Сергей Пономарев о работе в зоне военных действий, амбициях и возможностях

РБКРепортаж

Фотожурналист Сергей Пономарев — о пустой Москве, сторителлинге и войне

17 июля Музей Москвы открывает выставку фотожурналиста Сергея Пономарева, посвященную пустой Москве. Мы обсудили с ее автором работу в зоне военных действий, коммуникацию с молодым поколением, амбиции и возможность отказываться от неинтересных заданий.

Анастасия Каменская

755949746091431.jpg
Сергей Пономарев © Александр Куликов

На полке Сергея Пономарева — награды самых желанных для фотожурналистов премий, включая Пулитцера и World Press Photo, а в архивах — десятки проектов о военных конфликтах и жизни беженцев. Его репортажи из больших городов и маленьких деревень складываются в сюжеты, где каждый кадр рассказывает свою историю. По миру он перемещается на высоких скоростях, успевая снимать для американского The New York Times, французского Le Figaro, немецкого Stern и других — не менее именитых — изданий. Впрочем, весной этого года перелеты сменились карантином. Его журналист проводил в Москве. Так появился авторский проект «Москва. Великая пустота», куда вошли снимки опустевшего города, по непривычно тихим улицам которого Сергей Пономарев исходил километры с камерой наперевес. Перед открытием персональной выставки в Музее Москвы мы поговорили о том, что нового он увидел в Москве, почему фотографии — это не фотки и как сделать самое главное — поймать момент.

— Вы 9 лет проработали в агентстве Associated Press, после чего решили стать фотографом-фрилансером. Свой новый проект — «Москва. Великая пустота» вы тоже готовили как независимый автор. После карантина все довольно много и активно обсуждают разницу между штатной работой и фрилансом, плюсы и минусы этих вариантов. Давайте обсудим, как это устроено в фотожурналистике?

— Быть фрилансером — это, что называется, быть бизнесменом полного цикла. Я имею в виду, что ты полностью занимаешься всем сам: придумываешь темы съемки, обзваниваешь клиентов, проводишь маркетинговые исследования и так далее. И в общем-то, «Великая пустота» тоже стала возможна благодаря тому, что я фрилансер, и могу думать проектами. То есть я не выполняю какую-то узкую задачу — пойти и снять что-то конкретное (этим занимаются фотографы, получающие зарплату), а выступаю как человек, который производит контент, сам придумывает идею, разрабатывает и, что важно, упаковывает ее. С новым проектом случилось так, что я вдруг понял, что это нужно сделать документально, запечатлеть пустую Москву, потом я придумал форму, как буду это делать — вот эти узкие панорамы, нашел техническое исполнение, нашел камеру, занялся поиском художественного исполнения. Мне нужно было не просто пустые улицы поснимать, а выбрать на них специальные точки, которые бы раскрывали тему. Дальше я стал размышлять: вот у меня вырисовываются очертания проекта, куда его можно направить, кого этим можно заинтересовать? Нужно ли это сделать прямо сейчас или, наоборот, подождать, дать времени пройти? Параллельно я обрастал командой, которая помогала с проектом, — забегу вперед, но мне посчастливилось работать с уникальным куратором фотовыставок — Линой Краснянской, невероятным продюсером съемок — Нигиной Бероевой и общим продюсером проектов, которому нет равных в России, — Сашей Астаховым. Вероятно, это стало возможно именно благодаря пандемии, и эти золотые люди оказались свободны для моего проекта. Обычно происходит так, что работаешь сам на себя. А вообще, честно говоря, я думаю, что фотографам гораздо легче на фрилансе, чем, например, писателям. Фотографии, допустим, можно потом еще использовать, а с текстом так не получится.

— А чего больше: проектов, которые вы инициируете сами и предлагаете изданиям, или, наоборот, входящих запросов от редакций и клиентов?

— Всегда по-разному, сложно сказать, поскольку год на год не похож. Бывали годы совершенно «сухие», как мы их называли, и тогда я придумывал проекты сам. Наша страна просто пестрит историями и очень богата разными идеями. У меня есть два стиля работы: один я называю «работать по заданию», то есть по заказам — условно, снять бетонный завод какой-нибудь для календаря «Интеко» или поехать снимать историю для The New York Times. Вот в прошлом году как раз помотался. Ездил в арктическую Канаду, летал в Ирак, на Камчатку, прямо по всему шарику. И второй стиль — «спекуляция». То есть это проектная работа, когда ты сначала снимаешь, упаковываешь все в проект, а потом уже предлагаешь кому-то как свое видение.

— После всех перелетов и переездов, к которым вы привыкли, не странно было вдруг на несколько месяцев оказаться в Москве и никуда не перемещаться?

— Очень хорошо, что я вернулся в Россию, потому что весь февраль провел в Америке, в Лос-Анджелесе, и прилетел буквально за пару дней до начала самоизоляции, до первых предкарантинных мероприятий. Мне кажется, что такие вещи нужно переживать поблизости с домом, с семьей. А еще мне повезло, что появилась идея проекта про город. Она развилась в течение где-то, наверное, недели. И я стал думать, как это снимать, начал искать какие-то творческие ходы и так далее. В общем, абсолютно не заметил, что так долго сижу в Москве. Меня ничто не напрягало, и самое главное, у меня было очень много работы все это время, то есть я жил примерно таким же образом, как и до того. Наверное, даже больше дел стало, потому что у меня продолжается работа с Америкой, так что вечерами или ранними утрами всегда были звонки. И я, грубо говоря, ходил целыми днями по городу, а потом приходил домой, садился и снова работал в Zoom.

