Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

ForbesБизнес

Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Моника Хантер-Харт

Эрен Озмен (Фото Jan Woitas / dpa / picture-alliance)

Турчанка Эрен Озмен эмигрировала в США студенткой в 1980-х и подрабатывала, убираясь в офисе Sierra Nevada Corp., а в 1994-м вместе с мужем купила эту компанию и вывела ее из кризиса. Теперь Sierra Nevada Corp. будет производить самолеты, которые могут находиться в воздухе даже в случае ядерного взрыва. Раньше производством и обслуживанием таких кораблей занимался Boeing, но фирма Озмен выиграла новый контракт. Для Sierra Nevada Corp. с выручкой порядка $2 млрд такая сделка ― гигантский скачок вперед. Forbes USA рассказывает, как Эрен планирует осуществлять этот сложный и дорогостоящий проект.

Компания Эрен Озмен под названием Sierra Nevada Corp. годами боролась за контракт стоимостью $13 млрд на строительство новых самолетов «Судного дня». Теперь репутация миллиардерши (и заодно финансовое положение фирмы) зависят от того, удастся ли ей выполнить крайне непростой маневр в аэрокосмической отрасли: осуществить сложный правительственный проект высшей степени секретности, уложившись в установленные сроки и выделенный бюджет.

Широко улыбаясь, 66-летняя председательница совета правления и совладелица Sierra Nevada Corp. Эрен Озмен пританцовывает под звуки поп-фанка, разносящегося со сцены банкетного зала в гостинице Sheraton Denver Downtown. Этим ранним апрельским утром она открывает ежегодный «лидерский форум» под эгидой своей фирмы и, хлопая в ладоши перед почти шестиметровым LED-экраном, призывает 300 с лишним сотрудников подняться со своих мест и немного размяться.

Песня Happy Фаррелла Уильямса как нельзя лучше отражает настроение их начальницы, ведь та абсолютно уверена, что компания в сфере аэрокосмической обороны, которую она приобрела вместе с мужем Фатихом в 1994 году, выиграет престижный контракт с Военно-воздушными силами США на проектирование новых самолетов «Судного дня». Они представляют собой защищенные летающие командные пункты для высшего военного и политического руководства страны на случай ядерной войны и других катастроф — например, столкновения с астероидом.

Модель E-4B (один из существующих самолетов «Судного дня») готовится к дозаправке в воздухе в мае 2024-го (Фото Сodie Trimble·AIR FORCE)

И в самом деле, через 22 дня после мероприятия, а именно 26 апреля, проект доверили Sierra Nevada Corp. Какую песню ждать в следующем году? «Думаю, We Are the Champions», ― отвечает Озмен.

Контракт на сумму $13,1 млрд подписали на 12 лет. Для частной организации, в прошлом году заработавшей всего $2 млрд, это грандиозное достижение. Очень долго предприятие со штаб-квартирой в Спарксе, штат Невада, прочно сидело в среднем сегменте отрасли — отсюда до гигантов индустрии, включая Lockheed Martin с выручкой в $67,6 млрд и Northrop Grumman с $39,3 млрд, было как до Луны. Корпорация Boeing с годовой выручкой порядка $77,8 млрд, обороты которой почти в 40 раз превышают показатели Sierra Nevada Corp., считалась безусловным фаворитом тендера, поскольку четыре нынешних самолета «Судного дня» E-4B в далеких 1970-х спроектировала именно она. С тех пор производитель выполняет контрактные обязательства по их эксплуатации и ремонту, получая на это около $150 млн ежегодно. Их фирменные широкофюзеляжные судна 747-8 с четырьмя двигателями считались лучшими моделями для перехода к следующему поколению бортов. В рамках новой закупки выбранному подрядчику поручат модернизировать восемь судов Boeing, уже находящихся в эксплуатации.

Победа Sierra Nevada Corp. некоторых очень удивила. «Можно было посмотреть на все факторы и с полной уверенностью сказать: «Ну да, все достанется Boeing», ― считает оборонный аналитик Американского института предпринимательства Тодд Харрисон.

«Очень важно просчитывать риски, ― рассуждает Озмен, которая, следуя этому принципу, сделала свое предприятие крупнейшим в Америке оборонным подрядчиком, принадлежащим женщине. ― Это значительный аспект предпринимательской деятельности. Без него можно только плыть по течению, но не задавать направление самому».

