Отец признался, что Лиля была живой, непосредственной, «совсем своей»

Караван историйЗнаменитости

Александр Алешников. Взрослые дети

Записала Ирина Кравченко

Фото: Fotodom/Кадр из фильма «Город зажигает огни»; из архива А. Алешникова

Самую, пожалуй, известную свою роль моя мама, Лилиана Алешникова, сыграла в картине "Взрослые дети" - молодой жены, по сути еще девчонки. А отец, Яков Сегель, двенадцатилетним запомнился в "Детях капитана Гранта". "А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер"* - звонко выводил его Роберт. Родители такими и были: романтичными, влюбленными в жизнь, смелыми, порой безбашенными.

*Автор слов В. Лебедев-Кумач

Мама легко, для удовольствия занималась спортом, играла на любых музыкальных инструментах и умела управлять всеми транспортными средствами, кроме космической ракеты и подводной лодки. Могла на Новый год, когда гулянье в компании приятелей-кинематографистов набирало обороты, а выпивка заканчивалась, вместе с подружкой актрисой Валей Малявиной на мотоцикле помчаться в магазин. Хулиганки!

У нас и бабушка гоняла до старости. Дочь с зятем, переживая за ее здоровье, даже разыграли кражу мотоцикла, сочинив, что воры ночью вскрыли гараж. Бабушка бросилась на «место преступления», туда подошел оперативник, согласившийся подыграть родителям, и заверил, что пропажу постараются найти. А до тех пор она везде ездила на мотоцикле — в булочную, в гости, в театр. Несколько раз милиционеры останавливали ее, принимая за девчонку: стройная фигура, модный комбинезон, кстати, самосшитый — она снимала шлем и патрульные столбенели, видя улыбающуюся немолодую даму.

Элеонора Александровна отличалась мушкетерским нравом, как-никак француженка. Ее семья до революции приехала в Баку, где отец налаживал работу лимонадного завода. Мой прадед увлекался авиацией и в Гражданскую помогал белым: летал на своем аэроплане на разведку. Его в воздухе и убили. В качестве компенсации за потерю кормильца власти выдали Виктории Францевне большие деньги — сто рублей, и городовой провожал до дому заплаканную вдову двадцати шести лет с четырьмя детьми.

Та собиралась увезти их в Америку: еще при жизни супруга богатые родственники прислали «пермиты», то есть разрешения на въезд, и билеты на пароход. Но выяснилось, что все это прадед за три дня до гибели проиграл в карты, и осиротевшее семейство осталось в Баку, куда вскоре нагрянули большевики. Из фамилии де Бендак прабабушка ради спасения себя и отпрысков убрала предлог, но оставались сложности: она плохо говорила по-русски и не имела никакой профессии. Единственное, что могла, — плести макраме и печатать на машинке, тем и стала зарабатывать.

Дочерей Виктория Францевна устроила в один из еще остававшихся девичьих пансионов. Три сестры занимались там вокалом, а Элеонора — балетом, потому что после ангины ей было запрещено не только петь, но и громко говорить. Дрыгоножка оказалась талантливой и в двадцать уже выступала в Москве, в Большом театре, правда в кордебалете.

Сцену оставила, когда забеременела от актера Петра Березова. Пришла к нему, мол, надо оформлять отношения, у нас будет ребенок, на что Березов ответил: «Это у тебя будет ребенок». Дамой бабушка была любвеобильной, мужикам нравилась невозможно, и один из поклонников, Лазарь Алешников, тут же позвал ее замуж. После рождения дочери Элеонора Александровна больше ни разу не танцевала в спектаклях, объясняя тем, что «из-за Лилечки не могла себе этого позволить». Позже устроилась преподавать в балетном училище при Большом, и одной из ее учениц стала юная Майя Плисецкая.

Лазарь Ефимович воспринимал мою маму как дочь, с родным отцом она почти не общалась. Березова я видел в детстве всего раз, он смешно появился в нашем доме. Звонок в дверь, открываю — пожилой крепкий человек. Спрашивает:

— Ты кто?

— Саша.

— Мать где?

— На кухне.

Незнакомец отодвинул меня и направился в глубь квартиры. Я испугался: отец в командировке, мы с мамой вдвоем, вдруг это грабитель?

Спешу за ним и слышу голос матери:

— Ты чего?

