Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend18+

Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

«Кошмар на улице Вязов». Уэс Крейвен, 1984. Фото: New Line Cinema

9 ноября 1984 года в американский прокат вышел «Кошмар на улице Вязов», дерзкий слэшер молодой компании New Line Cinema и новая работа подающего надежды хоррор-режиссера Уэса Крейвена, успевшего снять «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». Фильм ужасов про маньяка Фредди Крюгера, который преследует подростков в их снах, стал настоящим хитом, многократно отбив свой бюджет. Марат Шабаев рассказывает, с чего начался «Кошмар на улице Вязов», как он породил целую франшизу и переопределил жанровые правила.

1

«Кошмар» родился из газетной заметки. Уэс Крейвен прочитал в Los Angeles Times статью про парня из Юго-Восточной Азии, который страдал от кошмаров и отказывался засыпать на протяжении многих ночей, уверяя, что это его убьет. Он всеми силами старался оставаться в сознании — не принимал снотворные и злоупотреблял кофе. Однажды парень все же заснул, после чего начал кричать и умер от остановки сердца. В заметке утверждалось, что этот инцидент не единичный случай, а настоящая эпидемия, затронувшая Северный Лаос, Мьянму и юг Китая.

Заметка в The New York Times «Кошмары, как предполагается, стали причиной смерти 18-ти лаосцев», 1981. Фото: The New York Times

2

Фредди Крюгер — это синтез нескольких реальных образов. Фредом Крюгером звали хулигана в начальной школе, который колотил будущего режиссера. Крейвен назвал в его честь маньяка из своего раннего фильма «Последний дом слева» — там герой Дэвида Хесса носил имя Крюг Стилло. Еще одним источником вдохновения стало другое детское впечатление автора — однажды ночью у его дома ошивался жуткий бродяга, который что-то бормотал, а затем резко подпрыгнул к окну, где сидел юный Уэс.

«Последний дом слева». Уэс Крейвен, 1972. Фото: Lobster Enterprises; Sean S. Cunningham Films

3

Крейвен преподавал на улице Вязов. До того как стать режиссером, он преподавал гуманитарные науки в Университете Кларксона в Потсдаме, штат Нью-Йорк. Главной магистралью города была улица Вязов. А еще на улице Вязов в Далласе застрелили Джона Кеннеди.

Улица Вязов, Потсдам, 1970-е. Фото: Potsdam Public Museum

4

Свитер Фредди — болезненный оптический эффект. Крейвену попалась научная статья о том, как работают человеческий глаз и сетчатка. В тексте утверждалось, что сочетание зеленого и красного — наиболее трудное для восприятия. Именно так появился фирменный свитер маньяка.

«Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар». Уэс Крейвен, 1994. Фото: New Line Cinema

5

В «Кошмаре» появился новый тип слэшерного маньяка. Обычно в слэшерах роль убийц играют каскадеры — у злодеев не так много реплик, поэтому куда важнее то, смогут ли исполнители таких ролей выполнить сложные трюки. Например, Джейсон Вурхиз в «Пятнице, 13» чаще всего скрывает лицо за хоккейной маской, как и молчаливый Майкл Майерс из «Хэллоуина». Но Уэс Крейвен захотел изобрести новый тип маньяка — который пугает не только неуязвимостью и грубой силой, но и черным юмором вкупе с извращенным интеллектом. Поэтому на роль маньяка он хотел позвать не каскадера, а настоящего актера. Сначала Фредди должен был сыграть Дэвид Уорнер, но актер отказался из-за конфликта графиков с другим проектом. Тогда на роль Крюгера утвердили малоизвестного Роберта Инглунда, который играл эпизодические роли в телесериалах.

6

Фредди — вампир, ковбой и гангстер. Инглунд вдохновлялся пластикой Клауса Кински из «Носферату» Вернера Херцога и Джеймсом Кэгни, который сыграл во множестве гангстерских лент. А фирменная поза злодея с одним опущенным плечом появилась из-за тяжести перчатки с когтями. Инглунд считает, что благодаря этому в позе Фредди есть что-то от ковбоя из классических вестернов.

