Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБКультура

Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Юлия Гусарова

a60707ad97d3d0e352d9b23bbf29d9a0efd130c57a3c6c57c051eeda4927410f.jpg
На переднем плане скульптура «Город» Яны Буланцевой. Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО и галерея Frida Project Foundation выступили инициаторами арт-проекта «2020 → 2070», популяризирующего науку и технологии. Проект включает современное искусство, созданное известными художниками в тандеме с учеными, и дискуссии о технологическом будущем, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Редакция «Сноба» оказалась в числе первых зрителей проекта. Рассказываем, какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи.

Казалось бы, если организаторам краснодарского форума о малом бизнесе удалось с помощью билборда и ироничного клипа привлечь Илона Маска выступить у них, то градус любви к высоким технологиям в среднем по стране должен вызывать у социологов оптимизм. Увы, не все так хорошо. По данным НИУ ВШЭ, в российском обществе позиции науки слабоваты по сравнению с другими интересами. 38% населения не считают науку значимой для обыденной жизни, всего 7% регулярно читают научпоп, и 4% обсуждают вопросы науки с друзьями.

На встрече ученых и художников, которые впервые показали свои работы для арт-проекта «2020 → 2070», главный ученый РОСНАНО Сергей Калюжный сказал: «Инновации — это будущее, которое создается учеными и инженерами совместно с обществом. Мы замечаем, что приток молодых людей в научно-техническую сферу ослабевает. И наша глобальная цель — привлечение школьников, студентов и молодых преподавателей в нашу сферу художественными методами». 

Что ж, художественные методы избраны не случайно. Современное искусство сегодня невозможно вообразить без экологической проблематики, множества взглядов на взаимоотношения человека и машины и тяги художников к экспедициям и сложной инженерии. Они исследуют мировой запас семян растений, создают искусственные водопады, поднимают раскаленное «солнце» под потолок музея, разводят микроорганизмы, которые со временем рисуют пейзаж, и управляют средой для их колоний с помощью искусственного интеллекта. Интерес публики к произведениям, в основе которых лежит исследование художника, также становится выше, чем к полету фантазии. 

Руководитель дирекции ФИОП РОСНАНО Сергей Филиппов объясняет: чтобы сделать конкурентоспособный технологический продукт, надо привлечь конкурентоспособных инженеров — но хороших специалистов надо мотивировать со студенческих и даже школьных лет, потому что подросткам важен престиж профессии. 

b73d6dbc6b1a8d8c62be3a5c5c9104ffe4643176aae2411461fe44b7c5ebbb54.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

30 художников разных поколений привлекла к инициативе ФИОП команда галереи Frida Foundation Project. Отозвались как звезды мирового арт-сообщества — Эрик Булатов, Александр Виноградов, Ольга Киселева, Женя Шеф, архитектор Сергей Чобан, — так и самые успешные среди молодых художников российской сцены: Миша Most, Ольга Кройтор и другие. Некоторые художники на этапе знакомства с куратором «2020 → 2070» Михаилом Слободинским сказали ему, что проблему науки и будущего для них актуализировали их дети-подростки, которые, совсем как Грета Тунберг, озабочены будущим планеты и экологии.

«Сначала мы предложили художникам поразмышлять о роли ученого, однако они быстро взяли инициативу в свои руки и составили образ того будущего, которое сегодняшнему молодому поколению только предстоит приблизить», — добавил Слободинский.

Потом художникам помогли познакомиться с учеными из различных институтов, и, основываясь на опыте, полученном в ходе этого общения, художники создали свои арт-объекты. Произведения уже готовы к нескольким экспозициям в 2020 году, но диалог ученых и художников не заканчивается. 

Символом этого диалога стал… лыжник. На известной картине Эрика Булатова 1970 года бегущий лыжник «отгорожен» от зрителей агрессивной красной решеткой — метафора всех проблем коммуникации, с которыми общество сталкивалось в те годы. Для проекта «2020 → 2070» Булатов превратил свою работу в триптих: лыжнику 2020 года помогают бежать современные технологии, которые его двойнику из семидесятых даже не снились, а сейчас стали обыденностью для профессионального спорта. На третьей части работы лыжник 2070 года ставит вопрос перед нынешним поколением: какие открытия ближайших 50 лет помогут ему продолжать бег?

