Иван Петухов о своих «Сестрах», первом российском постхорроре

WeekendСобытия

«Все молчат, а молчание — лучший союзник насилия»

Иван Петухов о своих «Сестрах», первом российском постхорроре

Иван Петухов. Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В прокат выходят «Сестры» Ивана Петухова. Его героиня Аня (Ирина Старшенбаум) живет с мужем Андреем (Никита Ефремов) в типичной новостройке одного из провинциальных российских городов. Внешне это обыкновенная счастливая семья, но для героини она буквально превратилась в тюрьму, из которой нет выхода: муж запирает ее в квартире после попытки побега и контролирует каждое ее действие. О том, почему в России не снимают постхорроры и имеют ли право мужчины говорить о домашнем насилии, Иван Петухов рассказал Константину Шавловскому.

«Сестры» — первый российский постхоррор. Ощущаешь ли ты себя пионером жанра?

Пожалуй, что да, и это ощущение выросло из моего общения с продюсерами, которым я предлагал запуститься с «Сестрами». Выяснилось, что почти никто не понимал, что это такое. Меня на полном серьезе спрашивали: хоррор — это же как «Кошмар на улице Вязов», да? Я терпеливо рассказывал, что хорроры давно уже не такие, как в восьмидесятые, что постхоррорами называют авторские фильмы ужасов, где серьезные высказывания помещены в рамку жанрового кино, говорил о Джордане Пиле, Ари Астере, Роберте Эггерсе. Правда, это было года три назад, когда я только начинал работать над фильмом,— собственно, первый год и прошел вот в таких беседах.

Может, дело в том, что в советском кино нет традиции фильмов ужасов, кроме «Вия»? Какой тут еще постхоррор, когда у нас и хорроры-то только-только появились?

Авторский хоррор в России не очень заходит, потому что в российском хоррор-кино нет авторов. Все, что снимается,— это глубоко продюсерское кино, построенное на очень надежных ходах, скопированных с западных образцов жанра, притом не самых высоких. Они рассчитаны на нишевую аудиторию, как ни странно, не только российскую, но и международную. И фильмы вроде «Невесты» находят своего зрителя за пределами России, потому что пользуются универсальными хоррор-тропами, добавляя в сюжет какой-то местный колорит. Это все достаточно дешево в производстве и узнаваемо. А авторские эксперименты в российском хорроре, которые можно пересчитать по пальцам, как правило, гораздо менее успешны в прокате, от «Мертвых дочерей» Павла Руминова до недавнего «Побочного эффекта» Леши Казакова. Всерьез можно говорить только о локальных успехах якутского хоррора. Недавний «Иччи» Костаса Марсаана, например, вполне себе авторский хоррор с очень яркой и своеобразной фактурой, со своим лицом.

Постхоррор — это же очень часто еще и слоубёрнеры, где действие почти не развивается, застревает в бытовых диалогах и томительном ожидании развязки. Насколько медленным ты позволил себе быть?

Конечно, мне говорили: слушай, у тебя первый мистический элемент только на 35-й минуте появляется, может быть, как-то немножечко взбодрим первую часть? Но мне удалось это отстоять, потому что важно было задать мир, взаимоотношения, характеры, заставить зрителя полюбить героиню и только потом переходить к мистической части. В «Сестрах» же вся драматургия строится на столкновении реалистического и мистического, и вообще мистический элемент нужен «Сестрам» только для того, чтобы сопоставить его с самым настоящим ужасом, который происходит с женщинами, страдающими от абьюза. Окунать людей сразу в мистический ужас — значило бы сбить реализм этой истории.

А что у тебя было сначала — амбиция снять первый российский постхоррор или желание поговорить о домашнем насилии?

Конечно, я отталкивался от темы и искал тот язык, на котором могу о ней рассказать. Довольно быстро я понял, что это будет хоррор. Но в первом варианте сценария я наполнил историю всеми возможными хоррор-клише, так что это была такая странная комбинация социальной драмы и классического мистического хоррора со скримерами и даже с монстрами. И стало ясно, что все они скорее уводят от темы, чем приближают к ней. Тогда я начал избавляться от них, и в какой-то момент в фильме не осталось ни одного скримера. Вот тогда я понял, что баланс найден и можно снимать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Громко кричат и красиво умирают: как хорроры изображают женщин Громко кричат и красиво умирают: как хорроры изображают женщин

Что изображение женщин в фильмах ужасов говорит о социальных установках?

Forbes
Кино по правилам и без Кино по правилам и без

Фильмы, создатели которых не побоялись нарушить заданные стандарты

Правила жизни
Билингвы, которые знают два разных алфавита, имеют необычную структуру мозга Билингвы, которые знают два разных алфавита, имеют необычную структуру мозга

Отличаются ли билингвы от других людей?