Gulfstream слишком маленький для серии «Судного дня». У военных США в ходу модернизированные модели 747-8, где можно разместить 400 с лишним пассажиров. Но министр обороны США далеко не единственный, кто любит пространство. Julia Demaree Nikhinson / AP / TASS

Борьба за контракт

Контракт на создание так называемого Центра воздушных операций, защищенного от ядерных ударов, был сопряжен со множеством трудностей технического и организационного характера. Чтобы вырвать договор из-под носа у Boeing, Озменам пришлось согласиться выполнить небольшую часть проекта по фиксированной цене, а любое ее превышение покрывается за их собственный счет. Для амбициозной фирмы это может оказаться большим испытанием, ведь точно такие же условия обернулись убытками на $2 млрд (а потом и еще больше) для бухгалтерии Boeing при проектировании сильно отстающих по срокам президентских «Бортов номер один» (Air Force One) нового поколения. Но есть и положительный момент: в отличие от предыдущей сделки, фиксированная цена у Sierra Nevada Corp. будет распространяться только на этап изготовления, а значит, незапланированные расходы на стадии проектирования брать на себя ей, скорее всего, не придется.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
«Вдох-выдох — тут уже есть повтор» «Вдох-выдох — тут уже есть повтор»

Как из повторов рождаются стихи и что с ними делают разные авторы

Weekend
Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно» Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»

Какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте?

Forbes
Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю

Какой будет новая этика для мессенджеров в условиях гиперконтроля интернета

Forbes
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России

Почему российский венчурный рынок пока существенно отстает от мировых лидеров

Forbes
Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии! Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии!

Современный геном Японии сформировался из протокорейцев и населения Дзёмон

ТехИнсайдер
Эдуард Артемьев Эдуард Артемьев

Правила жизни композитора Эдуарда Артемьева

Правила жизни
Autodesk ушел в историю: чем заменить? Autodesk ушел в историю: чем заменить?

Американская компания Autodesk покинула российский рынок еще в 2022 году

Наука и техника
Чем заняться, если скучно: 70 действенных советов Чем заняться, если скучно: 70 действенных советов

Заскучали, но не знаете, чем себя занять? Большая подборка развлечений

РБК
Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность Что такое «лотосовые роды» и почему женщины идут на это, несмотря на опасность

Чем опасны «лотосовые роды» и почему их популярность растет?

Psychologies
От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир

Почему мало кто за пределами КНР слышал об азиатском сай-фае

Forbes
Тока этого мало Тока этого мало

Электроэволюция в одной отдельно взятой стране

Автопилот
Цена слова Цена слова

Долгое время конфликт 1954–1962 годов оставался для Франции просто «событиями»

Дилетант
Кто в океане правит бал Кто в океане правит бал

На земле всё начинается с растений, а как обстоят дела в морях и океанах?

Наука и жизнь
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец Центральную Анатолию назвали местом одомашнивания овец

Скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии

N+1
Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации

Что удерживает Ближний Восток от большой войны

Монокль
Палеонтологи впервые описали голову 2,6-метровой многоножки Палеонтологи впервые описали голову 2,6-метровой многоножки

Как выглядело самое крупное сухопутное членистоногое в истории

N+1
Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте

Биомолекулы, липиды, могут сохранять свою структуру в серной кислоте Венеры

ТехИнсайдер
«Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией «Я очень много придумал того, что уже было». Интервью с художником Александром Джикией

Художник Александр Джикия про свои сны, рисунки и стихотворения

СНОБ
Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью

Provider woman: что это за тренд и как он влияет на традиционные устои общества?

Forbes
«Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим» «Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим»

Почему не стоит вмешиваться в естественную эволюцию БРИКС

Монокль
Разбитую чашку можно склеить: 4 урока от пар, которые развелись и снова поженились Разбитую чашку можно склеить: 4 урока от пар, которые развелись и снова поженились

Даже самый болезненный развод не «запирает» наглухо дверь вашей былой любви

Psychologies
Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы

Нейромаркетинг изучает потребительское поведение и маркетинговые стратегии

Вокруг света
Дмитрий Суетенков: «Одна из причин неправильного прикуса – то, что люди всё реже используют зубы по назначению: всё меньше и меньше жуют» Дмитрий Суетенков: «Одна из причин неправильного прикуса – то, что люди всё реже используют зубы по назначению: всё меньше и меньше жуют»

Чем коварен неправильный прикус?

Здоровье
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей

Как ученые оценили разнообразие дождевых червей на планете

N+1
Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее

Рассказываем, помогает ли уборка «поймать дзен»

ТехИнсайдер
Художник Константин Сутягин про средневековый реализм, счастье, чудо и Москву Художник Константин Сутягин про средневековый реализм, счастье, чудо и Москву

Художник Константин Сутягин — случайности в искусстве и средневековой традиции

СНОБ
Открыть в приложении