755949756250630.jpg
Александр Куликов

— Какое было ощущение от пустой Москвы?

— Ну… мне нравилось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Так думают женщины о... Так думают женщины о...

Очередная попытка выяснить, чего хочет женщиина

Playboy
Объемное пространство плоских декораций Объемное пространство плоских декораций

Как использование LED-экранов перевернуло процесс создания кино с ног на голову

Популярная механика
«Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми «Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми

Как работать с творческими людьми и почему нужно изучать то, что не нравится

Forbes
Монологи женщин, которые столкнулись с проблемами в семье Монологи женщин, которые столкнулись с проблемами в семье

Истории людей, которые обратились за помощью в программу «Укрепление семьи»

СНОБ

Что писали звезды перед тем, как свести счеты с жизнью

Cosmopolitan
От фрика до голливудской дивы: 8 звезд, отказавшихся от своего культового образа От фрика до голливудской дивы: 8 звезд, отказавшихся от своего культового образа

Звезды, которые остепенились и изменили прежнему образу

Cosmopolitan
Начали петь сольно и не прогадали: экс-участники групп, ставшие суперзвездами Начали петь сольно и не прогадали: экс-участники групп, ставшие суперзвездами

Эти парни научились собирать полные стадионы в одиночку

Cosmopolitan
7 вариантов досуга в Казани 7 вариантов досуга в Казани

Что посмотреть в Казани

GQ
Благостный активизм Благостный активизм

Ксения Рождественская о фильме «Мисс Плохое поведение»

Weekend
Ничто не поможет: 10 причин, по которым у тебя не получается выглядеть стильно Ничто не поможет: 10 причин, по которым у тебя не получается выглядеть стильно

Маленькие детали, которые мешают тебе выглядеть стильно

Cosmopolitan
«Не рыба, но удочка»: как живут дети миллиардеров, которым не досталось состояние родителей «Не рыба, но удочка»: как живут дети миллиардеров, которым не досталось состояние родителей

Как зарабатывают наследники Хилтона, Баффета и других громких фамилий

Forbes
Правила жизни Брюса Ли Правила жизни Брюса Ли

Правила жизни мастера боевых искусств и актера Брюса Ли

Esquire
Фокус удался Фокус удался

Елена Акимова отреставрировала и оформила старинный дом под Веной

AD
Не дайте одежде все разболтать: советы стилиста Не дайте одежде все разболтать: советы стилиста

Как с помощью одежды транслировать окружающим именно то, что вы хотите

Psychologies
Медийные лица и русская классика Медийные лица и русская классика

Тележурналистика за годы целевой пропаганды заметно деградировала

СНОБ
Думай как Amazon: откажитесь от больших зарплат и создавайте бизнес-планы, разрушающие ваш бизнес Думай как Amazon: откажитесь от больших зарплат и создавайте бизнес-планы, разрушающие ваш бизнес

Отрывок из книги бывшего топ-менеджера Amazon Джона Россмана

Inc.
Ты тоже от них фанатела! Культовые женские трио в кино — как сложились их судьбы Ты тоже от них фанатела! Культовые женские трио в кино — как сложились их судьбы

Эти звездные девушки доказывают, что дружба втроем существует

Cosmopolitan
Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA Ручка, которая пишет в космосе: придумано не NASA

Чем писали в космосе до изобретения специальной ручки

Популярная механика
#пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих #пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих

Почему некоторые автоматически судят о личности по физической красоте?

РБК
Проклятые фильмы: 6 кинокартин, где актеров постигли несчастья Проклятые фильмы: 6 кинокартин, где актеров постигли несчастья

Фильмы, вокруг которых всё еще витает злой рок

Cosmopolitan
Неприкосновенный запас Неприкосновенный запас

Полная ревизия на случай повторения неприятной ситуации

GQ
«Пока у нас не рассказывают про выращивание баклажанов — на рынке всё плохо»: какие ниши не заняты в подкастах в России «Пока у нас не рассказывают про выращивание баклажанов — на рынке всё плохо»: какие ниши не заняты в подкастах в России

Какие темы могут заинтересовать слушателей

VC.RU
Человеческая микроглия получила раннюю специализацию Человеческая микроглия получила раннюю специализацию

Когда клетки человеческой микроглии приобретают черты зрелых?

N+1
Физики создали мультиинструмент для изучения квантовых материалов Физики создали мультиинструмент для изучения квантовых материалов

Физики создали прибор для изучения свойств квантовых материалов

N+1
Наше время Наше время

Актриса Марина Александрова: о своих близких и зачем дома вигвам

Домашний Очаг
Стихия земли, или нечто Стихия земли, или нечто

В нашем герое западная культура смешалась с Владимирской областью

Seasons of life
На Аляске нашли остатки молодого дромеозаврида На Аляске нашли остатки молодого дромеозаврида

Вероятно, динозавры могли жить за северным полярным кругом весь год

N+1
Ресторатор Игорь Витошинский — о снобизме, шашлыках и ресторанах в Европе Ресторатор Игорь Витошинский — о снобизме, шашлыках и ресторанах в Европе

Ресторатор Игорь Витошинский о развитии бизнеса во время карантина

РБК
Может, зря переживаешь? Может, зря переживаешь?

Что происходит у нас за спиной? Надо выяснить

Лиза
История одной песни: Эннио Морриконе и «Хороший, плохой, злой» История одной песни: Эннио Морриконе и «Хороший, плохой, злой»

История о том, как вестерны освободили Эннио Морриконе из музыкального рабства

Maxim
Открыть в приложении