ТехИнсайдер
Раскрыть потенциал мозга Раскрыть потенциал мозга

Как научиться слышать наш мозг и развить навыки с приставкой «супер»

Psychologies
Обратная сторона ИИ: как нейросети работают в руках кибермошенников Обратная сторона ИИ: как нейросети работают в руках кибермошенников

Искусственный интеллект: какие есть риски и как себя защитить от злоумышленников

ТехИнсайдер
Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас

Ночью занимаются любовью, а днем ведут бизнес — одни и те же люди

Psychologies
Записки отельера: история о невесте на час, или почему в гостиничном бизнесе необходимы сотрудники с разнообразными навыками Записки отельера: история о невесте на час, или почему в гостиничном бизнесе необходимы сотрудники с разнообразными навыками

Как интерес к личной жизни гостей отеля иногда спасает от лишних проблем

Правила жизни
Кому сказать спасибо Кому сказать спасибо

Благодарность – это навык, который полезно тренировать и совершенствовать

Psychologies
Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома Как говорить тосты: 6 универсальных правил — потренируйтесь дома

Как преодолеть этот мучительный психологический зажим и сказать тост?

Psychologies
Новая стратегия роста Новая стратегия роста

Каких целей должен добиться АПК к 2030 году

Агроинвестор
Эмиграция, старая и новая Эмиграция, старая и новая

«Старая русская эмиграция приняла нас тепло»

Дилетант
Откуда берётся агрессия? Откуда берётся агрессия?

Что такое агрессия и какой она бывает?

Здоровье
Новости, думскроллинг и холодная вода: как мы получаем травму свидетеля Новости, думскроллинг и холодная вода: как мы получаем травму свидетеля

Отрывок из книги «Травма свидетеля» — как справляться с тяжелыми новостями

Forbes
Чужие деньги Трампа: как экс-президент США привлекает спонсоров на свои нужды Чужие деньги Трампа: как экс-президент США привлекает спонсоров на свои нужды

Как миллиардеру стать американским политиком, не расставаясь с деньгами?

Forbes
«Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями «Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями

«Время года зима» — отчаянное и откровенное кино о болезни Альцгеймера

Правила жизни
Время перемен: зачем ученые изменили систему мер и весов Время перемен: зачем ученые изменили систему мер и весов

Зачем нужны реформы мер и весов?

Forbes
Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят успешные женщины

Разбираем особенности образа Пита Дэвидсона

Правила жизни
Какой вы друг на самом деле? Какой вы друг на самом деле?

У каждой дружбы свой почерк. Какой почерк у вашей?

Psychologies
Миф и правда о счастливом детстве Миф и правда о счастливом детстве

Как спустя десятилетия изменились отношения родителей и детей

СНОБ
Загадка Зодиака: серийный убийца оставил шифр, разгадать который оказалось почти невозможно Загадка Зодиака: серийный убийца оставил шифр, разгадать который оказалось почти невозможно

Какие приемы использовал убийца в этом необычном коде, и как он был «взломан»

ТехИнсайдер
Дети в сети Дети в сети

7 рисков, которые подстерегают ребенка в интернете

Лиза
Вот сколько нужно пить воды в день: ученые все объяснили Вот сколько нужно пить воды в день: ученые все объяснили

Не стоит строго руководствоваться "правилом о 8 стаканах воды в день"

ТехИнсайдер
X-treme 105 X-treme 105

Яхта X-treme 105 вряд ли оставит кого-то равнодушным

Y Magazine
Основатели Sound Up — о новой академической музыке и интересе к ней Основатели Sound Up — о новой академической музыке и интересе к ней

Основатели фестиваля Sound Up — о шуме времени и его контекстах

РБК
Светлана Немоляева: Светлана Немоляева:

Наша судьба была предопределена

Коллекция. Караван историй
Как возникла жизнь: 5 теорий разных эпох Как возникла жизнь: 5 теорий разных эпох

Молния, глина, лед, глубина, космос — как появились люди?

ТехИнсайдер
Вадим Ковалев, Ассоциация менеджеров: Имея возможность что-то изменить, человек чувствует себя счастливым Вадим Ковалев, Ассоциация менеджеров: Имея возможность что-то изменить, человек чувствует себя счастливым

Вадим Ковалев — о корпоративном волонтерстве и его эффективности для бизнеса

СНОБ
Капитал, клещи и другие страшные вещи Капитал, клещи и другие страшные вещи

«Дурной глаз»: социально-экономический хоррор с Евой Грин

Weekend
Не теряйте меня (и себя) Не теряйте меня (и себя)

События и испытания последних лет лишь подливают масла в огонь нашей тревожности

Psychologies
Открыть в приложении