— Да я тут... водочки принес, выпьем?

Оказалось, ее папа, решил с дочерью посидеть. Посидели. Мать:

— Ну, иди.

И он ушел. Только спустя много лет, уже взрослым, я вновь услышал о Петре Березове. Мне передали, что мама просила перезвонить. Набираю номер, в трубке мужской голос: «Администрация Донского кладбища». Узнав, кто я, позвали мать, я понял, что она выпила и плачет: «Саша, дедушку твоего похоронили... Забери меня отсюда». Приезжаю, вижу зареванную маму и двух девчонок: ноги от ушей, каблучищи, платья в облипку. Девки тоже льют слезы: «Это подруги твоего дедушки». А тому было уже за семьдесят. Такие вот у нас люди в семье — моложавые, неугомонные.

Фото: Мерцедин/РИА Новости

Мать росла шпаной: мастерила рогатки, стреляя потом в своей женской школе, или, привязав катушки к тапочкам, дефилировала по классу «на каблуках», а то могла нарисовать хулиганскую картинку и спеть матерную частушку. Училась на тройки-четверки. Бабушку вызывали в школу, и мама напрягалась, но не потому что боялась разноса.

Представьте себе послевоенные годы, ту бедность, серость, а Лазарь Ефимович, главный инженер завода, прилично обеспечивал семью, и бабушка носила шубку, туфли на шпильках, американские чулки со стрелками. Красавица с балетной походкой, громко смеявшаяся, бурно жестикулировавшая, всегда накрашенная и одетая как в заграничных фильмах! Когда мать Лили появлялась в школьных стенах, девочке от смущения хотелось куда-нибудь спрятаться.

Чувство это не покинуло ее и в театральном училище. Их квартира в центре была хоть и однокомнатной, но сто пятьдесят квадратных метров, этакая современная студия, поэтому туда часто заваливались мамины однокурсники. Кстати, сначала мать пошла во ВГИК, но Тамара Федоровна Макарова, уж не знаю почему, резюмировала: «Деточка, ты никогда не будешь сниматься в кино».

Отправилась в Щукинское, и ее приняли. Училась с Василием Лановым и Василием Ливановым, дружила с ними и с Георгием Юматовым. Собирая в доме компанию, Лиля заранее просила мать уйти — та принималась что-нибудь артистично рассказывать гостям, брала гитару и пела, короче, вела себя довольно темпераментно, и дочь ее стеснялась.

Бабушку я, поскольку родители в годы моего детства постоянно снимались, узнал раньше, чем их. Она учила меня французскому и верховой езде, попросив на даче деревенского конюха:

— Иван Фомич, покажите Саше, как надо гарцевать красиво.

— Лор, да я сам не умею.

— Ну посадите его в седло, остальное подскажу.

Задумав на юге обучить меня плаванию, пошла к спасателю, дала ему три рубля, мужик вывез меня в открытое море и выкинул из лодки. Пришлось барахтаться, но плыть. А вот на мотоцикл бабка меня не сажала ни разу, даже не знаю почему, и — ханжа! — от выпивки отговаривала: «Не пригуби!»

На свою мать, капризную, яркую, шумную, ревнивую, Лиля совсем не походила. Макияжем пользовалась сдержанно — чуть-чуть тронет ресницы тушью, губы помадой, и все. Одевалась неброско, скорее элегантно. Флиртовать тоже не любила в отличие от бабушки, которую я, уже взрослым, однажды в шутку назвал бранным словом из пяти букв, а она, хитро прищурившись, подтвердила: «Да!» Молоденькая Лиля в отношениях с противоположным полом недотрогой была и скромницей.

И вот в 1956-м, в двадцать один год, ее, уже прославившуюся работой в фильме «Они были первыми», утвердили на роль два режиссера. Это были Яков Сегель и его друг еще со ВГИКа, где он учился у Сергея Герасимова, Лев Кулиджанов. Мама поехала на целину сниматься в их картине «Это начиналось так...».

Папа принялся отчаянно за ней ухаживать. Он был красивым, обаятельным, талантливым, высоченным мужиком, еще и фронтовиком. К тому времени уже не единожды женатым. Первый раз — во время учебы в студии при Театре имени Моссовета на звезде женской половины труппы Нелли Молчадской. Они то сходились, то расходились, в итоге расстались, говорят, из-за того, что оба отличались крайне неуступчивым характером. Нелли, по словам знавших ее, страдала.

