Российский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренингов меньше американского

РБКБизнес

Мотивация по-русски

Российский рынок коучинга, менторства и бизнес-тренингов в десятки раз меньше американского. При этом отечественные специалисты успешно вытесняют с него иностранцев и приближаются к ним по уровню доходов.

Текст: Алексей Лоссан

Рынок коучинга, менторства и бизнес-тренерства (см. справку) в России оценивается финансовыми экспертами в $75–100 млн ежегодно. Это в десятки раз меньше емкости американского рынка ($2,5 млрд) — родины данного образовательного сегмента.

Иностранные специалисты и их книги пока остаются главными ориентирами для их коллег-россиян. Число российских коучей международного уровня при этом с каждым годом растет, отмечают специалисты. Во многом скачок популярности профессии обеспечили шумные московские гастроли американского коуча Тони Роббинса в сентябре 2018 года.

Мир после Тони

В России действительно сейчас востребован профессиональный коучинг, соответствующий международным стандартам, говорит директор Международного Эриксоновского университета коучинга Анна Лебедева. По ее словам, визит в Россию Тони Роббинса существенно повысил интерес к этому виду деятельности как среди топ-менеджмента крупных компаний и владельцев бизнеса, так и среди тех, кто работает на себя: «Многие российские коучи мечтали попасть на семинар Тони, прикоснуться к живой легенде. Однако по комментариям в социальных сетях после мероприятия стало очевидно: значительная аудитория его семинара просто не знала, куда шла, и ожидала иного от массового мероприятия такого рода. Возможно, у кого-то ожидания не совпали с увиденным и услышанным».

Для коуч-рынка выступление Роббинса было нетипичным. Обычно, продолжает Анна Лебедева, чтобы избежать конфузов и непонимания со стороны аудитории, профессиональные коучи стараются обеспечить бережный подход к клиентам, а их ожидания от общения с наставником выявляются на стадии структурированных входных интервью.

После визита Тони Роббинса российский образовательный рынок получил сильную встряску, констатирует мастер-коуч международной категории Юлия Полежаева: «Он выступал в России больше не как коуч, а как мотивационный спикер и оратор, который заряжает энергией. Подобные семинары важно совмещать с внутренней проработкой, которая основана на поиске собственных ресурсов и анализе своей успешной стратегии. Только тогда внешняя мотивация даст дополнительный положительный эффект». По ее мнению, в многотысячных залах (на единственный семинар Роббинса в столичный СК «Олимпийский» 1 сентября прошлого года пришли 26,2 тыс. человек) достаточно трудно добиться такого эффекта. «В результате только те, кто уже имел внутренний стержень и определенную мотивацию, получили дополнительные инструменты и стимулы дальнейших изменений и роста», — говорит Юлия Полежаева.

Некоторые участники российского коуч-рынка оценивают эпохальное выступление негативно. «С точки зрения влияния на российский рынок коучинга этот визит наглядно показал реальное отношение западных коучей к нашей аудитории как к полудикому племени, которое за бусы и несколько зеркалец может отдать килограммы золота», — считает доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Хачатурян. По его мнению, приглашающая сторона и сам лектор «получили отличный заработок» (по словам организаторов, за выступление в Москве Тони Роббинс получил гонорар $1 млн), при этом практический результат семинара «был скорее нулевым, если не отрицательным». «Такие шоу лишь подтверждают существующее в научных и образовательных кругах мнение, что тренинги и коучинг — это не более чем выкачивание денег из людей, не имеющих достаточно образования и способностей, для того чтобы найти решение своих проблем», — уверен эксперт.

По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, отклик на визит Тони Роббинса отчасти напоминал реакцию на открытие первого московского McDonalds в январе 1990 года, когда энтузиасты отстаивали большую очередь, но вкусом бигмака никто особенно не восторгался. «Разочарование было вызвано в первую очередь завышенными ожиданиями. К тому же в погоне за массовостью организаторы заполнили трибуны людьми, которым «интеллектуальный массаж» был не слишком нужен», — констатирует Леонид Делицын.

Доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина уверена, что негативная реакция на выступления Роббинса была связана и «с воспоминаниями о 1990-х годах, в частности сектах», а также с неспособностью людей понимать, что с ними происходит: «Многие еще помнят многотысячные сеансы Алана Чумака и Анатолия Кашпировского. На Западе коучинг и психотерапия развиты как рынки и очищены от домыслов и обесценивания. Наш рынок находится в состоянии структурирования. Пока люди воспринимают коучинг как «волшебную палочку», а психотерапию — как диагноз».

