Рассказываем об интересных фактах из истории усадьбы Замятина-Третьякова

Культура.РФИстория

История одного здания: усадьба Замятина-Третьякова в Москве

Автор: Маргарита Ковынева

0:00 /
495.363
Вид улицы после пожара 1812 года в Москве. Первая половина XIX века. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Особняк на Гоголевском бульваре в Москве возвели в XVIII веке. В разное время усадьбой владели купцы, военные и общественные деятели. После революции ее национализировали: здесь располагались Революционный трибунал и Военная прокуратура, а сейчас находится Российский фонд культуры. Рассказываем об интересных фактах из истории этого знакового здания.

Первые владельцы

Усадьбу построили во второй половине XVIII века для князя Петра Меншикова. Каменные палаты выглядели иначе, чем современное здание на этом месте. Изначально постройка выходила парадным фасадом к Большому Знаменскому переулку, а задняя часть была обращена к крепостной стене Белого города.

Иллюстрация к статье «Москва в XIX столетии»: вступление французских войск в Москву 2 сентября 1812 года». С гравюры того времени. Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва

В 1806 году усадьбу приобрел полковник Андрей Замятин. Особняк пострадал от пожара, когда Москву окружили войска Наполеона, и владелец решил его перестроить. На тот момент стену Белого города уже разобрали, а на ее месте появился Пречистенский бульвар. Здание «развернули»: после переделки фасад стал выходить на бульвар, как и анфилада — длинный сквозной ряд комнат. Лицевую часть особняка украсил треугольный фронтон — так называют верхнюю часть фасада, ограниченную наклонными скатами крыши.

Иллюстрация к статье «Москва в XIX столетии»: Москва в сентябре 1812 года. Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва

После полковника Замятина дом перешел к государственному деятелю Дмитрию Львову. Участник Отечественной войны 1812 года и битвы при Бородино, он также был попечителем Московского дворцового архитектурного училища. После него особняком владела Ольга Мазурина, почетная гражданка Москвы, которая происходила из богатой купеческой династии. Она построила недалеко от своего дома благотворительное заведение для немощных.

Особняк Сергея Третьякова

В 1871 году усадьбу приобрел купец Сергей Третьяков, младший брат мецената и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова. Братья получили в наследство дело отца, который владел лавками в Москве, и небольшой капитал. Третьяковы вели дела успешно, в 1860-х они открыли в Костроме мануфактуру по производству льняной ткани. Сергея Третьякова дважды избирали городским головой — доверенным лицом горожан перед властью. По его инициативе увеличили расходы на народное образование, открыли новые городские училища.

Елена Дергилева. Портрет Павла Третьякова (фрагмент). 1981. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, Самара

В 1856 году Третьяков женился на Елизавете Мазуриной, происходившей из купеческой семьи. Их союз был счастливым, но недолгим: супруга умерла при родах. Вновь Третьяков вступил в брак в 1868 году. Его избранницей стала Елена Матвеева из дворянского рода. Молодая жена хотела вести светскую жизнь, поэтому Третьяковы и приобрели этот дом.

После покупки усадьбы новые хозяева решили ее перестроить и пригласили архитектора Александра Каминского. Он приходился родственником Третьяковым: за него вышла замуж их сестра Софья. Перестройка шла в 1871–1873 годах, именно тогда особняк обрел нынешний облик в неорусском стиле. Для этого стиля характерны традиции русского национального зодчества. Фасад украсили мотивы древнерусской архитектуры, например кокошники — полукруглые или килевидные декоративные элементы, которые по форме напоминали женский головной убор. Вдоль фасада шел ряд больших окон с арками. Главный вход с кованым чугунным крыльцом сместился в правую часть. Над ним расположился козырек на колоннах.

Усадьба Замятина — Третьякова. Москва. Архитектор Александр Каминский. 1871. Иллюстрация из журнала «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров». Москва: издательство «Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко», 1890–1892

Внутреннее расположение комнат и обстановка главного дома были рассчитаны на светские приемы с множеством гостей. Парадная лестница вела на второй этаж, где находился бальный зал. Здесь бывали художник Илья Репин и композитор Петр Чайковский, часто выступал для публики друг Третьякова — композитор и пианист Антон Рубинштейн.

Сергей Третьяков ценил живопись и разбирался в ней, в начале 1870-х годов он начал собирать собственную коллекцию. Сначала он приобретал картины российских художников, но не хотел конкурировать с братом и в итоге сосредоточился на западноевропейских мастерах. Основу его коллекции составляли картины французских и немецких художников. Для размещения собрания потребовалось место, и справа от главного здания усадьбы возвели пристройку. Флигель соединяли с особняком две галереи. Сам Третьяков жил в усадьбе в 1870–80-е годы, здесь же хранились полотна из его коллекции.