Разброс жанров, медиумов и практик получился большим: от полновесного science-art до традиционной скульптуры и картин, футуристических и ироничных. Многие работы можно назвать готовыми мемами (оговоримся, что определений у мема много, и здесь мы пользуемся определением, предложенным российскими лингвистами: паремиологическая единица, передающая культурную информацию и отражающая типичные жизненные ситуации. — Прим. авт.). Самые яркие из них — серия живописи Александра Савко «Билибин. Новые технологии», сюжет которых похож на фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятых в стилистике ретрофутуристических комиксов и вместе с тем помещенных в билибинский лес. Такова «Обложка Time» Сергея Шеховцова. Героем выдуманной обложки стал инопланетянин, в глазах которого отражается борт российского космического корабля с триколором. Такова и графическая серия Жени Шефа «Бессмертие» — изображения животных в окружении текста, раскрывающего их генетические секреты.

25618b783acd57bc0c9c3a54ce804fa4781ed5a6123814f11119f045120be4fe.jpg
Женя Шеф на фоне своей серии «Бессмертие». Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

На одной из работ Шефа — голый землекоп, африканский грызун, который смог фактически «отключить» собственное старение. На это обратил внимание ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова и гендиректор портфельной компании РОСНАНО «Митотех» Максим Скулачев, ведь голый землекоп — тотемное животное компании. Он, как и его отец, академик РАН Владимир Скулачев, посвятил свою жизнь изучению процесса старения и разработкам, которые могли бы его замедлить. «Мы сейчас только встали на тот эволюционный путь, который голые землекопы прошли до нас десятки тысяч лет назад, — уверен Скулачев. — Возможно, наше старение отключится таким же естественным образом, но, чтобы это произошло в темпе эволюции, придется ждать миллион лет. Мы с коллегами пытаемся проверить, нельзя ли ускорить достижение этой цели. И пока наша гипотеза о том, что это возможно, скорее подтверждается».

Самый высокий «мемный» потенциал, пожалуй, у «Фальшивого зайца» Александра Федорова: с щедрого ломтя черного хлеба смотрит на зрителя существо, покрытое чешуей. Сходство с зайцем ему придают плавники, растущие вместо ушей.  

Достаточно пробежать глазами полтора десятка научных публикаций в «Киберленинке» по тегу «интернет-мем» за последние пару лет, чтобы понять: педагоги, лингвисты, политологи и социологи в России активно изучают мемы как инструмент обучения и формирования идеологических проектов. Многие художники отдали права на использование своих изображений в рамках «Открытого кода» — это позволит любому учебному заведению страны использовать изображения получившихся арт-объектов для популяризации своих научных специальностей. Вероятно, во многих школах и институтах можно будет увидеть открытки с «Фальшивым зайцем» и его компанией. 

6701a0d6caa04050066f8c4f1675fd6a3a2a56d68a7531edff4fe7f9a41fec8f.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Работая над проектом, некоторые художники открыли для себя совершенно новые выразительные средства, а ученые — расширили область научных интересов. Хороший пример — «Нейрокод» Марины Звягинцевой. Основной художественной практикой Звягинцевой был паблик-арт. Но после знакомства с ученой Ольгой Мартыновой она решила ни много ни мало «залезть» в головы зрителей и изучить воздействие искусства на их мозг. 

Ольга Мартынова, заведующая лабораторией высшей нервной деятельности человека, отметила, что нейроэстетикой — дисциплиной, находящейся на стыке гуманитарных наук и нейропсихологии, — в России пока никто серьезно не занимался. Она сама решила зайти в эту область только после знакомства с художницей. В ходе опытов стало ясно, что искусство совершенно по-разному воздействует на подготовленного (то есть на нацеленного посмотреть произведения) и неподготовленного зрителя (то есть случайного прохожего). Мартынова отметила, что эти эксперименты в дальнейшем могут послужить хорошим материалом при разработке различных терапевтических программ. Более того, по результатам этой работы она решила написать научную статью. 

7c5bcf97ca3afdb432033420c83a741d016720a9faaa7d2267d41e44a9a14cce.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Эксперимент Марины Звягинцевой и Ольги Мартыновой продолжается, и они готовятся к тестированию новой группы участников. Но арт-объект — восьмиметровый стенд «Нейрокод», посвященный первым результатам исследований, — совсем скоро будет представлен широкой публике.

