Крах рынка русского искусства приведет к возрождению забытых имен художников

ForbesБизнес

Ревизия истории искусства

Крах рынка русского искусства в Европе и Америке приведет к возрождению забытых имен художников и ювелиров.

Текст Яна Жиляева

«Яйцо Ротшильда» 1902 года фирмы Карла Фаберже на предаукционной выставке Christie’s в Лондоне в октябре 2007 года. Эстимейт лота — £6–9 млн. Яйцо ушло с молотка за £8 980 500

Родная речь, веселые картинки

Газета The Telegraph выложила в YouTube видео, снятое на телефон лондонскими сквоттерами на площади Белгравии в особняке, владение которым приписывается миллиардеру Олегу Дерипаске. В кадрах мелькают рояль Kawai, мебель работы мастерской Дэвида Линли, иконы, картина Франца Рубо, скульптура Барбары Хэпворт — подборка, свидетельствующая о консервативно-сдержанных вкусах хозяина, который, безусловно, знаком с русским и европейским искусством, но личных чувств к нему не испытывает. На вопрос Forbes о том, не пострадало ли искусство от налета сквоттеров, представители вероятного владельца, Олега Дерипаски, не ответили.

Это видео, снятое дрожащей рукой в пустоватых интерьерах, отражает важную черту новейшего времени: обладание произведениями искусства — must have для бизнесменов постсоветской России. Покупка предметов искусства, посещение выставок и ярмарок, участие в русской неделе торгов в Лондоне, которая проходила дважды в году, весной и осенью, за последние 30 лет стало таким же comme il faut, как яхты, джеты и триатлон. Но впервые за годы, прошедшие после падения Берлинской стены, возник вопрос, как теперь покупать искусство русским бизнесменам и где безопасно хранить свои коллекции.

Механический золотой павлин на выставке Фаберже в лондонском музее V&A. Яйцо «Павлин», подарок Николая II императрице Марии Федоровне на Пасху 1908 года. В 1927 году продано советским «Антиквариатом» галерее Watski. Сейчас в коллекции швейцарского фонда Эдуарда и Мориса Сандоза

Золотой век рынка русского искусства

«Русского рынка больше нет с тех пор, как аукционные дома заморозили все продажи русского искусства, — говорит Forbes арт-дилер, владелец парижской галереи Le Minotaure Бенуа Сапиро. — Но тот рынок, который существовал в 2000-е, закончился раньше, в 2014-м, потом еле теплился для некоторых счастливчиков, которые не попали в санкционный список. Достаточно взглянуть на обвал цен на художников-шестидесятников и на современное искусство».

Сапиро, унаследовавший галерею от своего отца, специализируется на художниках-эмигрантах из России первой волны. Когда он впервые приехал в Москву в 2004 году на Международный салон изящных искусств, проходивший в Галерее искусства Зураба Церетели на Пречистенке, был поражен размахом и градусом накала русского рынка. «У меня был полный стенд русских художников, работавших в Париже с 1910 года до 1960-х, причем только их парижские работы. Иван Пуни, Андрей Ланской, Сергей Шаршун, Пинхус Кремень». Почти весь стенд галереи Le Minotaure был раскуплен. Интерес к неизвестным в России художникам проявили и коллекционеры, и государственные музеи. Галерея Церетели купила работы Ланского и Шаршуна, Русский музей и ГМИИ им. А. С. Пушкина договорились о выставках.

Николай Фешин. «Портрет девушки в голубой блузе», конец 1930-х, продан 19 марта 2022 года на аукционе «Литфонд» за 28 млн рублей

Золотой век рынка русского искусства продолжался около 15 лет, с 1990-х до 2008 года. «Рынок всходил буквально как на дрожжах. В 1992-м, 1993-м начались массовые спекуляции. Все цены в России перевели в доллары. Из Европы и Америки к нам и из России в Европу стали везти контрабанду. Тащили под разными предлогами: реставрация, временный ввоз», — рассказывает Forbes Валерий Дудаков, коллекционер, арт-дилер, работавший с Михаилом Ходорковским и Виктором Федотовым из «Лукойла». По данным аукционного дома Sotheby’s, в лучшие годы (2007 и 2008) объем русских торгов составлял $170,7 млн и $177,7 млн. Сhristie’s называет золотым периодом этого рынка 2006–2008 годы и 2014-й. Русские торги в 2006-м собрали $61 млн, в 2007-м — $136 млн, в 2008-м — $56 млн, в 2014-м — $72,4 млн. Интерес к русскому искусству привел к пиковому росту цен: Коровин вырос в пять раз, Серебрякова — в десять. Вся «Родная речь», как называют художников первого ряда арт-дилеры, обновляла мировые рекорды.

