Оператор Ксения Середа — зачем снимать кино на пленку, сколько денег в индустрии

EsquireРепортаж

«Фотография берется, по сути, из ниоткуда»

  • ФИО: Ксения Середа
  • Профессия: Оператор
  • Работы: «Дылда» (2019), «Звоните ДиКаприо!» (2018), «Кислота» (2018)

20-летняя актриса или автор саундтрека — дело, в общем, обычное. Чего не скажешь о 26-летнем операторе, в 23 года снявшем «Дылду» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в программе «Особый взгляд»), а в 22 — один из самых популярных российских сериалов «Звоните ДиКаприо!». Тем более (мы вынуждены это признать), если речь идет об операторе-девушке. В рамках проекта «Кино Esquire» мы встретились с Ксенией Середой и поговорили о том, почему на операторский факультет ВГИКа так сложно поступить, зачем сейчас снимать кино на пленку и так ли много денег крутится в киноиндустрии, как может показаться со стороны.

Давай начнем с самого начала — расскажи свою историю своими словами?

Я родилась 24 августа 1994 года в Москве. Окончила ВГИК, операторский факультет, мастерскую Юрия Анатольевича Невского. На первом курсе познакомилась с режиссером Володей Беком, и почти сразу мы с ним сняли наш дебютный полный метр — фильм «Без кожи». Это была моя первая работа — большая, но еще неосознанная. У Володи было намного больше опыта, потому что он тогда был на третьем курсе, а это уже достаточно серьезно. Мы сняли историю про двух ребят, которые поступают в театральный вуз на актеров: главный герой приехал из другого города, он знакомится с девушкой, и они живут в Москве во время вступительных экзаменов.

Почему ты вообще решила поступать во ВГИК?

Если честно, в детстве я не мечтала стать оператором. Во мне это желание сформировалось, наверное, ближе к окончанию школы. Я занималась фотографией во Дворце пионеров и там познакомилась с одним парнем, который поступил во ВГИК на операторский факультет. Он рассказал: «Слушай, это намного лучше, чем просто фотография, потому что кино — это фотография в движении». Но для поступления нужно было портфолио со снимками. В общем, мне показалось занятным попробовать поступить.

Как твои родители отнеслись к выбору профессии тогда?

Для них это, конечно, было немножко неожиданно. Наверное, потому, что я учила много языков в школе и как будто бы было достаточно очевидно стать филологом или лингвистом. Кроме языков мне нравились точные науки, а сами языки мне не столько нравилось учить, сколько нравилось на них разговаривать — и нравится до сих пор. Но ощущения, что это профессия моей мечты, у меня не было. Так что как только меня увлекла идея поступления на операторский, я начала готовиться.

А на каких языках ты говоришь?

Кроме русского я учила английский, немецкий, арабский, итальянский и болгарский.

Почему такой необычный набор?

Я хотела, чтобы это были разные языковые группы. Сейчас я говорю только на английском и на немецком, в остальных языках у меня слишком мало практики. Какие-то вещи, конечно, я помню, но язык — это очень живая вещь, он требует постоянных упражнений.

И параллельно с иностранными языками ты начала фотографировать, верно?

Да. Наверное, классе в десятом. У мамы с папой были фотоаппараты — помню, мама все время ругалась: когда мы куда-то ездили, я тратила всю пленку на очень странные, по мнению родителей, кадры. Наверняка они и правда были очень странными — деревья, небо, еще что-то. Мне всегда очень нравилось снимать, а в девятом-десятом классе еще возраст такой, когда хочется иметь хобби. И я узнала про этот кружок во Дворце пионеров. Он считался очень крутым, потому что там учили не только съемке, но и фотографическим пленочным и другим аналоговым процессам, работе с кинофотоматериалами. Там меня научили проявлять пленку вручную — это очень пригодилось на вступительных во ВГИК. Сейчас этого тура на вступительных экзаменах уже нет.

Тур состоял из того, что нужно было проявить пленку?

Да. На операторском во ВГИКе, когда я поступала, было четыре тура. Первый тур — заочный: нужно было принести комплект фотографий, около 35 штук. Гипсы, портреты, натюрморты, репортажные кадры, из которых не меньше половины должны были быть выполнены на пленку. Следующий тур — практический. Тебе выдают две катушки черно-белой пленки, и ты должен снять за один день в павильоне гипс, портрет и натюрморт, потом на улице сделать несколько жанровых или репортажных фотографий, в тот же день вернуться во ВГИК, проявить эту пленку, выбрать кадры на печать и либо напечатать их вручную на фотоувеличителе, либо отдать в печать в лабораторию. Многие отваливались на этом этапе. Третий тур — теоретический: мы сдавали историю фотографии, кинофотопроцесс, теорию материалов и оптики, хотя творческие вопросы там тоже были. И там же тоже оценивали комплект снимков, который ты отфотографировал на втором туре, — уже с технической точки зрения. Чтобы проявлять снимки, нужно иметь навык: ты должен зарядить пленку в проявочный бочок вслепую в черной комнате, и сделать это правильно, чтобы потом, когда ты начинаешь заливать проявитель, фиксаж и так далее, там ничего не слиплось. Иначе получится брак и химические процессы не пройдут так, как должны. Если ты проходил все эти туры хотя бы с баллом не ниже 41, то уже непосредственно мастер обсуждал с тобой твои комплекты фотографий, задавал вопросы на творческий потенциал и знание истории искусств — по истории в целом, истории музыки, истории живописи, истории кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

#пронауку: надо ли делать 10 тыс. шагов в день #пронауку: надо ли делать 10 тыс. шагов в день

