Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало МираНаука

«В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Беседу вела Елена Ольшанская

Астрономической обсерватории Московского университета – 192 года! За это время астрономия стала одним из ведущих научных направлений в мире. Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ, образованный 90 лет назад, успешно продолжает и развивает научные традиции московских астрономов и остается лидером среди астрономических учреждений России. Корреспондент ЗМ встретилась с директором ГАИШ Константином Постновым.

– Константин Александрович, расскажите немного о вашем институте, о его направлениях и о его ученых.

– Мы – один из самых старых научных институтов в России. У нас работает более ста научных сотрудников по всем направлениям астрономии. Поскольку мы являемся институтом при Московском государственном университете, то одна из наших главных задач – обучение студентов, и мы, естественно, используем те направления науки, которые уже традиционно развивались в Астрономическом институте. Это классическая астрономия, фундаментальная астрономия, физика компактных объектов, нейтронных звезд, черных дыр. А также небесная механика, астрометрия, гравиметрия, которой традиционно активно занимался Московский университет еще в XIX веке. У нас очень сильные специалисты по теории гравитации и космологии, которую проверяют в реальных астрофизических исследованиях. И есть уже новые направления астрономии, которые возникли во второй половине XX века: астрофизика, звездная астрономия, исследования по космологии, по теории гравитации, многоволновая астрономия.

– Что значит «многоволновая астрономия»?

– Это сейчас популярный научный термин. Многоволновая астрономия изучает астрономические объекты комплексно при разной длине волны света: в инфракрасном, видимом, радио, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма диапазонах электромагнитных волн. Речь идет об инструментах, которыми мы пользуемся в обсерваториях в Крыму и на Кавказе. Наши исследования ведутся в основном с Земли. У нас есть двух с половиной метровый телескоп, который установлен на Кавказской горной обсерватории под Кисловодском и работает в оптическом и инфракрасном диапазонах.

– Вы работаете самостоятельно или в сотрудничестве с другими институтами?

– Мы, конечно, сотрудничаем с нашими коллегами. Это различные институты Академии наук, где работают еще и с радиотелескопами: Специальная астрофизическая обсерватория и Пущинская радиоастрономическая обсерватория ФИАН. И, конечно же, у нас большая коллаборация с Институтом космических исследований. Мы работаем с данными, которые получаются с борта космических обсерваторий, в частности рентгеновских обсерваторий в рентгеновском диапазоне. Ну, и у нас есть взаимодействие с Институтом ядерных исследований и Институтом ядерной физики МГУ (НИИЯФ) в части изучения космических лучей – космических релятивистских частиц, которые, попадая в атмосферу, создают широкие атмосферные ливни различных элементарных частиц. Наша основная наблюдательная база работает в оптическом и инфракрасном диапазоне, но мы также сотрудничаем со всеми коллегами, поскольку современные астрономические исследования развиваются во всем диапазоне электромагнитных волн. Кроме того, в настоящее время регистрируются космические нейтрино и космические лучи высокой энергии, а также гравитационно-волновые события, которые изучаются с помощью лазерных интерферометров и детекторов гравитационных волн. Наши сотрудники изучают астрофизические источники, которые могут давать все эти явления.

Астрономическая обсерватория Московского университета (на базе которого потом будет основан Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга) была основана в 1831 году, фотография 1864 г. ГАИШ

– Спектр очень богатый!

– Да, получается, что в нашем институте представлены все направления современной астрономии. А самые развитые – это наземные оптические, инфракрасные наблюдения. Плюс традиционно сильное направление – астрометрия – изучение движений, положений различных источников, причем не только в оптическом диапазоне, но и в радиодиапазоне.

– Есть реальные успехи?

– Конечно. Астрометрические исследования в радиодиапазоне с помощью космического радиоинтерферометра Радиоастрон позволили получить уникальные изображения радиоисточников с самым лучшим рекордным разрешением и увидеть детали с точностью, которая не достижима с Земли.

– Можете рассказать о серьезных научных достижениях ваших специалистов?