Первым преодолел отметку £1 млн Иван Айвазовский: в 2004-м на аукционе Christie’s работа художника «Исаакиевский собор в морозный день» ушла с молотка за £1,1 млн. В 2007 году работа Айвазовского «Американские суда у скалы Гибралтара» была продана за £2,7 млн на Christie’s. В 2012 году на Sotheby’s «Вид Константинополя и Босфорского залива» ушел за £3,2 млн ($5,22 млн). Среди участников рекордных торгов за Айвазовского был коллекционер и арт-дилер Игорь Тарноградский. Он делал ставки по телефону. «Мой клиент, который очень любит Айвазовского, хотел получить эту картину. Мы определили максимум, который он готов заплатить: $2,5 млн. Но как только аукцион начался, я не успел и крикнуть, а цена уже улетела за $3 млн, — рассказывает Тарноградский. — Если за лот сражаются три клиента, цена увеличивается на 60%, а если около 10 человек, результат непредсказуем. Когда цена картины превысила $3 млн, остались биться двое, и картина враз ушла выше $5 млн».

Столовые предметы фирмы «Болин», 1899–1908, серебро, стекло. Музей «Собрание» Давида Якобашвили

В 2007 году на русских торгах Сhristie’s в Лондоне был установлен мировой рекорд на произведение фирмы Карла Фаберже — «Яйцо Ротшильда» 1902 года продано за £8 980 500. Ажиотажный интерес к Фаберже спровоцировал Виктор Вексельберг, купив в 2004 году на Sotheby’s в Нью-Йорке коллекцию Малкольма Форбса. Сумма сделки не разглашалась, но эксперты рынка оценивают ее в $100– 120 млн. Коллекция Форбса легла в основу музея Фаберже, который фонд «Связь времен», созданный Вексельбергом, открыл в Санкт-Петербурге.

Мода на русское искусство, дефицит работ музейного уровня привели к появлению мистификаций, которыми прежде в истории искусств отметилась труппа Сергея Дягилева: быть русским стало выгодно. Если во времена «Русских сезонов» британские танцовщики брали русские псевдонимы, переименовываясь из Патрика Хили-Кея в Антона Долина, а из Элис Маркс в Алисию Маркову, то сто лет спустя художникам-эмигрантам возвращали российское происхождение.

Серебряный ковш с эмалевой миниатюрой, cозданной в технике en plein, и кабошонами. Надпись на колокольчике выполнена выемчатой эмалью: «Мило тому, у кого много в дому». Мастерская Егора Черятова, 1908– 1917. Ваза для цветов, фирма «Лорие», мастерская Егора Черятова, 1908–1916. Серебро. Керамическая ваза фабрики St. Lukas, Утрехт, Нидерланды. Музей «Собрание»

В декабре 2010 года работа Николая Фешина «Маленький ковбой» продалась на русских торгах MacDougalls’s в Лондоне за £6,96 млн ($10,9 млн). За шесть месяцев до рекордной продажи в Лондоне, 5 мая, тот же «Маленький ковбой» был продан на аукционе Doyle в Нью-Йорке за $632 500. То есть за полгода работа подорожала в 17 раз! Поговорив с участниками рынка, обозреватель ARTnewsletter пришел к простому объяснению сенсации: в Нью-Йорке Фешина продавали как провинциального американского портретиста, а в Лондоне — как новое имя в истории русского искусства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Сырой материал Сырой материал

Почему сейчас данные важнее алгоритмов их обработки

Forbes
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Математический анализ Математический анализ

Как выпускник матмеха ЛГУ Александр Евневич построил торговый бизнес

Forbes
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Монеты за любовь Монеты за любовь

Фанатские токены — новая PR-модель или рай для спекулянтов?

Forbes
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Призывная комиссия Призывная комиссия

Служба в армии приводит к экономическим издержкам, которых можно было избежать

Forbes
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Ловец хакеров Ловец хакеров

Как программист из Фрязина создал компанию по кибербезопасности

Forbes
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Новая дисциплина Новая дисциплина

Чемпионка мира, чемпионка Европы, призер Олимпийских игр – Евгения Медведева

Maxim
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле

Что Серебренников хотел сказать зрителю в красивом фильме о докторе Менгеле?

Forbes
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Природное и культурное наследие: 5 самых впечатляющих объектов из списка ЮНЕСКО в России Природное и культурное наследие: 5 самых впечатляющих объектов из списка ЮНЕСКО в России

Впечатляющие объекты, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

ТехИнсайдер
Время вторых: сколько зарабатывают победители национальных кубков в Европе Время вторых: сколько зарабатывают победители национальных кубков в Европе

Что (кроме почета) получают победители национальных кубков в топ-5 лигах Европы

Forbes
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Видел, пробовал Видел, пробовал

Фудблогер Макс Брандт — о гастропримечательностях в городах России

Новый очаг
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
Мелочей не бывает Мелочей не бывает

Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Деньги
Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости

Как бизнесмены теряют деньги на аренде из-за банальных ошибок

Inc.
Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
Открыть в приложении