Свои среди чужих

Отрицательные отклики на выступление Роббинса, по словам Инги Корягиной, не мешают целому ряду российских бизнесменов ездить за американской звездой и его именитыми коллегами по всему миру. «Соответственно, эта категория перестала пользоваться услугами коучей-соотечественников или предельно сократила для себя объем таких услуг», — заключает эксперт.

Влияние коучей с российскими паспортами на международной арене пока невелико. По данным аналитика ИК «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, на Россию приходится всего 2–3% мирового рынка коучинга. Это не так мало, учитывая, что образовательное направление активно развивается у нас в стране лишь несколько последних лет и сконцентрировано в основном в Москве и Санкт-Петербурге, продолжает Евгений Миронюк. Он оценивает темпы прироста рынка в 20% ежегодно. «Рынок остается молодым. Мировых звезд на нем пока нет, а потенциал роста — есть», — подтверждает Леонид Делицын. «Нельзя сказать, что в России и раньше совсем не было консультантов, тренеров и наставников. Они были, причем на любой вкус и кошелек — как клоны западных «гуру», так и «методологи» с разработками советских специалистов, умеющие организовать психодраму», — считает он.

«Российский рынок коучинга начал развиваться позже мирового, в стране сейчас сравнительно немного коучей топ-уровня. При этом у нас хватает достойных профессионалов, которые и квалифицированны, и имеют довольно приличные гонорары», — говорит коуч Юлия Полежаева.

Сегодня из всех практикующих коучей иностранцы составляют не более 15%, оценивает Анна Лебедева. По ее словам, такой расклад объясняется и тем, что в последние десять лет много российских коучей зарекомендовали себя и подтвердили свой уровень получением международных сертификатов. «Отечественный рынок коучинга на 90–95% контролируется отечественными коучами, или входящими в ассоциации, или создающими компании или иные формы объединения», — говорит Михаил Хачатурян. По его словам, так как наш рынок этих услуг уже сейчас исчисляется сотнями миллионов рублей, западные коучи внимательно относятся к нему и не оставляют попыток занять определенную нишу.

Другие эксперты в целом согласны с такими оценками. Различны только процентные соотношения. По словам Леонида Делицына, не менее трех четвертей рынка в настоящий момент занимают отечественные коучи и четверть — иностранцы: «Правда, размеры долей иностранных и российских коучей зависят еще и от того, насколько широко мы определяем рынок и кого к нему относим. Если включить всех тренеров духовных практик, даже которые практикуют в школьных спортзалах за 500 руб. в час, доля россиян может вырасти и до 85%».

Интересным, хотя и закономерным явлением последних лет стало начало продаж услуг корпоративных коучинговых и тренинговых центров крупных компаний внешним заказчикам, продолжает эксперт. «Поскольку менеджеры корпораций были едва ли не первыми клиентами дорогих коучей, встал вопрос: а почему бы не продавать те же услуги остальным желающим? В итоге корпорации имеют возможность продавать эти услуги через налаженные каналы и в пакете с другими услугами. К примеру, предоставляя торговой сети крупный кредит, банк может рекомендовать услуги коуча для собственника и топ-менеджеров, а заодно и тренинг для управленцев среднего звена», — говорит Леонид Делицын.

Особая мотивация

Сейчас на услуги иностранных коуч-специалистов нет ажиотажного спроса, поскольку в России достаточно профессионалов высокого уровня, работающих по стандартам Международной федерации коучинга (International Coach Federation), говорит Анна Лебедева. По словам Юлии Полежаевой, в России действительно сформировалась собственная традиция коучинга со своими инструментами и техниками, в итоге коучи-иностранцы предлагают в основном кратковременные мотивационные программы.

Некоторым компаниям больше подходят консалтинг и традиционные тренинги, считает Евгений Миронюк. Коучинг как наставничество приглашенного специалиста неоднозначно воспринимается некоторыми руководителями — в первую очередь из-за неочевидности финансового результата такого обучения, объясняет он.

«Сегодня очень востребованы командный, проектный, executive, семейный коучинг, а также коучинг публичных выступлений, продаж и управления продажами, личностного роста и трансформации, карьерный коучинг и коучинг по поиску собственного предназначения», — констатирует Анна Лебедева. По словам Юлии Полежаевой, популярна также тема повышения осознанности во всех сферах и направлениях: в лайф-коучинге, бизнес-коучинге и консалтинге: «Очень много запросов приходит на долговременное серьезное образование в сфере коучинга: образование не за два вебинара, а полноценное, как минимум годовое обучение». Популярные направления коучинга — это прежде всего «кто я и в чем мое предназначение», продвижение по карьерной лестнице для молодых сотрудников, адаптация на новом месте, налаживание коммуникаций между руководителем и подчиненными, а также любые вопросы, которые возникают на работе, добавляет Инга Корягина.