Козырек над входом в главный дом в конце XIX века. Москва. Архитектор Александр Каминский. 1871. Иллюстрация из журнала «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров». Москва: издательство «Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко», 1890–1892

Павел Рябушинский, новая власть и Российский фонд культуры

Третьяков умер в 1892 году, и вскоре его вдова продала дом предпринимателю и банкиру из старинной династии купцов Павлу Рябушинскому — старшему из сыновей владельца тканевых мануфактур Павла Рябушинского. После смерти отца Рябушинский-младший вел дела вместе с братьями. Он был старообрядцем, как и многие представители купечества того времени. Рябушинский выпускал газеты и журналы, в том числе издание «Утро России» для крупных промышленников и коммерсантов. В его доме собирались российские предприниматели, владельцы фабрик и экономисты, обсуждали политические события и экономические реформы в стране. Рябушинский жил в особняке вплоть до революционного 1917 года. Спустя несколько лет он эмигрировал в Париж, где и остался навсегда.

Фонарь на фасаде усадьбы Замятина — Третьякова. Москва. Архитектор Александр Каминский. 1871. Фотография: Наталья Николаева / фотобанк «Лори»

При новой власти особняк передали в собственность государства, с тех пор в нем находились правительственные ведомства. Здесь работал чрезвычайный судебный орган — Революционный трибунал, а затем Военная прокуратура. После Великой Отечественной войны в усадьбе расположился один из отделов министерства обороны СССР.

В 1986 году здание передали Советскому фонду культуры. Общественное объединение учредили по инициативе академика Дмитрия Лихачева и Раисы Горбачевой — супруги Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Фонд помогал вернуть на родину памятники истории и культуры, которые затем передавали в библиотеки и музеи.

Главный дом усадьбы Замятина — Третьякова. Москва. Архитектор Александр Каминский. 1871. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

В 1993 году Российский фонд культуры, который стал правопреемником организации, возглавил актер и режиссер Никита Михалков. В 1994 году в здании случился пожар, после него помещения отреставрировали.

Еще одна реставрация особняка прошла уже в XXI веке: она началась в 2006-м, а завершилась в 2014 году. Реставраторы восстановили камины, паркет в залах, парадную лестницу, лепной декор. Сейчас в здании вновь находится Российский фонд культуры. Фонд ведет культурную и просветительскую работу, при его поддержке открываются новые музеи в разных регионах России, а также проходят выставки, конкурсы и фестивали.

Правый ризалит усадьбы Замятина — Третьякова. Москва. Архитектор Александр Каминский. 1871. Фотография: Вера Смолянинова / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов

Пираты — это не нечто южное, одноногое и с попугаем на плече

Maxim
«Не безнравственно, а благородно»: как гимназист Витольд Горский убил семь человек «Не безнравственно, а благородно»: как гимназист Витольд Горский убил семь человек

Витольд Горский действительно уничтожил всю семью купца Жемарина

VOICE
5 самых диких убийц Дикого Запада 5 самых диких убийц Дикого Запада

Самые кровожадные типы, которые прославились своей жестокостью на Диком Западе

Maxim
«Серийный бабник ее обманул!»: почему Эмили Ратаковски решила развестись с продюсером «Серийный бабник ее обманул!»: почему Эмили Ратаковски решила развестись с продюсером

Эмили Ратаковски рассталась продюсером Себастьяном Беар-МакКлардом

VOICE
«Чувствую себя 6-летним ребенком»: как живет женщина с редкой формой амнезии «Чувствую себя 6-летним ребенком»: как живет женщина с редкой формой амнезии

История девушки, которая забывает почти всю свою жизнь и переносится в прошлое

Psychologies
История одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия» История одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия»

Интересные подробности о комплексе зданий страхового общества «Россия»

Культура.РФ
12 стран для цифровых кочевников: где и как получить визу Digital Nomad 12 стран для цифровых кочевников: где и как получить визу Digital Nomad

В каких странах и как россияне могут получить визу цифрового кочевника?

Forbes
«Свадьба превратилась в похороны»: рассказы ведущих и гостей о самых странных церемониях «Свадьба превратилась в похороны»: рассказы ведущих и гостей о самых странных церемониях

Ведущие и фотографы свадеб — о том, как (не) превратить праздник в трагедию

Maxim
Сезонные десерты от GRANDPRO Сезонные десерты от GRANDPRO

Новые продукты и технологии позволяют создавать необычные блюда и десерты

Bones
Язык ненависти vs язык мира: как реагировать на агрессию в повседневном общении? Язык ненависти vs язык мира: как реагировать на агрессию в повседневном общении?