– Об этом очень много можно говорить, потому что все зависит от того, на каком промежутке времени мы хотим этот вопрос обсуждать. Скажем, в 1960-е годы в наш институт пришел академик Яков Борисович Зельдович, его школа релятивистской астрофизики была образована в нашем институте. Здесь им вместе с группой ученых была развита теория аккреции на нейтронные звезды и черные дыры. В нашем институте работал Иосиф Самуилович Шкловский, который потом перешел в Институт космических исследований со своими учениками. В 1960-е годы бурно развивалась многоволновая астрономия, радиоастрономия, ультрафиолетовая астрономия, инфракрасная астрономия. В послевоенные годы астрономия вышла за пределы земной атмосферы, позволяя изучать космические явления не только с Земли, тогда и был образован Институт космических исследований АН СССР, и многие наши сотрудники стали там работать.

Слева направо. Советский физик, профессор, академик АН СССР Яков Борисович Зельдович (1914–1987), основатель отечественной школы релятивистской астрофизики. Советский астроном и астрофизик, член-корреспондент АН СССР Иосиф Самуилович Шкловский (1916–1985). Является основателем школы современной астрофизики – отдела радиоастрономии Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга Московского университета и отдела астрофизики Института космических исследований АН СССР. mf.b37mrtl.ru. mirkosmosa.ru

– Как распределяется работа в институте между учеными?

– Всегда есть какое-то распределение. Кто-то очень активно работает в разных направлениях. Кто-то является мэтром в конкретной области. Наука – не дело индивидуалов, это коллективное дело. Поэтому у нас есть группы, которые занимаются телескопами на Кавказской горной обсерватории, есть коллеги, которые работают с рентгеновскими данными, есть сотрудники, которые занимаются теорией, гравитацией, космологией. И, скажем, у нас одна из ведущих мировых школ по теории аккреции вещества на компактные источники, на нейтронные звезды, на черные дыры. Да, есть ученые, которые работают более-менее индивидуально, но в целом наука устроена так, что более успешно люди работают в коллаборациях.

Кавказская горная обсерватория (ГАИШ) под Кисловодском. avatars.mds.yandex.net

– А студенты принимают участие в вашей работе?

– Да, конечно. На базе нашего института располагается три кафедры астрономического отделения физического факультета МГУ. Это кафедра астрофизики и звездной астрономии – я являюсь заведующим этой кафедрой. Это кафедра экспериментальной астрономии, заведующий кафедрой профессор Расторгуев. Есть кафедра небесной механики, астрометрии, гравиметрии, ею заведует профессор Жаров. На астрономическое отделение ежегодно поступает примерно 25 человек. С самых первых лет учебы студенты вовлекаются в научную работу. Они идут в ту или иную группу, выбирают себе научного руководителя. Как правило, это научные руководители из нашего института, хотя можно работать с нашими коллегами в Институте космических исследований, в Институте астрономии или в других смежных областях. Студентам в этом плане предоставлена полная свобода выбора. А потом на третьем курсе они распределяются по кафедрам, примерно по пять-семь человек. И дальше уже более детально изучают те или иные области. Мы ведь – базовый институт для подготовки астрономических кадров высшей квалификации в нашей стране, это наша главная задача. А для этого нужно и самим развиваться. Чтобы качественно подготовить студентов, нужно самим вести большую научную работу. Поэтому очень важно, чтобы научные исследования были на уровне мирового класса. Иначе не подготовишь специалистов высокой квалификации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отец русской школы хирургии Отец русской школы хирургии

История Николая Ивановича Пирогова — знаменитого российского хирурга

Зеркало Мира
18 цитат Казановы, которые должен знать каждый мужчина 18 цитат Казановы, которые должен знать каждый мужчина

Пусть эти цитаты превратят вас в Казанову: великого любовника и путешественника

Maxim
Наука и жизнь сто лет назад Наука и жизнь сто лет назад

Наука столетней давности: радиофотография, аэростроение и остров гигантов

Наука и жизнь
«Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки «Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки

Рост кредитования малого и среднего бизнеса замедлится, а просрочка увеличится

Forbes
«И всюду он гусар» «И всюду он гусар»

Лейб-гвардию Гусарского полка восторженно воспевали в стихах и на полотнах

Дилетант
Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин

Откуда привычка видеть мир в черном цвете? Как изменить отношение к жизни?