Почему не нужно гнаться за большим количеством шагов в день

РБК
Я решила рожать! Звездные россиянки, сохранившие беременность после предательств Я решила рожать! Звездные россиянки, сохранившие беременность после предательств

Известные россиянки не испугались взять ответственность за двоих

Cosmopolitan
Коктейльная карта: история классического коктейля «Гимлет» на джине Коктейльная карта: история классического коктейля «Гимлет» на джине

История легендарного коктейля «Гимлет»

Esquire
Два колеса и чудеса Два колеса и чудеса

Краткий экскурс по необычным велосипедам

N+1
Звонок другу: история телефонных номеров с древности и до наших дней Звонок другу: история телефонных номеров с древности и до наших дней

Как менялись телефонные номера

Популярная механика
Накормить малоежку: чем грозит недоедание Накормить малоежку: чем грозит недоедание

Что включить в меню ребёнка и что нельзя делать, если ребёнок мало ест

9 месяцев
10 невероятных красавиц с уникальными особенностями внешности 10 невероятных красавиц с уникальными особенностями внешности

Эти девушки выглядят как инопланетянки, которые попали к нам из другого мира

Maxim
Закопать останки: как коллекция из 1300 черепов продвигала идею превосходства белой расы Закопать останки: как коллекция из 1300 черепов продвигала идею превосходства белой расы

Коллекция человеческих черепов Сэмюэль Дж. Мортона — наследие векового расизма

Forbes
Чтобы справиться с выгоранием эффективнее действовать самому, а не ждать помощи от других, показало исследование Чтобы справиться с выгоранием эффективнее действовать самому, а не ждать помощи от других, показало исследование

Наиболее эффективный способ справиться с выгоранием — действовать самостоятельно

Inc.
Неизвестная физика: ученые подтвердили наблюдаемое нарушение Стандартной модели Неизвестная физика: ученые подтвердили наблюдаемое нарушение Стандартной модели

Российские физики рассказали о несовершенстве хорошо знакомой Стандартной модели

Популярная механика
Три периода Игоря Ларионова Три периода Игоря Ларионова

Как устроена жизнь в зимнем спорте №1

Men’s Health
«Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться «Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться

Почему у Netflix получился учебник по отработке историй про маньяков

Esquire
14 интересных фактов про премию «Оскар», которых вы не знали 14 интересных фактов про премию «Оскар», которых вы не знали

15-минутная церемония, отлучение Ричарда Гира, победа советского фильма и другое

GQ
Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику

Архитектура Баухауса и три этапа развития утопии

Weekend
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Искусство — это тяжело: как люди творческих профессий выживают в век цифровых технологий Искусство — это тяжело: как люди творческих профессий выживают в век цифровых технологий

Новая экономическая модель, в которой людям искусства приходится выживать

Forbes
По спецзаказу По спецзаказу

Пример персонализированного городского пространства

SALON-Interior
Лишнего не надо Лишнего не надо

Если отказаться от ненужных покупок, взамен получишь много всего полезного

Cosmopolitan
«Будь проклят мой пол»: как Мари Бонапарт стала родоначальницей психоанализа во Франции «Будь проклят мой пол»: как Мари Бонапарт стала родоначальницей психоанализа во Франции

Мари Бонапарт стала ученицей Зигмунда Фрейда и привезла психоанализ во Францию

Forbes
На севере Египта нашли 110 погребений додинастического и гиксосского периодов На севере Египта нашли 110 погребений додинастического и гиксосского периодов

Археологи обнаружили древнеегипетские захоронения возрастом от пяти тысяч лет

N+1
Самые дурацкие автомобильные киноляпы Самые дурацкие автомобильные киноляпы

Интересно, режиссеры хоть раз водили машину?

Maxim
Мужчинам вход запрещен: 12 сериалов о женщинах, которые нужно увидеть Мужчинам вход запрещен: 12 сериалов о женщинах, которые нужно увидеть

12 сериалов, которые обязательно понравятся всем девушкам

Cosmopolitan
«Корея — это не Ким Чен Ын»: как северокорейская беженка Джихён Пак стала британским политиком «Корея — это не Ким Чен Ын»: как северокорейская беженка Джихён Пак стала британским политиком

Джихён Пак бежала из Северной Кореи. Сейчас она начинающий британский политик

Forbes
Снимите это немедленно Снимите это немедленно

Союз больших модных Домов и артхаусных режиссеров как win-win-стратегия

Vogue
Богатые известные красавцы: как выглядят мужья актрис сериала «Содержанки» Богатые известные красавцы: как выглядят мужья актрис сериала «Содержанки»

С кем счастливы в реальной жизни звезды сериала «Содержанки»

Cosmopolitan
Семь простых принципов экологичного дома Семь простых принципов экологичного дома

Познакомьтесь с новой концепцией экологичного дома Well-стандарта

Домашний Очаг
Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом

Наушники от Huawei показали образцовую автономность и отличное качество звучания

CHIP
Прием псилоцибина связали со снижением креативных способностей Прием псилоцибина связали со снижением креативных способностей

Псилоцибин оказался связан с сокращением количества новых идей и ассоциаций

N+1
Великие женщины Великой Отечественной: как воевали и победили наши бабушки Великие женщины Великой Отечественной: как воевали и победили наши бабушки

Наши отважны бабушки, без самоотверженности которых никакой Победы не было бы

Cosmopolitan
Зачем я живу? Тварь я дрожащая или право имею? Ответы на эти и другие вечные вопросы с точки зрения науки Зачем я живу? Тварь я дрожащая или право имею? Ответы на эти и другие вечные вопросы с точки зрения науки

Мы попытались популярно ответить на некоторые вечные вопросы

Maxim
Открыть в приложении