«Качество российских коучей растет, высокая конкуренция на рынке позволяет найти как бесплатные курсы, так и курсы, качество которых подтверждено международными сертификатами. Волна псевдокоучинга пошла на спад, уходит то время, когда само понятие «коучинг» используется для описания любых псевдотренингов», — подтверждает Евгений Миронюк. По его словам, примером профессионального коучинга является магистерская программа ВШЭ «Психоанализ и бизнес-консультирование». Студенты, обучавшиеся по этой программе, защитили уже более 400 диссертаций, подчеркивает эксперт.

Также востребованными субнаправлениями коучинга сейчас являются командообразование, формирование и продвижение личного бренда, развитие навыков руководителя, добавляет Михаил Хачатурян. «В России уже есть коучи, способные соединить американскую матчасть и особенности российского рынка. Если говорить о конкретных программах, большим спросом в настоящий момент пользуется коучинг для управленцев, и в частности для развития менеджеров высокого уровня», — резюмирует тренер отдела адаптации и развития персонала «Открытие Брокер» Анастасия Бандурина.

Цена образования

В мировом коучинге не приняты фиксированные ставки. Размер компенсации индивидуален и зависит обычно от опыта, мастерства и стажа коуча в профессии. В первый год работы российского сертифицированного коуча-профессионала его время оценивается в 3–7 тыс. руб. за коуч-сессию (от одного до трех академических часов). Стаж три—пять лет повышает эти ставки до 5–12 тыс. руб., объясняет директор Международного Эриксоновского университета коучинга Анна Лебедева. Командные коучи обойдутся дороже. «Например, бизнес-коучи в среднем зарабатывают 15–35 тыс. руб. за сессию, executive-коучи — 25–70 тыс. руб. При этом VIP-коучи не предлагают свои услуги на открытом рынке, их гонорары иногда превосходят самые смелые фантазии», — продолжает эксперт. Проекты некоторых коучей и менторов, длящиеся несколько месяцев, могут стоить десятки миллионов рублей. Такие специалисты «передаются из рук в руки» бережно, по рекомендациям, разглашать имена клиентов им запрещено, добавляет Лебедева. Размеры гонораров отечественных и зарубежных коучей обычно существенно различаются. «Как показывает практика, коучи-иностранцы, как и проповедники, предпочитают брать числом — работать с многотысячной аудиторией в концертных залах или на стадионах, поэтому за одно выступление могут просить сразу сумму, эквивалентную 1–2 млн руб.», — объясняет доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова Михаил Хачатурян. «Коучи-россияне работают или индивидуально, или с малыми группами, их гонорар формируется не единоразово, а комплексно, за сеанс, что с точки зрения результата более правильно и создает у потребителя эффект лояльности», — добавляет он. Ставки иностранцев в России также зависят от того, откуда они приехали. Например, средний годовой доход профессионального коуча в США начинается от $60 тыс. Соответствующие расценки он привозит в Россию, подчеркивает Инга Корягина, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова. «Иностранный коуч рассчитывает не только на доход, сравнимый с тем, который он бы получил, не выезжая из дома, но и обычно желает компенсировать риски, связанные с политико-экономической ситуацией в стране пребывания», — констатирует аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.

Кто на что учился

Впервые слово coach в значении «инструктор» употребили в Оксфордском университете в первой половине XIX века. Так именовали наставников, которые помогали студентам готовиться к экзаменам. По наиболее расхожему определению сегодня коучинг — это метод консалтинга или тренинга, в процессе которого наставник (коуч) помогает ученику либо группе людей достигнуть определенной жизненной или профессиональной цели.

Понятие «бизнес-тренер» относится к коучингу лишь отчасти. Таковыми в образовательной среде принято считать лиц, которые способствуют усвоению учениками конкретного навыка, например успешных публичных выступлений или ведения переговоров. В отличие от коучинга менторством принято считать процесс неформальной передачи знания, социального капитала или психологическую поддержку, которые значимы для труда, карьеры или профессионального развития. Менторство предполагает длительную личную коммуникацию между лицом, обладающим опытом и знаниями (ментором), и его подопечным, которому требуются новые компетенции (протеже, или mentee — менти).