«Кошмар на улице Вязов». Уэс Крейвен, 1984. Фото: New Line Cinema

7

Лицо Крюгеру подарила пицца пепперони. Гримом в «Кошмаре на улице Вязов» занимался Дэвид Миллер, который незадолго до этого работал над зомби-образами в культовом клипе Майкла Джексона на песню «Thriller». Окончательный образ Фредди сложился, когда Миллер играл с горячей пиццей пепперони и собрал из горячего сыра и кусочков колбаски нечто вроде изуродованного лица. Другим источником вдохновения стали многочисленные фотографии реальных жертв пожаров, которые художник изучал вместе с Уэсом Крейвеном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Город, которому нужно 20 лет Город, которому нужно 20 лет

У Саратова есть потенциал, но ему не хватает времени

Weekend
Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения

Почему сброшенные килограммы часто возвращаются?

ТехИнсайдер
Гастрономическая пара Гастрономическая пара

Сытно или изысканно? «Вдова Клико» или «Западный склон»?

СНОБ
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Погрузишь легочного, а привозишь с заворотом кишок!» Что говорили водители про первый советский грузовик АМО «Погрузишь легочного, а привозишь с заворотом кишок!» Что говорили водители про первый советский грузовик АМО

Посмотрите на историю первенца автопрома СССР глазами живых очевидцев

ТехИнсайдер
Все аварии и катастрофы самолетов Sukhoi Superjet 100 Все аварии и катастрофы самолетов Sukhoi Superjet 100

Российский ближнемагистральник «Сухой» — не самый безопасный самолет в мире

Maxim
Отражение — это еще не вы: что такое зеркальное «Я» и как увидеть себя в мире фейков и фильтров Отражение — это еще не вы: что такое зеркальное «Я» и как увидеть себя в мире фейков и фильтров

Когда вы смотрите в зеркало, что вы видите?

Psychologies
«Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений» «Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений»

Как Сергей Микушев решил получать профессию в области физики

Санкт-Петербургский университет
«Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун «Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун

Как фильм «Его три дочери» переосмысляет тему сестринства

Forbes
Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол

Как Кейтлин Кларк изменила американский баскетбол?

Forbes
«Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны» «Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны»

В этом сентябре Центральный университет набрал абитуриентов на обучение

Деньги
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться Кто не работает, тот не ест: как в СССР ловили тунеядцев и заставляли их трудиться

Как в СССР боролись с теми, кто отказывался от труда по собственному желанию

ТехИнсайдер
Новый коллектив Новый коллектив

10 правил, чтобы быстро освоиться и стать своей в новом рабочем коллективе

Лиза
Всё под рукой Всё под рукой

Как правильно расставить бытовую технику на кухне

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как идея о других мирах стала плодотворной для жанра фантастики и для культуры

Наука и жизнь
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
«Как же бесит!»: почему партнер начинает раздражать и как с ним ужиться «Как же бесит!»: почему партнер начинает раздражать и как с ним ужиться

Могут ли приступы раздражения на партнера поставить под угрозу отношения двоих?

Psychologies
Ярославль Ярославль

Что должно быть в вишлисте туриста, решившего посетить Ярославль?

КАНТРИ Русская азбука
Стартер не крутит: в чем причины и как завести машину Стартер не крутит: в чем причины и как завести машину

Все про неисправность стартера: из-за чего возникает, как устранить, опасно ли

РБК
Почему буксует всегда одно колесо – и еще 3 необычных факта о дифференциале автомобиля Почему буксует всегда одно колесо – и еще 3 необычных факта о дифференциале автомобиля

Дифференциал: что это за устройство, зачем он нужен?

ТехИнсайдер
Владимир: А что вокруг? Владимир: А что вокруг?

Владимир, словно его исторический прототип Красно Солнышко, имеет мощные лучи

КАНТРИ Русская азбука
Азия в фокусе Азия в фокусе

Куда поехать осенью за теплом и морем – выбрали 5 достойных внимания направлений

Лиза
Стенка на стенку Стенка на стенку

Если уж чем-то и мериться, то почему бы не... кремлями!

КАНТРИ Русская азбука
Секты, инфоцыганство, мошенничество: о чем новый фильм Ксении Собчак «Осторожно, коучи» Секты, инфоцыганство, мошенничество: о чем новый фильм Ксении Собчак «Осторожно, коучи»

В рамках кинофестиваля «Горький Fest» прошел показ фильма «Осторожно, коучи»

Psychologies
«Мне важно участвовать в чем-то нужном людям» «Мне важно участвовать в чем-то нужном людям»

Зачем герои Марка Эйдельштейна платят стриптизершам

Правила жизни
Открыть в приложении