Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало МираНаука

«В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Беседу вела Елена Ольшанская

Астрономической обсерватории Московского университета – 192 года! За это время астрономия стала одним из ведущих научных направлений в мире. Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ, образованный 90 лет назад, успешно продолжает и развивает научные традиции московских астрономов и остается лидером среди астрономических учреждений России. Корреспондент ЗМ встретилась с директором ГАИШ Константином Постновым.

– Константин Александрович, расскажите немного о вашем институте, о его направлениях и о его ученых.

– Мы – один из самых старых научных институтов в России. У нас работает более ста научных сотрудников по всем направлениям астрономии. Поскольку мы являемся институтом при Московском государственном университете, то одна из наших главных задач – обучение студентов, и мы, естественно, используем те направления науки, которые уже традиционно развивались в Астрономическом институте. Это классическая астрономия, фундаментальная астрономия, физика компактных объектов, нейтронных звезд, черных дыр. А также небесная механика, астрометрия, гравиметрия, которой традиционно активно занимался Московский университет еще в XIX веке. У нас очень сильные специалисты по теории гравитации и космологии, которую проверяют в реальных астрофизических исследованиях. И есть уже новые направления астрономии, которые возникли во второй половине XX века: астрофизика, звездная астрономия, исследования по космологии, по теории гравитации, многоволновая астрономия.

– Что значит «многоволновая астрономия»?

– Это сейчас популярный научный термин. Многоволновая астрономия изучает астрономические объекты комплексно при разной длине волны света: в инфракрасном, видимом, радио, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма диапазонах электромагнитных волн. Речь идет об инструментах, которыми мы пользуемся в обсерваториях в Крыму и на Кавказе. Наши исследования ведутся в основном с Земли. У нас есть двух с половиной метровый телескоп, который установлен на Кавказской горной обсерватории под Кисловодском и работает в оптическом и инфракрасном диапазонах.

– Вы работаете самостоятельно или в сотрудничестве с другими институтами?

– Мы, конечно, сотрудничаем с нашими коллегами. Это различные институты Академии наук, где работают еще и с радиотелескопами: Специальная астрофизическая обсерватория и Пущинская радиоастрономическая обсерватория ФИАН. И, конечно же, у нас большая коллаборация с Институтом космических исследований. Мы работаем с данными, которые получаются с борта космических обсерваторий, в частности рентгеновских обсерваторий в рентгеновском диапазоне. Ну, и у нас есть взаимодействие с Институтом ядерных исследований и Институтом ядерной физики МГУ (НИИЯФ) в части изучения космических лучей – космических релятивистских частиц, которые, попадая в атмосферу, создают широкие атмосферные ливни различных элементарных частиц. Наша основная наблюдательная база работает в оптическом и инфракрасном диапазоне, но мы также сотрудничаем со всеми коллегами, поскольку современные астрономические исследования развиваются во всем диапазоне электромагнитных волн. Кроме того, в настоящее время регистрируются космические нейтрино и космические лучи высокой энергии, а также гравитационно-волновые события, которые изучаются с помощью лазерных интерферометров и детекторов гравитационных волн. Наши сотрудники изучают астрофизические источники, которые могут давать все эти явления.

Астрономическая обсерватория Московского университета (на базе которого потом будет основан Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга) была основана в 1831 году, фотография 1864 г. ГАИШ

– Спектр очень богатый!

– Да, получается, что в нашем институте представлены все направления современной астрономии. А самые развитые – это наземные оптические, инфракрасные наблюдения. Плюс традиционно сильное направление – астрометрия – изучение движений, положений различных источников, причем не только в оптическом диапазоне, но и в радиодиапазоне.

– Есть реальные успехи?

– Конечно. Астрометрические исследования в радиодиапазоне с помощью космического радиоинтерферометра Радиоастрон позволили получить уникальные изображения радиоисточников с самым лучшим рекордным разрешением и увидеть детали с точностью, которая не достижима с Земли.

– Можете рассказать о серьезных научных достижениях ваших специалистов?

