Бесступенчатая трансмиссия все чаще применяется на автомобилях различных марок

АвтоМирАвто

Техника

Вариаторы и жизнь

Бесступенчатая трансмиссия, в которой передаточное отношение возможно плавно изменять в некоторых пределах, а число возможных передаточных чисел бесконечно, все чаще применяется на автомобилях различных марок и классов. На примере внедорожника Mitsubishi Outlander рассмотрим, как вариатор прочно вошел в повседневность

Считается, что изобретателем первого в мире устройства, похожего на современные вариаторы, стал не кто иной, как сам Леонардо да Винчи – великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения.

От Леонардо к автозаводу

Однако для того чтобы это изобретение получило свое практическое применение в транспортных средствах, потребовалось несколько веков – и, в конце концов, изобретение самого автомобиля. Еще в середине XX века были попытки внедрить вариаторы на легковых автомобилях – в частности, машины с такой трансмиссией выпускала голландская фирма DAF, однако широкого распространения тогда она не получила.

«Второе рождение» вариаторы переживают с начала 1990-х годов, причем наиболее преуспели в их применении на автомобилях японские компании. Особенно распространенными стали клиноременные вариаторы, крутящий момент в которых передается между двумя шкивами изменяемого диаметра посредством специального металлического ремня. К совершенствованию этого типа трансмиссии инженеры приложили значительные усилия – постепенно росли показатели крутящего момента, с которым агрегат мог справиться, а соответственно – и рабочий объем двигателя, в паре с которым он мог работать. В результате к началу 2000-х годов вариаторы стали настолько совершенными и выносливыми, что их стали применять не только на малолитражных легковых машинах, но и на кроссоверах и внедорожниках, в том числе достаточно крупных.

Бесступенчатый Outlander

Внедорожник Mitsubishi Outlander, который вскоре после дебюта завоевал мировую популярность, получил вариатор не сразу – первый Outlander оснащался МКП или традиционным автоматом и постоянным полным приводом, родственным тому, которым комплектовали Lancer Evolution. Симметричным, с вискомуфтой для блокировки межосевого дифференциала! Разумеется, вся эта «техника» не была особенно-то экономичной. А преимущество вариатора как раз в том, что трансмиссия этого типа, плавно подбирая передаточное отношение, способна держать двигатель в оптимальном для его работы диапазоне оборотов.

На Outlander такой тип трансмиссии внедрен начиная со второго поколения – на российском рынке этот автомобиль носил имя Outlander XL. Новый тип трансмиссии получили автомобили с 4-цилиндровыми моторами – в их недрах поселился агрегат JF011E японской фирмы Jatco. Помимо Mitsubishi, этот агрегат применялся и на автомобилях других крупных автопроизводителей – например, Nissan, Jeep, Renault или Suzuki.

Бесступенчатая трансмиссия позволяет разгоняться на автомобиле ровно, не запинаясь при смене ступеней, как это происходит на машинах с традиционными гидромеханическими автоматами, получившими в последнее время популярность преселективными коробками передач, или, тем паче, с обыкновенными «роботами» с одним сцеплением, которые работают наименее плавно. Есть у современных вариаторов и ручной режим работы

Преимущества бесступенчатой трансмиссии в том, что она позволяет начать ускорение сразу после нажатия педали акселератора – без запинки, без толчков при переключениях. Плавный уверенный разгон без разрыва потока мощности сочетаются при этом с топливной экономичностью, ведь двигатель работает в оптимальном для него диапазоне оборотов.

Однако многим автомобилистам, привыкшим к «общению» с машинами, снабженными традиционными гидромеханическими АКП, такое поведение «вариаторных» автомобилей могло показаться странным, а уровень шума – чрезмерным. Идя навстречу пожеланиям клиентов, инженеры в дальнейшем перенастроили трансмиссию, сгладив эту характерную особенность – «зависание» мотора на высоких оборотах.

Применительно к Mitsubishi Outlander это произошло с выходом в свет третьего поколения модели – она появилась на рынке в 2012 году. Обороты двигателя стали расти вместе с набором скорости, в зависимости от интенсивности нажатия на газ, и поведение автомобиля стало для «пользователя» более привычным.

Mitsubishi Outlander оснащается атмосферными бензиновыми двигателями семейства MIVEC. В настоящее время кроссовер предлагается в России с двумя моторами – 2,0-литровый развивает 146 л.с., 2,4-литровый – 167 л.с. В качестве единственной доступной трансмиссии предусмотрен вариатор – он успешно работает на автомобилях как с передним, так и с полным приводом

Кроме того, система управления учитывает, что на Mitsubishi Outlander периодически приходится передвигаться по холмистой местности, проселочным дорогам, а то и бездорожью – коробка автоматически обеспечивает режим «торможения двигателем» на затяжных спусках, не заставляя автомобилиста лишний раз вмешиваться в работу коробки. Впрочем, если он желает плотнее «руководить процессом», такая возможность имеется – менять виртуальные «передачи» можно движением крупных металлических подрулевых лепестков. Совершенствовался в процессе выпуска не только алгоритм управления, но и сам агрегат – в частности, в ходе рестайлинга 2014 года вариатор получил радиатор охлаждения, чтобы исключить вероятность его перегрева. А с выпуском автомобиля актуального ныне поколения на смену прежнему агрегату пришел новейший, с индексом CVT8 – при разработке этой трансмиссии специалистам Jatco удалось расширить рабочий диапазон передаточных чисел с 7,0 до 8,0 – это позволило обеспечить более интенсивный разгон при старте. А применение масла с более низкой вязкостью позволяет эффективно бороться с потерями на трение.

