати, представление начиналось, как правило, не раньше восьми вечера. Гости проходили в зал в течение часа, у них было время пообщаться, разглядеть наряды других дам, раскланяться со знакомыми. Это было важной частью посещения театра.

Без компании в театр обычно не приезжали. Если мужчине подобное еще могли простить, то даме — никогда. Недаром появление Анны Карениной в театре в сопровождении «известной всем княжны» и незначительного друга лишь упрочило ее положение «неприличной женщины». Замужних женщин, как правило, в театр сопровождали мужья, а девушка могла прийти с матерью, замужней сестрой или другим членом семьи. Но не со случайным знакомым и уж тем более не просто в компании подруг.

Перемещаться по залу во время концерта, оперы или балета было нормой. Также в любой момент во время представления могли раздаться аплодисменты, если публике понравилась какая-то партия. Публика хлопала и между частями, и во время исполнения, и в конце, обычно не дожидаясь даже заключительного аккорда. Аплодировали, кстати, только мужчины. Они могли себе позволить и крики «браво», могли встать, рукоплеща. А вот женщинам выражать эмоции не позволялось. Они чаще всего не хлопали — во всяком случае, не делали это энергично и уж тем более не кричали «браво».

Кстати, сила эмоций публики зависела от того, в какой театр вы бы пришли. Александринский был довольно демократичен. Билеты были более доступны по цене, так что сюда могли прийти и купеческая семья, и студенты. Петербургская аристократия с пренебрежением относилась к русскому драматическому театру, предпочитая Михайловский, где чаще всего давали французские пьесы. И сюда могли прийти простые люди, но они не встречались с представителями высшего света. Входы для более демократичной публики, за партером, и для знати были разные. Для них были организованы раздельные гардеробы, туалетные комнаты и буфеты.

Репродукция картины Альбера Робида «Ложа в день романтической премьеры», 1888 год. Фото: Vostock Photo Archive

Серьезный спектакль обязательно «разбавляли» водевилем

Рассадка зрителей в театре строго соответствовала статусу и положению в обществе. Теоретически бедный мещанин мог купить дорогой билет и появиться в партере, но его появление там вызвало бы большие вопросы. Все понимали, кому где положено находиться. Первый ярус лож над бенуаром — бельэтаж — занимали аристократия и высшие должностные лица двора. Как правило, все ложи были семейными, абонировались на весь сезон. Знакомым из высшего света могли уступить ложу на вечер, в нее могли пригласить друзей. Передние места в ложах всегда предоставлялись дамам. При этом они избегали высоких причесок и снимали шляпы. Мужчины либо сидели в задних рядах, либо стояли, готовые в любой момент принести даме воды или поднять платок. Кстати, времяпрепровождение в ложах, пока шел спектакль, у нас и в Европе разнилось. В Италии, например, это были кабинеты со шторками, где хозяева привольно проводили время: играли в шахматы, ели, пили, обсуждали новости. В России во время представления в ложах воспрещалось есть. Но в антракте сюда приносили фрукты и напитки. Дамы могли прогуляться по фойе, но только в сопровождении мужчины, ни в коем случае не в одиночестве. Так что фраза из старых фильмов наподобие «Проводите меня к княгине Мягкой» вовсе не фигура речи. Дам в буквальном смысле приходилось провожать, идущая по фойе в одиночестве девушка — это немыслимо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
Норберт Нидеркофлер: «Я делаю ставку на молодежь» Норберт Нидеркофлер: «Я делаю ставку на молодежь»

Он превратил простую пиццерию в ресторан с тремя звездами Michelin

Bones
Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно» Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно»

Елена Скрынник о ее карьере, детях и о настоящем и будущем нашей страны

Караван историй
ПИФы всплывают за деньгами ПИФы всплывают за деньгами

Высокая ставка сделала денежные фонды самыми интересными для инвесторов

Монокль
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
С приставкой E: как развиваются онлайн-сервисы такси, доставки и бронирования в России С приставкой E: как развиваются онлайн-сервисы такси, доставки и бронирования в России

Условный таймлайн развития сервисов такси, доставки и бронирования в России

Правила жизни
Грани прекрасного Грани прекрасного

Как обновить квартиру с помощью креативной отделки стен

Добрые советы
Девушки тоже ездят на «харлеях»: как бренды открывали для себя женскую аудиторию Девушки тоже ездят на «харлеях»: как бренды открывали для себя женскую аудиторию

Как производители разных товаров открывали для себя потребителей-женщин

Forbes
Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику» Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику»