Фото: пресс-служба; Bloomberg

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Драма рубля Драма рубля

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Наталья Водянова заявила, что даже яичница является проблемой для ее мужа Наталья Водянова заявила, что даже яичница является проблемой для ее мужа

Свободное время Наталья Водянова посвящает мужу и пятерым детям

Cosmopolitan
Испытание огнем Испытание огнем

Современные газотурбинные двигатели в гражданской авиации — воплощение хай-тека

Популярная механика
Квентин Тарантино: «Мне пора уходить» Квентин Тарантино: «Мне пора уходить»

Квентин Тарантино о том, почему он уходит из кино и чем будет теперь заниматься

Cosmopolitan
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Рейтинг электросамокатов для взрослых 2019-2020 Рейтинг электросамокатов для взрослых 2019-2020

Лучшие самокаты для взрослых в трех популярных категориях

CHIP
Открываем сезон: 10 съедобных грибов и как их отличить от ложных Открываем сезон: 10 съедобных грибов и как их отличить от ложных

На что обратить внимание в сезон «тихой охоты»?

ТехИнсайдер
Лучшее на «Ночи кино 2019»: в бассейне, в метро и на высотке Лучшее на «Ночи кино 2019»: в бассейне, в метро и на высотке

Что посмотреть во время «Ночи кино», которая пройдет в Москве 24 августа

Forbes
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Ловушка для миллиардера: как основатель JD.com оказался в тюрьме после ужина в США Ловушка для миллиардера: как основатель JD.com оказался в тюрьме после ужина в США

Миллиардер Ричард Лю и обвинения в сексуальном насилии

Forbes
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Алексей Климушкин: «Я жадный человек» Алексей Климушкин: «Я жадный человек»

Актер сериала «СашаТаня» на ТНТ о том, как сложно прожить меньше чем на миллион

StarHit
Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества

Самые интересные сериалы-фантазии о ближайшем будущем

Esquire
Когда воспитывает (только) мать Когда воспитывает (только) мать

Психоаналитик отвечает на вопросы, которые больше всего тревожат одиноких мам

Psychologies
Каждый из них достоин любви: 5 девушек о породистых животных из приютов Каждый из них достоин любви: 5 девушек о породистых животных из приютов

Девушки поделились историями о спасенных животных самых благородных пород

Cosmopolitan
Доминикана: вкусные впечатления Доминикана: вкусные впечатления

Бывает, мы едем в другую страну, чтобы утвердиться в том, что уже знаем

Psychologies
Итоги двадцатилетки Путина: как государство завоевало свою собственную экономику Итоги двадцатилетки Путина: как государство завоевало свою собственную экономику

20 лет назад Путин принял экономику, которая находилась в состоянии падения

Forbes
Валерия: «Сын тайно женился» Валерия: «Сын тайно женился»

Певица Валерия о новом статусе и открытии реабилитационного центра

StarHit
Вопросы есть? Вопросы есть?

Редкая звезда инстаграма не развлекается сейчас анкетами в сторис

Tatler
7 идей, которые сделают любой отпуск незабываемым (будет, о чем потом рассказать) 7 идей, которые сделают любой отпуск незабываемым (будет, о чем потом рассказать)

Эти приключения ты будешь вспоминать до самой старости

Playboy
«Спектр-РГ» «Спектр-РГ»

Обсерватория для нового обзора неба

Наука и жизнь
Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху

Промышленная революция, интернет вещей, тотальная роботизация всех сфер жизни

Forbes
Какой радар-детектор выбрать для города и путешествий? Какой радар-детектор выбрать для города и путешествий?

Чем они отличаются радар-детекторы и как их правильно выбирать

CHIP
«Все пошло не так»: как заработать на надвигающемся кризисе «Все пошло не так»: как заработать на надвигающемся кризисе

Что не нужно делать в преддверии и во время кризиса, чтобы не потерять деньги

Forbes
А ты фанат футбола? А ты фанат футбола?

Действующие лица — дизайнер Филипп Пляйн, рэпер Баста Раймс и футболисты

OK!
Ноутбуки для студента или школьника: 3 главные ошибки при выборе Ноутбуки для студента или школьника: 3 главные ошибки при выборе

Кажется, что для учебы подойдет любой недорогой ноут, но это не так

CHIP
Репортаж с места события Репортаж с места события

Алёна Пенева встретилась с военным корреспондентом и писателем Михаилом Зыгарем

Cosmopolitan
Как подобрать презерватив? Подробная инструкция, которая нужна каждому Как подобрать презерватив? Подробная инструкция, которая нужна каждому

Как выбрать презервативы? На этот вопрос должен знать ответ каждый

Playboy
С чистого листа С чистого листа

Полноценное жилое пространство для шестерых человек в квартире

SALON-Interior
Не только реклама и призовые: как первая ракетка мира Наоми Осака строит бизнес в 21 год Не только реклама и призовые: как первая ракетка мира Наоми Осака строит бизнес в 21 год

Как зарабатывает теннисистка Наоми Осака?

Forbes
Открыть в приложении