Airbnb перестраивает бизнес и хочет стать «магазином всего» для путешественников

ForbesБизнес

Еще одна компания на «А». Зачем Airbnb копирует опыт Amazon

Airbnb перестраивает бизнес и хочет стать «магазином всего» для путешественников, как когда-то Amazon в мире ретейла. Понравится ли это инвесторам накануне IPO?

fo103118_038.jpg__1543243300__45073.jpg
Фото Jamel Toppin для Forbes

Целых 32 секунды непоседливый Брайан Чески (№588 в глобальном списке Forbes, состояние — $3,8 млрд) сидит спокойно. Удобно устроившись под искусственным деревом в сделанной по индивидуальному проекту переговорной Airbnb в штаб-квартире в Сан-Франциско, 37-летний глава компании углубился в свой iPhone — он смотрит рекламный ролик, в котором гости общаются с козами в приюте для животных в Северной Каролине в ходе «Опыта от Airbnb». Это часть запущенного компанией два года назад проекта Experiences («Опыты») в области экскурсионных туров. Рядом лежит шелти по кличке Оссо (полное имя — Оссобуко) и облизывает черные кроссовки миллиардера. Замолкает последнее блеянье — Чески, кажется, тронут. «Вау, — говорит он сотрудникам, пристально наблюдающим за его реакцией.— Я что-то чувствую».

Возможно, это прогресс, возвращение волшебного чувства, чего Чески желает всем пользователям Airbnb. Компания поднялась на том, что предлагала уникальное и доступное жилье в мире стандарта. Первые 10 лет Airbnb росла на поколенческом сдвиге во взглядах, когда, освоившись в сети, люди неожиданно легко начали соглашаться на совместные поездки на машине с незнакомцами, выбирать себе партнеров на ночь при помощи свайпа вправо и ночевать в гостевых комнатах в чужих домах и квартирах. Сегодня компанию оценивают в $31 млрд, и она уже собрала $3 млрд внешних инвестиций. По ходу дела Брайан Чески и два других сооснователя — Джо Геббиа и Натан Блечаржик — заработали на акциях Airbnb по $3,7 млрд каждый, а основанный ими стартап вошел в узкий круг компаний, таких как Google, Xerox и Uber, чьи названия стали глаголами.

Но все эти деньги создают уникальную проблему (ее можно назвать проклятьем единорога): как Airbnb может сегодня оправдать свою рыночную оценку, которая выше, чем у Expedia, Hilton или American Airlines? Хотя у Airbnb накоплен капитал в $3 млрд, за прошлый год компания заработала всего $100 млн при выручке $2,6 млрд, или около 4%, притом что ее более крупные конкуренты, торгующиеся на бирже, имеют маржинальность порядка 27%. Как в условиях конкуренции и внимания со стороны регуляторов Airbnb может продолжать рост и давать возврат на капитал в 10-кратном размере, как того требуют венчурные инвесторы? Ситуацию усугубляет слабая команда управленцев, в которой недостает главного финансиста и директора по маркетингу, и это притом что до IPO остается меньше года.

Парижский офис Airbnb. Париж — важнейший для компании город, здесь самое высокое предложение жилья
Парижский офис Airbnb. Париж — важнейший для компании город, здесь самое высокое предложение жилья. Getty Images

Положение Airbnb сложное, поскольку в отличие от той же Google, которая произвела революцию во всем, от поиска до телефонов и машин, Airbnb до сих пор оставалась специалистом узкого профиля. Компания соединяет людей, у которых есть пустующие дома и квартиры, с людьми, которые хотят их арендовать — и это все. Отсюда новоприобретенный интерес Airbnb к продаже туров через Experiences или к резервации столиков в партнерстве с ресторанным сервисом Resy.

«Шкала оценки компаний изменилась, — говорит Чески. — Раньше дело действительно было в финансовых показателях, но, мне кажется, сейчас компании начали осознавать, что мы несем большую ответственность перед обществом: надо делать жизнь людей лучше». У Чески есть план: вдохновляясь опытом Amazon, Airbnb должна тоже стать «магазином всего», но для путешественников. Чески надеется, что к 2028 году миллиард человек в год будут пользоваться Airbnb. Это огромный скачок по сравнению с 400 млн, которые воспользовались сервисом за первые 10 лет (из них примерно 100 млн выбрали жилье через Airbnb в этом году). Следуя сценарию Безоса, Чески перенастраивает технологию Airbnb так, чтобы можно было легче и быстрее, чем раньше, присоединять к компании сотни подразделений и категорий. «В какой-то момент по закону больших чисел тебе просто нужно разбрасывать больше семян», — говорит Чески.

Но Чески опасается, что неконтролируемый рост поставит под удар уникальность Airbnb. В результате он пытается позиционировать Airbnb как «компанию XXI века», которая должна приносить не только финансовые результаты, но и благо другим заинтересованным сторонам, например постояльцам, хозяевам, сотрудникам и городам. Для Чески это вопрос не эфемерной корпоративной культуры, но выживания — принятие решений должно мотивироваться благом большинства в сообществе Airbnb. Только тогда инвесторы получат сполна. «В следующие 50 лет общественность не будет доверять компаниям, которые близоруко, узко концентрируются только на краткосрочных целях или всего на нескольких аспектах», — говорит Чески.

Результат — нестыковка между потребностью Airbnb в быстром росте и желанием Чески не торопиться и создать что-то ответственное и долгоиграющее. «Реальность такова, что долго не протянуть, если ты не способен расти и генерировать экономическую привлекательность, — говорит Кеннет Шено, бывший глава American Express и член совета директоров Airbnb. — И ты долго не протянешь, если твой бренд не значим для людей».