Mitsubishi Outlander доступен на российском рынке с передним или полным приводом. Электронноуправляемая муфта в приводе задних колес появилась на Outlander тогда же, когда и вариатор – с выходом второго поколения модели (в России – Outlander XL)

Аргумент – ремень

Сама же принципиальная конструкция вариатора достаточно проста: крутящий момент передается между двумя шкивами переменного диаметра – шкивы могут сдвигаться и раздвигаться посредством гидравлического исполнительного механизма, чтобы ремень вариатора мог оборачиваться вокруг шкива по большей или меньшей дуге. В основе ремня – важнейшей его детали, передающей крутящий момент, – две многослойные высокопрочные стальные ленты, которые устойчивы к растяжению. Во взаимодействие с рабочими поверхностями шкивов вступают несколько сотен металлических пластин сложной формы, обладающих высокой твердостью. Для плавного трогания автомобиля с места используется гидротрансформатор – как в традиционных АКП. В целом все просто – и вполне надежно.

Надежный поставщик

Японская компания Jatco, ведущий разработчик, производитель и поставщик трансмиссий, в том числе бесступенчатых, существует в нынешнем виде с 1999 года, но ее история начинается значительно раньше. Так, еще в 1970 году усилиями Nissan, Mazda и Ford для производства коробок передач была создана компания Japan Automatic Transmission. В 1989 году она сменила название на JATCO Corporation. Нынешняя фирма Jatco на 75% принадлежит японскому автопроизводителю Nissan, еще 15% акций у Mitsubishi и 10% – у Suzuki. В компании работает порядка 14 000 человек. Помимо вариаторов, способных работать в паре с моторами рабочим объемом до 3,5 л на седанах и крупных кроссоверах, компания производит также традиционные ступенчатые коробки передач, а кроме того – трансмиссии для гибридных автомобилей.

Outlander I

Выпускался с 2003 года

Внедорожник Outlander присутствует на российском рынке с конца 2003 года, и за прошедшие 15 лет разошелся более чем 200-тысячным тиражом. На автомобилях первого поколения вариаторов не было – зато они могли похвастаться постоянным полным приводом, как на спортседанах Lancer Evolution.

Outlander II

Выпускался с 2007 года

На Mitsubishi Outlander второго поколения появился бесступенчатый клиноременный вариатор JF011E японской фирмы Jatco – одного из лидеров в производстве трансмиссий, в том числе и вариаторов. Новый тип трансмиссии доступен для кроссоверов с 4-цилиндровыми двигателями.

Outlander II (рестайлинг)

Выпускался с 2009 года

Вариатор Jatco по-прежнему устанавливается на автомобили Mitsubishi – в том числе на внедорожники Outlander. Также трансмиссиями этой марки комплектуются машины альянсов Renault-Nissan, Peugeot-Citroen. Кроме того, их можно обнаружить на Suzuki, Jeep, Dodge.

Outlander III

Выпускался с 2012 года

Алгоритм работы трансмиссии изменен – теперь двигатель не зависает на высоких оборотах, они нарастают вместе с набором скорости. Такая схема более привычна для водителей, привыкших взаимодействовать с традиционными АКП, «механикой» и роботизированными трансмиссиями.

Outlander III (рестайлинг)

Выпускался с 2014 года

Очередная перенастройка алгоритма работы вариатора. Кроме того, агрегат усовершенствовали технически – он получил радиатор охлаждения, чтобы исключить возможность перегрева, который мог возникнуть в некоторых случаях – к примеру, при длительном движении автомобиля на высокой скорости.

Outlander IV

Выпускается с 2015 года

На Outlander нынешнего поколения устанавливается вариатор от Jatco последнего поколения, с индексом CVT8. Японцы смогли дополнительно расширить рабочий диапазон ее передаточных отношений. Вариатором оснащается вся модельная линейка в России, с моторами 2.0 и 2.4, передним и полным приводом.

Текст: Максим Кубанцев
Фото: Mitsubishi, Jatco, Андрей Карпенко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости недели Новости недели

Самые значимые новости из автомобильного мира на этой неделе

АвтоМир
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Расул вошел, Расул вышел Расул вошел, Расул вышел

Jetour T2 как пример новой внедорожности

Автопилот
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Венгерская хроника Венгерская хроника

Михай Зичи: хроникёр придворной жизни России XIX в акварели

Дилетант
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии Краткая жизнь немецкого Vogue: почему не удалось построить империю глянца в Германии

Почему немецкая версия Vogue стала самым дорогостоящим провалом Конде Наст?

Forbes
Можно ли убежать от старости? Можно ли убежать от старости?

Можно ли избежать старения с помощью спорта?

Здоровье
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Батя может Батя может

«Этернавт»: аргентинский сериал про снежный апокалипсис в Буэнос-Айресе

Weekend
Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих

Клопы-хищнецы научились обманывать жертв, заманивая их в ловушку

N+1
«На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах «На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах

Женщины на заводе: что привело их на предприятие и с какими мифами они борются

Forbes
Разделяй и властвуй Разделяй и властвуй

7 необычных идей для зонирования в маленькой квартире

Лиза
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века

Как молоко из символа здоровья стало предметом споров

Forbes
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Что важно знать об ЭКО: факты против мифов

Лиза
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Вселенная распадется через 10^78 лет, это гораздо быстрее предыдущих оценок Вселенная распадется через 10^78 лет, это гораздо быстрее предыдущих оценок

Вселенная распадается гораздо быстрее, чем считалось ранее

ТехИнсайдер
Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Как создавался цикл фильмов о знаменитом британском сыщике от Масленникова

Правила жизни
Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов

Brembo сократил количество ядовитой пыли от тормозов в 5 раз

ТехИнсайдер
Открыть в приложении