Как реагировать на язык вражды и что ему можно противопоставить?

Psychologies
Еще раз про кино Еще раз про кино

«Главная роль»: затянутая шутка про изнанку кинобизнеса

Weekend
Иван Шевченко: «Учиться на ошибках не зазорно» Иван Шевченко: «Учиться на ошибках не зазорно»

Пекарня при ресторане — деталь, которая указывает на уровень заведения

Bones
Не жук чихнул: почему знаменитости повально начали есть насекомых Не жук чихнул: почему знаменитости повально начали есть насекомых

Как диета из насекомых стала новым мировым трендом?

Правила жизни
Сериалы как средство побега от реальности: 7 увлекательных телешоу, в чьих вымышленных мирах можно раствориться Сериалы как средство побега от реальности: 7 увлекательных телешоу, в чьих вымышленных мирах можно раствориться

Эскапистские сериалы, которые представляют собой чисто жанровое развлечение

Правила жизни

Бесценные рукописи и архивы с редкими фактами о жизни актера Петра Вельяминова

Коллекция. Караван историй
Как привлечь в свою жизнь богатство с помощью рун: советы эзотерика Как привлечь в свою жизнь богатство с помощью рун: советы эзотерика

Могут ли руны помочь осуществить желание про богатство?

VOICE
Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке

Похожа ли настоящая история Золушки на сказку?

VOICE
Ресторатор Мария Гарбут: Главное — это люди, настроение, вкусная еда и энергия, которая все это объединяет Ресторатор Мария Гарбут: Главное — это люди, настроение, вкусная еда и энергия, которая все это объединяет

Ресторатор Мария Гарбут — о серии проектов Kuznyahouse

СНОБ
Основано на реальных событиях: вы будете удивлены, но эти фильмы не выдумка Основано на реальных событиях: вы будете удивлены, но эти фильмы не выдумка

Самые сильные и лучшие фильмы, основанные на реальных событиях

ТехИнсайдер
Бодрое утро Бодрое утро

7 лайфхаков, как выглядеть свежо после бессонной ночи

Лиза
Близкий пропал без вести: как справиться с болью и неизвестностью Близкий пропал без вести: как справиться с болью и неизвестностью

Как помочь себе, если ваш близкий пропал?

Psychologies
Вызывающе яркая помада: как макияж становится инструментом борьбы за права женщин Вызывающе яркая помада: как макияж становится инструментом борьбы за права женщин

Красная помада, бигуди, готическая подводка — макияж как часть активизма

Forbes
Как детские игры помогут вернуть нам радость этим летом Как детские игры помогут вернуть нам радость этим летом

Чтобы научиться радости, следует записаться на «мастер-класс» к детям

Psychologies
5 исторических мифов, в которые мы все еще верим 5 исторических мифов, в которые мы все еще верим

Не факт, что историческая информация из письменных источников древности правдива

ТехИнсайдер
«Совсем себя запустила» и «кошки тоже рожают»: как молодой маме реагировать на бестактные фразы «Совсем себя запустила» и «кошки тоже рожают»: как молодой маме реагировать на бестактные фразы

Как маме противостоять бестактным нападкам окружающих?

Psychologies
Астрофизики впервые напрямую измерили магнитное поле ультраяркого рентгеновского источника Астрофизики впервые напрямую измерили магнитное поле ультраяркого рентгеновского источника

Астрофизики измерили напряженность магнитного поля вблизи нейтронной звезды

N+1
Долли, какенваген и фокусник на съемочной площадке: забавные суеверия и свой язык киношников Долли, какенваген и фокусник на съемочной площадке: забавные суеверия и свой язык киношников

Киношники, пожалуй, самый суеверный народ с тонкой душевной организацией

ТехИнсайдер
Российский ученый нашел экологичный способ очистки сточной воды на АЭС Российский ученый нашел экологичный способ очистки сточной воды на АЭС

Радиоактивную воду на АЭС можно очищать проще, эффективнее и дешевле

ТехИнсайдер
5 интерьерных решений для кухни, которые помогут сделать дом более технологичным 5 интерьерных решений для кухни, которые помогут сделать дом более технологичным

Решения, которые позволят вам быстро и экономно изменить свою кухню

ТехИнсайдер
Отрывок из книги Элин Хильдебранд «Лето 1969» Отрывок из книги Элин Хильдебранд «Лето 1969»

Глава из новой книги «Лето 1969» Элин Хильдебранд

СНОБ
Открыть в приложении