Пароходы — важнейшая страница в истории человечества

Y MagazineИстория

Пароход и человек

Пароходы — важнейшая страница в истории человечества. Они расширили горизонты возможного, одновременно «уменьшив» мир, ускорили расцвет индустриальной эпохи, связали удаленные районы внутри материков и впервые позволили судоходству работать по расписанию.

Текст: Антон Черкасов-Нисман. Фото: National Museum of America History, US Library of Congress

Кевин Крисман, профессор Техасского университета A & M, директор Центра подводной археологии и консервации

Большую часть своих археологических исследований я провел на озере Шамплейн, по которому проходит граница штатов Вермонт и Нью-Йорк. По сравнению с Великими озерами оно небольшое, 180 на 19 км, и гораздо менее известное, однако это отличное место для того, чтобы изучать становление парового судоходства во внутренних водах. Озеро Шамплейн стало одним из центров американской паровой революции, и с 1809 по 1905 год на его берегах построили 29 судов. Затонувшие корабли прекрасно сохраняются в пресной воде, и нам удалось обнаружить и идентифицировать остатки 12 пароходов. Наиболее интересны шесть из них, до 1850 года, поскольку об их конструкции, строительстве и эксплуатации до наших дней дошло крайне мало информации.

Самое старое из этих судов называется Phoenix I (45 м). Его спустили на воду в 1815 году, всего через несколько лет после того, как Роберт Фултон и его партнер Роберт Ливингстон впервые проплыли по реке Гудзон на только что изобретенном North River Steamboat. Более того, это самый старый из известных сегодня затонувших пароходов в мире. Он успешно отработал четыре года, а 5 сентября 1819 года пожар на борту уничтожил корабль до самой ватерлинии.

Обнаружили Phoenix I в 1970‑х годах, однако подробное археологическое описание выполнили только 12 лет назад. К сожалению, у судна отсутствовали котел и двигатели, так как их подняли на поверхность вскоре после потери корабля, но зато два года назад мы нашли отвалившиеся гребные колеса.

На вермонтском берегу озера, в местечке Шелберн-Пойнт, сохранилось целое кладбище пароходов, где в районе бывших пристаней затоплены четыре судна XIX века. Построенные между 1820 и 1870 годами, они дали нам очень многое для понимания того, как раньше проектировали и строили такие корабли.

Паровое судно для очистки русла рек от плавняка

Кроме того, в Шамплейне покоятся прекрасно сохранившиеся останки необычного судна, которое приводили в движение самые настоящие «лошадиные силы». Это паром с такими же гребными колесами и редуктором, как у парохода, только вместо котла у него была конная тяга. Подобные паромы использовались наравне с паровыми судами до начала ХХ века — они были существенно дешевле в строительстве и эксплуатации.

Пароходы довольно скоро стали основным транспортом на крупных западных реках — Миссисипи, Огайо и Миссури. В центральной части страны ходили тысячи паровых судов. Нам довелось описать остатки колесного пассажирского парохода Heroine (1832 год), затонувшего в Ред-Ривере на юго-востоке Оклахомы в 1838 году. У него сохранились фрагменты котла, привод и колеса, по которым мы реконструировали пропульсивную систему. Это позволило понять, как она работала и насколько опасным был этот пароход.

На Великих озерах пароходы ходили даже зимой, пока позволяла ледовая обстановка

Дизайн и технологии строительства паровых судов развивались очень бурно: инженеры быстро замечали ошибки ранних проектов, разрабатывали оптимальные конструкции для различных рек и озер, однако в начале XIX века никто не документировал этот естественный процесс. Массовое производство двигателей и котлов в свою очередь стимулировало развитие железообрабатывающей и сталелитейной индустрии. Конструкторы постоянно стремились усовершенствовать котлы и подходили к этому с изрядной долей «творчества», а потому пароходы часто взрывались и горели, что вскоре вызвало первый американский кризис общественной безопасности.

Изобретатель парохода Роберт Фултон

Как бы то ни было, пароходы коренным образом преобразовали жизнь в стране и в мире. В первую очередь они изменили восприятие времени и расстояния, позволяя за считаные дни без проблем и с комфортом преодолевать сотни миль. Кроме того, они стали новым местом встречи совершенно разных людей. В трюме речного парохода могли находиться невольники и европейские эмигранты, выше — трапперы и охотники с Запада, а на верхних палубах — люди голубой крови и богачи. Все они сталкивались в замкнутом пространстве, знакомились и делились историями о жизни в разных регионах. Можно сказать, что на пароходах формировалось общество того времени.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусственный интеллект и нейроморфные вычисления: второе дыхание Искусственный интеллект и нейроморфные вычисления: второе дыхание

Микрочипы постепенно приближаются к человеческому мозгу

Наука
На короткой волне На короткой волне

КВ-радиостанция может сильно выручить в дальнем походе

Y Magazine
Прикладная мифология: как и зачем люди придумали созвездия Прикладная мифология: как и зачем люди придумали созвездия

Как можно ориентироваться по небу, учитывая такое обилие звезд?