Анастасия Стоцкая — о мюзиклах, рок-операх и хейтерах

Караван историй
Сантьяго, до востребования Сантьяго, до востребования

Как чилийские режиссеры снимали родину за границей и пережили диктатуру

Weekend
Бейсджампинг, родео и стритлагинг: 10 самых травмоопасных видов спорта Бейсджампинг, родео и стритлагинг: 10 самых травмоопасных видов спорта

Экстремальные виды спорта, которые наиболее опасны для вашего здоровья

ТехИнсайдер
Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии

Влияние дождя на выживаемость при попадании молнии

N+1
Пятиминутный путеводитель по китайскому Новому году: откуда пришел праздник, как правильно отмечать и почему нельзя есть кашу Пятиминутный путеводитель по китайскому Новому году: откуда пришел праздник, как правильно отмечать и почему нельзя есть кашу

В Китае Новый год уходит корнями в глубокую древность

Правила жизни
«Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей «Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей

Кинокритик рассказывает про сериал о пожилом сыщике и его неожиданной помощнице

Forbes
Приглушенные голоса. Юлия Петрачук — о фестивале оперной музыки, написанной женщинами Приглушенные голоса. Юлия Петрачук — о фестивале оперной музыки, написанной женщинами

Как женщины участвуют в современной академической музыке и необычных операх?

СНОБ
Северные плавуны освоили мелководье и научили этому других Северные плавуны освоили мелководье и научили этому других

Освоение северными плавунами мелководья может быть культурной традицией

N+1
Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола

Предлагаем пересмотреть работы Джейка Джилленхола

Правила жизни
Маска забвения Маска забвения

Как Всеволод Мейерхольд оказался главным призраком русского театра ХХ века

Weekend
Замасливание пупка: как работает экзотический тренд и помогает ли он похудеть Замасливание пупка: как работает экзотический тренд и помогает ли он похудеть

Может ли простое масло помочь похудеть и лучше себя чувствовать?

VOICE
Нейроны ощутили сердцебиение механорецепторами и синхронизировались с ним Нейроны ощутили сердцебиение механорецепторами и синхронизировались с ним

Нейроны обонятельных луковиц синхронизируют свои осцилляции с сердцебиением

N+1
Почему родительская любовь связана с трудностями и как с ними справиться Почему родительская любовь связана с трудностями и как с ними справиться

Почему родительская любовь — одно из наиболее трудных и глубоких чувств в мире

РБК
Как устроить идеальное свидание в домашних условиях: умная техника, которая все сделает за вас Как устроить идеальное свидание в домашних условиях: умная техника, которая все сделает за вас

Как быстро и качественно организовать незабываемый вечер дома?

ТехИнсайдер
Гонка за деньгами: почему мы на нее ведемся и как выйти из этого токсичного «соревнования» Гонка за деньгами: почему мы на нее ведемся и как выйти из этого токсичного «соревнования»

Как достигаторство влияет на тело и психику человека?

Psychologies
«Один дома»: можно ли оставить кошку в одиночестве на несколько дней и как сделать это правильно «Один дома»: можно ли оставить кошку в одиночестве на несколько дней и как сделать это правильно

Как поступить, если вам нужно уехать из дома и оставить питомца в одиночестве?

ТехИнсайдер
Буллинг не пройдет! Буллинг не пройдет!

Какие бывают виды травли и почему некоторым так нравится издеваться над другими

Лиза
Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было» Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было»

Топ-менеджер Марина Орлова — об управлении и устойчивом развитии

Bones
В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям

Как грамотно донести мысль и повысить коммуникативные способности?

СНОБ
Пыль метеорита и фрагменты Эйфелевой башни: 10 самых интересных медалей Олимпиад Пыль метеорита и фрагменты Эйфелевой башни: 10 самых интересных медалей Олимпиад

Олимпийские медали претерпели немало изменений, а некоторые вошли в историю

Forbes
Сын Урал и дочь Благодария: как необычное имя влияет на жизнь ребенка Сын Урал и дочь Благодария: как необычное имя влияет на жизнь ребенка

Как желание родителя дать отпрыску яркое имя может отразиться на его будущем

Psychologies
«Если дружба, то навсегда, если обида, то смертельная»: как подростковый опыт общения влияет на дальнейшую жизнь «Если дружба, то навсегда, если обида, то смертельная»: как подростковый опыт общения влияет на дальнейшую жизнь

Дружба для подростков — один из центральных этапов социальной сплоченности

Psychologies
Открыть в приложении