Произведение искусства, созданное директором Института науки и искусства Сорбонны, художницей Ольгой Киселевой, демонстрирует, без преувеличения, феноменальные достижения археоботаники, в область интересов которой входит восстановление утраченных человечеством растений. Инсталляция художницы состоит из теней пальмовых деревьев вида, исчезнувшего в регионе Негев (ныне — пустыня) и восстановленного после того, как в крепости Масада нашли древнюю пальмовую косточку. В инсталляцию будут включены скульптурные макеты семян фимиама, который также восстанавливают спустя тысячи лет с его исчезновения. Несколько лет назад Ольга Киселева как художник восстановила во Франции породу вяза, которая погибала от болезни, обусловленной изменениями климата в регионе, — французский вяз был скрещен с сибирским. Сейчас художница совместно с Сорбонной и Министерством экологии участвует в разработке программы по спасению французских вязов.

674bdde233a911deb2ee81518334dc31c12ce58bb337d990dab01d79bb8f245d.jpg
Скульптура «Город». Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Художница Яна Буланцева решила воздействовать на будущих инженеров магнетическими формами и фактурами прозрачного стекла. Ее скульптура двухметровой длины, представляющая собой причудливый город будущего на фоне светодиодного экрана, создана в диалоге с кандидатом химических наук РХТУ им. Д. И. Менделеева Георгием Шахгильдяном. Химик отметил: «В комментарии к работе “Город” Яна говорит, что новые материалы помогают городам развиваться устойчивее, а горожанам — дышать легче. И это не просто слова: с помощью инновационных способов обработки, меняющих структуру стекла изнутри, оно приобретает невиданные прежде формы и свойства, действительно открывающие новые возможности для строительства. Например, пеностекло — новый материал, который был использован при строительстве парка “Зарядье”». 

5512e43d6357fa46c9131c4abd6ab2d3424b1baead35cad770f5de1b60fc2920.jpg
Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Красивые фантазии на тему будущего, как у Яны Буланцевой или преподавателя Школы Родченко Аристарха Чернышева, впечатляют многих зрителей не меньше, чем наукоемкие проекты. Чернышев разработал PiO — вымышленный носимый гаджет, похожий на гибрид генетически модифицированной пиявки и смарт-часов. Если бы этот гаджет существовал на самом деле, то действовал бы как датчик биохимических показателей человека. Куратор Михаил Слободинский сказал, что при монтаже работы Чернышева к нему подошли несколько человек и спросили, где можно приобрести гаджет: они подумали, что это настоящая рекламная кампания нового продукта. Да и на первом показе художественных работ стенд с PiO постоянно был окружен зрителями, а некоторые тайком трогали «тело» пиявки пальцем, пытаясь понять, из чего оно сделано. 

82f76b0caabc2eaf01b543902d42360fd2c82f251b233f95da852e807b1212d6.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Скоро произведения искусства, созданные для проекта «2020 → 2070» покажут в серии выставок #NANOart в Москве и Санкт-Петербурге, причем не только в музейных и галерейных пространствах, но и в высших учебных заведениях. Вместе с выставками пройдут и дискуссии о технологическом будущем и о том, как искусство и технологии влияют на его конструирование сейчас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
«Нужно шестое чувство»: как Александр Раппопорт открывает самые успешные московские рестораны и что не так с ценами после девальвации «Нужно шестое чувство»: как Александр Раппопорт открывает самые успешные московские рестораны и что не так с ценами после девальвации

Александр Раппопорт — о своем прошлом, российском праве и ресторанном бизнесе

Forbes
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Скованные одной цепью. Почему гримасы глобализации пока никого ничему не учат Скованные одной цепью. Почему гримасы глобализации пока никого ничему не учат

Попытка наших охранителей отгородиться от внешнего мира уходит корнями в историю

СНОБ
Слушаем и не осуждаем: чем полезны сплетни на работе и когда они вредят коллективу Слушаем и не осуждаем: чем полезны сплетни на работе и когда они вредят коллективу

Как сплетни и слухи могут влиять на рабочий процесс и настроения в офисе

Forbes
Светлана Белова, Swarovski — о грядущем Рождестве и стратегии в России Светлана Белова, Swarovski — о грядущем Рождестве и стратегии в России

Светлана Белова, Swarovski — о конкурентных преимуществах и планах на год

РБК
Молоко будущего: технология, в которую вложили уже $130 млн Молоко будущего: технология, в которую вложили уже $130 млн

Следующим массовым продуктом из лаборатории может стать молоко от Perfect Day

Forbes
«Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает» «Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает»