– Об этом очень много можно говорить, потому что все зависит от того, на каком промежутке времени мы хотим этот вопрос обсуждать. Скажем, в 1960-е годы в наш институт пришел академик Яков Борисович Зельдович, его школа релятивистской астрофизики была образована в нашем институте. Здесь им вместе с группой ученых была развита теория аккреции на нейтронные звезды и черные дыры. В нашем институте работал Иосиф Самуилович Шкловский, который потом перешел в Институт космических исследований со своими учениками. В 1960-е годы бурно развивалась многоволновая астрономия, радиоастрономия, ультрафиолетовая астрономия, инфракрасная астрономия. В послевоенные годы астрономия вышла за пределы земной атмосферы, позволяя изучать космические явления не только с Земли, тогда и был образован Институт космических исследований АН СССР, и многие наши сотрудники стали там работать.

Слева направо. Советский физик, профессор, академик АН СССР Яков Борисович Зельдович (1914–1987), основатель отечественной школы релятивистской астрофизики. Советский астроном и астрофизик, член-корреспондент АН СССР Иосиф Самуилович Шкловский (1916–1985). Является основателем школы современной астрофизики – отдела радиоастрономии Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга Московского университета и отдела астрофизики Института космических исследований АН СССР. mf.b37mrtl.ru. mirkosmosa.ru

– Как распределяется работа в институте между учеными?

– Всегда есть какое-то распределение. Кто-то очень активно работает в разных направлениях. Кто-то является мэтром в конкретной области. Наука – не дело индивидуалов, это коллективное дело. Поэтому у нас есть группы, которые занимаются телескопами на Кавказской горной обсерватории, есть коллеги, которые работают с рентгеновскими данными, есть сотрудники, которые занимаются теорией, гравитацией, космологией. И, скажем, у нас одна из ведущих мировых школ по теории аккреции вещества на компактные источники, на нейтронные звезды, на черные дыры. Да, есть ученые, которые работают более-менее индивидуально, но в целом наука устроена так, что более успешно люди работают в коллаборациях.

Кавказская горная обсерватория (ГАИШ) под Кисловодском. avatars.mds.yandex.net

– А студенты принимают участие в вашей работе?

– Да, конечно. На базе нашего института располагается три кафедры астрономического отделения физического факультета МГУ. Это кафедра астрофизики и звездной астрономии – я являюсь заведующим этой кафедрой. Это кафедра экспериментальной астрономии, заведующий кафедрой профессор Расторгуев. Есть кафедра небесной механики, астрометрии, гравиметрии, ею заведует профессор Жаров. На астрономическое отделение ежегодно поступает примерно 25 человек. С самых первых лет учебы студенты вовлекаются в научную работу. Они идут в ту или иную группу, выбирают себе научного руководителя. Как правило, это научные руководители из нашего института, хотя можно работать с нашими коллегами в Институте космических исследований, в Институте астрономии или в других смежных областях. Студентам в этом плане предоставлена полная свобода выбора. А потом на третьем курсе они распределяются по кафедрам, примерно по пять-семь человек. И дальше уже более детально изучают те или иные области. Мы ведь – базовый институт для подготовки астрономических кадров высшей квалификации в нашей стране, это наша главная задача. А для этого нужно и самим развиваться. Чтобы качественно подготовить студентов, нужно самим вести большую научную работу. Поэтому очень важно, чтобы научные исследования были на уровне мирового класса. Иначе не подготовишь специалистов высокой квалификации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Месье поправляет пенсне» «Месье поправляет пенсне»

История очков, настоящий исторический детектив

Зеркало Мира
Как людям с ОКР комфортно работать и полностью раскрыть свои таланты Как людям с ОКР комфортно работать и полностью раскрыть свои таланты

Почему нейроотличия — это не всегда плохо и как обратить симптомы в свою пользу

Inc.
Будьте здоровы Будьте здоровы

Розмарин против болезни Альцгеймера, тимелевые — против рака

Знание – сила
Опасно для здоровья: 7 продуктов, которые не следует разогревать повторно Опасно для здоровья: 7 продуктов, которые не следует разогревать повторно

При повторном нагревании эти продукты могут стать токсичными

ТехИнсайдер
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
В стране невыученных налогов В стране невыученных налогов

Почему блогеры стали целевой аудиторией ФНС

Деньги
Покровское-Глебово Покровское-Глебово

Памяти Генриха Зиновьевича Иоффе

Наука и жизнь
Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка? Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка?