Вокруг света
Конец русского Рокамболя Конец русского Рокамболя

До сих пор нет ни одной научной биографии этого человека

Дилетант
Василий Чудовский: о том, как дружил с Табаковым и Волчек и принимал роды в поезде Василий Чудовский: о том, как дружил с Табаковым и Волчек и принимал роды в поезде

Василий Чудовский, чья судьба с четырнадцати лет связана с железной дорогой

Караван историй
«Кино задавало вопросы, а зрители ждали ответов» «Кино задавало вопросы, а зрители ждали ответов»

Наум Клейман — о белых пятнах в истории нашего кино

Weekend
Самый обаятельный маньяк в истории: как Джек Унтервегер очаровал весь мир, чтобы продолжить убивать Самый обаятельный маньяк в истории: как Джек Унтервегер очаровал весь мир, чтобы продолжить убивать

Как маньяк стал культовым поэтом и писателем

VOICE
«Сплю в середине рабочего дня ради второго «Сплю в середине рабочего дня ради второго

Издание dev.by поговорило с разработчиками о нестандартных графиках

VC.RU
Как принимать решения: три техники на каждый день Как принимать решения: три техники на каждый день

Когда сомнения помогают, а когда вредят?

Правила жизни
«Презервативы надежнее всего» и еще 4 мифа о контрацепции, которые давно пора забыть «Презервативы надежнее всего» и еще 4 мифа о контрацепции, которые давно пора забыть

«Правдоподобные» мифы о контрацепции, которые люди продолжают считать правдой

VOICE
Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире» Обратная сторона добра. О лауреате Каннского кинофестиваля «Заговор в Каире»

Как Тарик Салех предлагает бороться с репрессивной машиной власти

СНОБ
Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов

Не спешите ругать себя за лень — возможно, вам нужна помощь

Psychologies
«Это вам не игрушка»: как топ-менеджер Пегги Джонсон создает AR-шлем будущего «Это вам не игрушка»: как топ-менеджер Пегги Джонсон создает AR-шлем будущего

Как Пегги Джонсон меняла бизнес-модель Magic Leap и выводила её из кризиса

Forbes
Что поможет стать богаче? Что поможет стать богаче?

Заняться собой и начать новую жизнь? Этот путь прошли две наши героини

Psychologies
8 фильмов о путешествиях, которые меняют жизнь 8 фильмов о путешествиях, которые меняют жизнь

Герои этой киноподборки отправляются в походы и полеты

Psychologies
Поедающий кости: найденный у мумий патоген не утратил активности за 9 тысяч лет Поедающий кости: найденный у мумий патоген не утратил активности за 9 тысяч лет

Древняя болезнь, которая разрушает скелет изнутри

Вокруг света
Загадочные исчезновения самолетов, которые до сих пор никто не смог разгадать: тайна пропавших судов Загадочные исчезновения самолетов, которые до сих пор никто не смог разгадать: тайна пропавших судов

Истории, когда самолеты просто пропадали в воздухе

ТехИнсайдер
Потерявшие реальность: как женщины осваивались на чужбине Потерявшие реальность: как женщины осваивались на чужбине

Отрывки из дневников женщин, которые надолго уезжали за границу

Forbes
Как русские писатели проигрывались в карты Как русские писатели проигрывались в карты

Кто из русских писателей проигрывал и выигрывал баснословные деньги

Культура.РФ
7 новогодних блюд со всего мира: самые необычные и интересные яства 7 новогодних блюд со всего мира: самые необычные и интересные яства

На Новый год в каждой стране есть что-то свое, особенное!

ТехИнсайдер
Секреты старых мастеров Секреты старых мастеров

Новая жизнь советов советским автовладельцам

Автопилот
Доктор Пихто Доктор Пихто

«Час дьявола»: «Твин-Пикс» с британским акцентом

Weekend
Опасно! Bысокое напряжение Опасно! Bысокое напряжение

Стресс хитер и многолик, а потому часто оказывается сильнее нас

Лиза
5 причин, почему быстрая зарядка может разочаровать 5 причин, почему быстрая зарядка может разочаровать

Быстрая зарядка: какие проблемы могут вас ждать

CHIP
Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

Пятерка машин с электрическими моторами, которые стали предвестниками Tesla

CHIP
Усмешка выжившего Усмешка выжившего

Как устроена Вселенная Воннегута

Weekend
Правильные движения глаз, влияние мозга на активность и лечение депрессии: 5 последних открытий спортивной психологии Правильные движения глаз, влияние мозга на активность и лечение депрессии: 5 последних открытий спортивной психологии

Как связаны мозг и выносливость, что такое бос-тренировки?

Psychologies
Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины

Разбираем особенности образа Пита Дэвидсона

Правила жизни
«Мы требуем справедливости, а не мести»: как Като Микеладзе боролась за равноправие «Мы требуем справедливости, а не мести»: как Като Микеладзе боролась за равноправие

Как Като Микеладзе писала о проблеме насилия и выступала в защиту женщин

Forbes
«Очерки советской экономической политики в 1965-1989 годах» «Очерки советской экономической политики в 1965-1989 годах»

Как чиновники определяли развитие энергетики

N+1
Открыть в приложении