Теперь награды в семье Вайнштейнов-Батыршиных зарабатывают дети

OK!
Как ухаживать за обувью зимой Как ухаживать за обувью зимой

Зимой обуви приходится нелегко — ей грозит слякоть, снег, грязь и реагенты

Esquire
Писатель Давид Гроссман — о стендапе в Израиле и притягательности зла Писатель Давид Гроссман — о стендапе в Израиле и притягательности зла

Давид Гроссман: как юмор становится главным оружием в борьбе со страхами

РБК
«Меня зовут Грета. Голос, который вдохновил весь мир»: фрагмент книги об экоактивистке Грете Тунберг и ее идеях «Меня зовут Грета. Голос, который вдохновил весь мир»: фрагмент книги об экоактивистке Грете Тунберг и ее идеях

Кто такая Грета Тунберг

Esquire
Как ребенок становится нарциссом? Как ребенок становится нарциссом?

Психолог рассказывает, как происходит нарциссическая адаптация

Psychologies
Аллергия на бурёнку Аллергия на бурёнку

Аллергия на молочные продукты – неприятное осложнение в начале прикорма малышей

Здоровье
Операция «С Новым годом!» Операция «С Новым годом!»

Новый год для пластических хирургов — высокий сезон

Glamour
Методы тренировки: что нужно знать, занимаясь в спортзале Методы тренировки: что нужно знать, занимаясь в спортзале

Чтобы достичь цели, важно выбрать определённый метод тренировки

Cosmopolitan
Нескучные интервальные тренировки для похудения Нескучные интервальные тренировки для похудения

Интервальные тренировки — так ли они эффективны для похудения

Cosmopolitan
Равшана Куркова: «Нормальный и здоровый человек не станет актером» Равшана Куркова: «Нормальный и здоровый человек не станет актером»

Во время работы над фильмом «Последний бросок» Равшана Куркова… едва не погибла!

Grazia
Федор Бондарчук — о новом российском кино, технике и Александре Петрове Федор Бондарчук — о новом российском кино, технике и Александре Петрове

Каким было уходящее десятилетие и чего не хватает в российском кино?

РБК
Чудить на праздникъ Чудить на праздникъ

Попробуй взять на вооружение исторический опыт, чтобы чудить с фантазией

Maxim
«Волшебные слова»: как превратить любую ссору в конструктивный диалог «Волшебные слова»: как превратить любую ссору в конструктивный диалог

Можно ли превратить ссору в конструктивную дискуссию

Psychologies
7 самых неловких кинопоцелуев десятилетия (за них было немного стыдно) 7 самых неловких кинопоцелуев десятилетия (за них было немного стыдно)

Романтические моменты, о которых все предпочли бы забыть

Playboy
Нейробиологи разгадали тайну новогоднего обжорства и пьянства Нейробиологи разгадали тайну новогоднего обжорства и пьянства

Как мозг человека вдруг дает организму команду съесть таз холодца, запив водкой

СНОБ
Квартира для искусства, 74 м² Квартира для искусства, 74 м²

Дизайнер спроектировала квартиру для заказчицы, коллекционирующей искусство

AD
Карьера с пеленок: как развивается рынок тестов на врожденные способности Карьера с пеленок: как развивается рынок тестов на врожденные способности

Не за горами время, когда с помощью анализа ДНК можно будет моделировать карьеру

РБК
Главные уроки стиля 2019 года Главные уроки стиля 2019 года

Панамки, ноготочки и экологичные тренды - какими запомнились 2010-е

GQ
Что такое таблица энергетического баланса и зачем она нужна? Что такое таблица энергетического баланса и зачем она нужна?

Что делать, если энергия пропала, а на ее место пришла хроническая усталость?

Psychologies
«Десять лет назад было больше простора для творчества». Интервью с управляющим директором по правовым вопросам УК «Роснано» Валерией Ковалевой «Десять лет назад было больше простора для творчества». Интервью с управляющим директором по правовым вопросам УК «Роснано» Валерией Ковалевой

Интервью с управляющим директором по правовым вопросам Валерией Ковалевой

СНОБ
Начните качать трицепс Начните качать трицепс

Мы даже упражнения правильные выбрали за вас

GQ
БУЧ диета: меню на неделю, рецепты и отзывы БУЧ диета: меню на неделю, рецепты и отзывы

Диета БУЧ поможет за месяц избавиться от 5 кг

Cosmopolitan
Татьяна Навка: Я не соревнуюсь ни с кем, кроме себя Татьяна Навка: Я не соревнуюсь ни с кем, кроме себя

Три года назад Татьяна Навка создала компанию Navka Show

СНОБ
Открыть в приложении