Откуда берутся бородавки и причем тут жабы?

ТехИнсайдер
Арт-дилер Денис Арцинович: «Продолжать паразитировать на имени Фаберже неправильно» Арт-дилер Денис Арцинович: «Продолжать паразитировать на имени Фаберже неправильно»

Денис Арцинович о лаврах Фаберже и выборе между живыми и умершими художниками

СНОБ
Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами Союз вкусов: как рестораны создают коллаборации с модными и косметическими брендами

Из чего сделаны новые гастрономические коллаборации и в чем их смысл

Forbes
Анатолий Вассерман: «В эпоху благополучия люди тратят силы не на деторождение» Анатолий Вассерман: «В эпоху благополучия люди тратят силы не на деторождение»

Анатолий Вассерман — о том, какие проблемы стоят перед страной

ФедералПресс
Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом

Люди, которые в детстве переболели раком, вряд ли получат высшее образование

N+1
Мир на грани катастрофы и поиски вечного суперкоралла: семь книг о будущем планеты Мир на грани катастрофы и поиски вечного суперкоралла: семь книг о будущем планеты

Лучшие книги о том, каким может оказаться будущее планеты

Forbes
Мигранты развиваются вместе с российской экономикой Мигранты развиваются вместе с российской экономикой

Растет численность квалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья

Монокль
Построил Джек Построил Джек

Гибрид начинает и выигрывает

Автопилот
Радиосигналы и загадочное око: 7 самых странных объектов во вселенной Радиосигналы и загадочное око: 7 самых странных объектов во вселенной

Некоторые из объектов Вселенной, которые кажутся странными и пугающими

ТехИнсайдер
Как самолет попал под суд: странные перипетии истории скромняги Ан-10 Как самолет попал под суд: странные перипетии истории скромняги Ан-10

Сейчас самолет Ан-10 почти забылся, затерявшись за славой других советских машин

ТехИнсайдер
«Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра «Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра

Что получилось из желания западных авторов понять загадочный русский балет

Forbes
Что такое движок Unreal Engine 5, и что он может? Что такое движок Unreal Engine 5, и что он может?

Все, что нужно знать про движок Unreal Engine 5

CHIP
Нибиру — таинственная планета, или Сестра Солнца в двойной системе Нибиру — таинственная планета, или Сестра Солнца в двойной системе

Нибиру — таинственная планета упоминаемая шумерами

Зеркало Мира
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Все в ажуре: зачем торговец медом потратил 700 млн рублей на народный промысел Все в ажуре: зачем торговец медом потратил 700 млн рублей на народный промысел

Как семье Георгиевых удалось монетизировать крестьянскую вышивку

Forbes
Параллельные люди Параллельные люди

С какими альтернативными человечествами мы могли бы делить Землю?

Вокруг света
«Ты бросил меня!» 7 системных сценариев, из-за которых уходят мужчины «Ты бросил меня!» 7 системных сценариев, из-за которых уходят мужчины

Типы мужчин и женщин, которые чаще всего рискуют остаться одни

Лиза
Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста Подвязочные змеи прошли обонятельный аналог зеркального теста

Биологи провели обонятельный зеркальный тест с подвязочными змеями

N+1
Таежные звезды эстрады Таежные звезды эстрады

Под какую музыку тысячи молодых ребят строили самую протяженную железную дорогу

СНОБ
Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной

Подход «одна температура стирки подходит для всего» может повредить вещам

VOICE
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Почему нам нравится вспоминать прошлые отношения?

VOICE
Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов

Когда формируется травма отвержения, как ее можно выявить и как — исцелить

Psychologies
5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так 5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так

Почти половина представителей поколений Z и Y тревожатся по поводу своих доходов

Psychologies
Открыть в приложении