В двенадцать лет Яков Сегель сыграл Роберта Гранта в экранизации романа Жюля Верна. Его мама, моя бабушка, работала вторым режиссером на «Мосфильме», часто брала туда сына, вот его и присмотрели. С Ольгой Базановой. Фото: Мосфильм-инфо/Кадр из фильма «Дети капитана Гранта»

Потом у папы случился брак с дочерью его армейского начальника, причем продлился всего дней десять. Молодожен переехал в генеральскую квартиру, но после первой ночи в роскошных интерьерах стал свидетелем такой сцены: супруга бросила грязную ложку и капризно велела прислуге, чтобы помыла. Отец ударил кулаком по столу и крикнул жене: «Встать!» Обалдевший генерал приказал зятю немедленно убираться из дому, что папа с удовольствием и сделал. Создать семью он пытался и с актрисой Натальей Архангельской, но тоже не сложилось: они недолго прожили вместе.

Лилей отец увлекся не на шутку, та же называла его на «вы» — все-таки режиссер, к тому же она была моложе на двенадцать лет. Тогда папа надумал поразить девичье воображение каким-нибудь удалым поступком и совершил в итоге пацанью глупость. Возле съемочного лагеря стояла на приколе его «победа», которую доставили с помощью волокуши, прицепленной к трактору, и вручную сгрузили. Вокруг — сплошной чернозем, по которому и трактор-то не всегда пройдет, но неожиданно ударили морозы, земля подмерзла, и отец пригласил маму покататься.

В 1956 году маму утвердили на роль режиссеры-соавторы Яков Сегель (справа) и Лев Кулиджанов. Она поехала на целину сниматься в их картине «Это начиналось так...» Фото: из архива А. Алешникова

Она решила уступить этому пижону в белой рубашке и с «победой» в глухой степи. Катались так увлеченно, что опустилась ночь и бензин закончился в нескольких километрах от палаточного киногородка. Папа собрался идти туда за грузовиком. Вдруг они увидели в свете луны тени. Волки! Мама упрашивала подождать в машине до утра.

Отец признавался мне потом, что очень хотел провести ночь с возлюбленной, но понимал, что может получить отказ и потерять эту девчонку раз и навсегда. Тогда в нем проснулся смельчак и авантюрист. Сказав, чтобы ждала внутри, где было еще не слишком холодно, папа намотал на руку куртку, взял привезенный с войны штык и вышел наружу. Потом смеялся: «По дороге я с волками даже разговаривал». Вернулся на тракторе и дотащил машину с любимой до лагеря.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Олег Целков: «Я хочу только рисовать и любить Тоню» Олег Целков: «Я хочу только рисовать и любить Тоню»

С родины его выслали за тунеядство

Караван историй
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Самые красивые заповедники России Самые красивые заповедники России

Российские заповедники, отличающиеся необычайной красотой

ТехИнсайдер
Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости

Какие свойства у открытого межзвездного объекта — кометы 3I/ATLAS

N+1
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Как заниматься блогингом без проблем с законом Как заниматься блогингом без проблем с законом

Каких правил нужно придерживаться, если вы зарабатываете на блоге

Inc.
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино

Путь Супермена: со страниц комиксов на большой экран

Forbes
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды

Проверенные стратегии повышения вовлеченности сотрудников на основе кейсов

Inc.
Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс

Как вести себя туристам во время авиационных коллапсов

Forbes
Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Блокировка расчетного счета: как быстро решить проблему и снять блокировку?

Inc.
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались

Зачем вообще была придумана практика перевода часов на зимнее время?

ТехИнсайдер
CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией

Исследователи сообщили об успешном лечении тяжелой системной склеродермии

N+1
Рожденные революцией Рожденные революцией

Как технологическая революция полностью изменит привычные нам гаджеты

Правила жизни
Здоровье как актив: зачем частным клиникам превентивная медицина Здоровье как актив: зачем частным клиникам превентивная медицина

Почему в частных клиниках развивается персонализированный подход

Forbes
Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин

Зачем китайцев все чаще стали подталкивать к бракам с иностранками

Forbes
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Открыть в приложении