Psychologies
Окраинная бескрайность Окраинная бескрайность

Александр Гронский: меланхолия урбанистического пейзажа

Weekend
Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы

«Свадебные» фильмы в самых разных жанрах

Forbes
Что делают клинеры, чтобы в доме пахло свежестью: 10+ секретов профессионалов Что делают клинеры, чтобы в доме пахло свежестью: 10+ секретов профессионалов

Хочешь знать, как устранить неприятные запахи в доме?

VOICE
Юнона Незванкина Юнона Незванкина

Дизайнер бутиков придумывает интерьеры с антиквариатом музейного уровня

Собака.ru
5 биографий сильных мужчин, у которых есть чему поучиться 5 биографий сильных мужчин, у которых есть чему поучиться

Истории мужчин, не побоявшихся трудностей и осуществивших мечты

Psychologies
«Эфиопия — наша!» «Эфиопия — наша!»

В 1936 году фашистская Италия ликовала: над столицей Эфиопии поднялся их флаг

Дилетант
150 лет первой выставке импрессионистов: как они остановили время 150 лет первой выставке импрессионистов: как они остановили время

За что живопись была высмеяна и почему «импрессионизм» — это ругательство

СНОБ
Развод с социопатом: 6 проблем, с которыми вы столкнетесь Развод с социопатом: 6 проблем, с которыми вы столкнетесь

Почему порой развод превращается в настоящий вопрос выживания

Psychologies
Мечта Чехословакии: история забытого смелого проекта Škoda Мечта Чехословакии: история забытого смелого проекта Škoda

Как Škoda пыталась стать законодателем автомобильной моды в XX веке?

ТехИнсайдер
Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам

Кто и сколько заплатит акционерам и что из этого достанется частным инвесторам?

Forbes
Растворить свое ненавистное «я»: как мизогиния поддерживает алкоголизм Растворить свое ненавистное «я»: как мизогиния поддерживает алкоголизм

Отрывок из книги «Зависимая. Реальная история выздоровления»

Forbes
Робот-мошенник Робот-мошенник

Новые способы обмана с помощью нейросетей

Лиза
От заката до заката От заката до заката

«Судная ночь в Аркадии»: Николас Кейдж после очередного конца света

Weekend
Все не так, однозначно Все не так, однозначно

Как 1970-е стали десятилетием конспирологии и паранойи

Weekend
5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими 5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими

Как сделать так, чтобы общение с любимым человеком не переставало давать радость

Psychologies
Гадаем по наличникам. О чем может рассказать окно русского дома Гадаем по наличникам. О чем может рассказать окно русского дома

Кто ты, о чем мечтаешь, чего боишься – все это раньше можно было поведать миру

Лиза
Среди песков Среди песков

Великолепные города среди песков, забытые жемчужины древности

Зеркало Мира
Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения

Как SHL Medical завоевал успех на рынке препаратов для похудения?

Forbes
Создавать свои тренды в производстве филамента Создавать свои тренды в производстве филамента

Как отец и сын Конаковы задают тренды в нише 3D-печати и производства филамента

Монокль
Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг» Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг»

Как связаны ментальное здоровье и атопический дерматит?

Psychologies
Электрокарский cловарь. Мужская версия Электрокарский cловарь. Мужская версия

Толковый словарь электромобилиста

Автопилот
Одуванчик: сорняк, еда, лекарство Одуванчик: сорняк, еда, лекарство

Самый распространенный и самый полезный российский сорняк

Наука
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать 10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать

Так ли хороши на самом деле культовые автомобили из 1990-х?

Maxim
Открыть в приложении