Постучи дважды по книжному шкафу, и появится голограмма Джо Геббиа. Этот фокус показывает настоящий Геббиа, 37-летний сооснователь Airbnb, заходя в переговорную, стилизованную под его старую квартиру в полумиле от штаб-квартиры компании. Позади него призрачная версия Геббиа продолжает бубнить: «Вы стоите на том самом месте, где мы поставили первые три надувные кровати...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крутое пике Крутое пике

Что может вывести компанию Bombardier из штопора?

Forbes
Стыдоба одна Стыдоба одна

Как с честью выйти из непростых офисных ситуаций

Playboy
Ирина Кирсанова: «Главное — не пытаться поменять то, что подарила природа» Ирина Кирсанова: «Главное — не пытаться поменять то, что подарила природа»

Ирина Кирсанова о правильной помаде, а также о том, как все успеть

Cosmopolitan
Открыть и разлить Открыть и разлить

11 правил и рекомендаций профессиональных сомелье о том, как обращаться с вином

Playboy
Людоедоед Людоедоед

Сергей Шаргунов: «Практика малых дел — это великая история»

Русский репортер
Памятка для миллиардера: как спасти бизнес от растраты Памятка для миллиардера: как спасти бизнес от растраты

Правильный сценарий наследственного планирования может спасти бизнес-империю

Forbes
Новая школа Новая школа

Дизайнеры-новаторы, о которых вы, скорее всего, никогда не слышали

Robb Report
Для кого свадьбу делаем? Или 6 типажей молодоженов Для кого свадьбу делаем? Или 6 типажей молодоженов

6 типажей молодоженов

Cosmopolitan
9 культовых сцен из фильмов, которые оказались импровизациями 9 культовых сцен из фильмов, которые оказались импровизациями

Ты даже не догадывался о том, что этого не было в сценарии

Playboy
Ритуальный акт: как Конституция стала законом без духа закона Ритуальный акт: как Конституция стала законом без духа закона

Власть научилась использовать в своих интересах текст основного закона

Forbes
«Мир вокруг был слишком злым»: исповедь сектантки «Мир вокруг был слишком злым»: исповедь сектантки

История нашей читательницы об опыте попадания в секту

Psychologies
Холокост-кабаре из Америки и другие откровения театрального фестиваля NET в Москве Холокост-кабаре из Америки и другие откровения театрального фестиваля NET в Москве

Спектакли из Польши, Израиля, Америки, Эстонии

Forbes
Мистер Рико Мистер Рико

Как Пуэрто-Рико стал пристанищем для миллионеров

GQ
15 мыслей Уиллема Дефо 15 мыслей Уиллема Дефо

Сыграв, кажется, всех злодеев современности, Уиллем Дефо решил стать художником

GQ
Падающий в реку слон и еще 4 неожиданные ретрофотографии Падающий в реку слон и еще 4 неожиданные ретрофотографии

Падающий в реку слон и еще 4 неожиданные ретрофотографии

Maxim
Как 79-летняя блокадница из Петербурга помогает сотням людей, разъезжая по городу на фургоне «Доброта» Как 79-летняя блокадница из Петербурга помогает сотням людей, разъезжая по городу на фургоне «Доброта»

Как 79-летняя блокадница из Петербурга сама помогает нуждающимся

Собака.ru
Все, что мужчина должен знать о варикозе Все, что мужчина должен знать о варикозе

Тяжелая штанга — прямой путь к варикозу

GQ
Гражданство в обмен на инвестиции: россиянам продолжают продавать паспорта Гражданство в обмен на инвестиции: россиянам продолжают продавать паспорта

Где недвижимость не нужно покупать и почему кипрский паспорт дороже мальтийского

Forbes
Режиссер года: Вера Кричевская Режиссер года: Вера Кричевская

Вера Кричевская снимает документальное кино

Glamour
Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук

Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук

CHIP
6 разновидностей диет и всё, что мужчина должен о них знать 6 разновидностей диет и всё, что мужчина должен о них знать

6 разновидностей диет и всё, что мужчина должен о них знать

Maxim

Мы не зря скептически относимся к идеям переснять советскую классику

Cosmopolitan
Как быстро возбудить девушку: 12 способов (гид, который стоит держать под рукой) Как быстро возбудить девушку: 12 способов (гид, который стоит держать под рукой)

Не знаете, как быстро возбудить девушку до предела? Вы по адресу!

Playboy
Эффективное лидерство: от чего зависит успех компании Эффективное лидерство: от чего зависит успех компании

Какими качествами должен обладать лидер?

Psychologies
Ты узнаешь его из тысячи: гадаем на суженого по его свитеру Ты узнаешь его из тысячи: гадаем на суженого по его свитеру

Гадаем на мужчин по свитерам

Cosmopolitan
Молчание – золото? Молчание – золото?

Сколько слов в день достаточно произносить, чтобы вас понимали и любили?

Лиза
All we need is love All we need is love

Масштабная постановка Timeless в «Ленинград Центре»

OK!
“Все богатые – нечестные люди” “Все богатые – нечестные люди”

Успешность другого вызывает у завистника ощущение собственной никчемности

Psychologies
Как будет работать финансовый супермаркет от ЦБ Как будет работать финансовый супермаркет от ЦБ

В начале 2019 года заработает пилотная версия маркетплейса

Forbes
Технологии рекордов: пять российских стартапов в индустрии спорта Технологии рекордов: пять российских стартапов в индустрии спорта

«Нейротренажеры» для атлетов, футбольный пинг-понг и другие ноу-хау

Forbes
Открыть в приложении