Марина Разбежкина о том, как изоляция обнулила киноязык

WeekendРепортаж

«Сегодня камеру можно направить только на себя»

Марина Разбежкина о том, как изоляция обнулила киноязык

Автор: Константин Шавловский

Фото: из личного архива Марины Разбежкиной

Студенты и выпускники Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова снимали протесты 2012 года («Зима, уходи!»), их камеры были на Майдане («Киев—Москва», «Чечен»), в приграничных районах ДНР и ЛНР («Полет пули»), они снимали реновацию в Москве и лагерь экологов на Шиесе. Сегодня за событием не нужно ехать в другие страны, опасность невидима и, кажется, не поддается фиксации. О том, куда направить камеру документалисту в режиме самоизоляции, какие свидетельства останутся от эпохи zoom’а и карантина и как можно говорить изнутри катастрофы, Константин Шавловский спросил у Марины Разбежкиной.

Один из ваших знаменитых мастер-классов назывался «Охота за реальностью». Но как охотиться за ней сейчас? Когда реальность как будто еще не проявилась, а только незаметно проникает в нашу повседневность, при этом меняя ее необратимо? Куда сейчас смотреть, чтобы эту реальность поймать?

Самым простым и честным ответом на этот вопрос будет такой: я не знаю. Но я обо всем этом думаю. Думать абстрактно не получается, я вообще не люблю думать про абстрактных людей и абстрактную реальность. Сейчас появляется такое количество новых опытов, миллионы опытов, и они все разные. У дальнобойщика один опыт, у врача скорой помощи — другой, у работника культурной индустрии — третий, и так далее. Их нельзя свести к единой какой-то концепции, тем более болтливо-философской. Можно говорить о чьем-то индивидуальном опыте — я всегда призываю рассматривать отдельного человека, а не человека в общем. Могу рассказать о своем опыте. Мне сейчас удалось погрузиться в абсолютно другой ритм жизни. Он настолько другой, что я почувствовала на днях: мне стыдно, как будто я ушла с передовой. Я каким-то чудесным образом сбежала за город, и вот мне сегодня очень интересно смотреть, как на нашем участке появляются норы кротов. Каждый день я встаю, выхожу и вижу: вот еще появился след, вот еще, еще. Смотрю я на это абсолютно замедленно: такого взгляда в городе у меня не было. А прожив месяц карантина в городе, ничего не делая, я при этом все время находилась в чудовищном напряжении. И я могла в течение двух часов, например, думать, как мне сейчас выйти на улицу. По московскому закону я ведь не имею на это права. Я даже до магазина могу не дойти, потому что могу встретить полицейского, который скажет: «Бабуля, куда поперла?» И я впервые за свои 70 лет почувствовала себя бабулей. Причем не просто бабулей: меня и моих ровесников сделали смертниками, то есть людьми, которые могут умереть первыми. И это чудовищное ощущение: мы все вдруг почувствовали себя уходящей натурой. Думаю, многих это сломило. Я, например, додумалась до того, что каждый раз, выходя в магазин, мне теперь надо краситься. А я вообще никогда не красилась, макияж мне не к лицу. Но теперь, чтобы выглядеть «до 65», поскольку это разрешенный возраст для выхода в магазин, надо, видимо, краситься. И я все время об этом думала, чем бы ни занималась. Представляла, как я, с ярко накрашенными губами, накрашенными глазами, в элегантной масочке выхожу в магазин, чтобы этими губами под маской улыбнуться полицейскому и подмигнуть ему, как бы говоря: эге-ге! мы еще ничего! мы не входим в эту группу риска! В общем, все эти глупости занимали меня целый месяц, поэтому при первой возможности я уехала в деревню. Где очень мало людей, которые живут другой, размеренной жизнью, соседи с левой и с правой стороны копают грядки, натягивают теплицы, они уже что-то посадили. Это только дача моих друзей — с кротами, потому что они люди творческие. И я на этой голой территории, чудесной, заросшей травой, с лесом по краю, с речкой за лесом — я сижу и ленюсь. И вдруг я вспомнила, как для меня плодотворна лень. Как на самом деле чудесно лениться. И как надо дать себе возможность, не осуждая себя, лениться. В лени твое время замедляется очень сильно, только тебя замедляют уже не внешние обстоятельства, а вот эта способность просто лежать на диване, просто сидеть на веранде, рассматривая все, что вокруг происходит. Мне сейчас постоянно звонят по поводу каких-то новых проектов, и это меня дико раздражает. Потому что меня отрывают от моего дивана и моей лени, в которой я вдруг обретаю какое-то новое знание и новое ощущение мира.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
Правила жизни Моррисси Правила жизни Моррисси

Правила жизни музыканта Стивена Патрика Моррисси

Esquire
Пластмассовый мир (не) победил Пластмассовый мир (не) победил

Насколько глубоко гаджеты проникли в нашу жизнь?

Правила жизни
Траурный марш. Батька празднует Победу Траурный марш. Батька празднует Победу

Это прежде всего политический трюк — широко разрекламированный парад в Минске

СНОБ
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Не в деньгах счастье: олигархи, которые покончили с собой, от Босова до Уилсона Не в деньгах счастье: олигархи, которые покончили с собой, от Босова до Уилсона

Даже управляя бизнес-империями, можно быть совершенно несчастным

Cosmopolitan
Курица мисо Курица мисо

Еда с Еленой Чекаловой

Weekend
Антивирус: жизнь после карантина Антивирус: жизнь после карантина

Как привыкнуть к новым реалиям и сохранить психическое здоровье

Cosmopolitan
История авантюриста Барта Тодда, который с помощью почтовых марок изменил экономику целой страны История авантюриста Барта Тодда, который с помощью почтовых марок изменил экономику целой страны

Как почтовые марки с помощью одного отчаянного туриста перевернули жизнь Бутана

Maxim
Галина Щербакова: Женщины в игре без правил Галина Щербакова: Женщины в игре без правил

Отрывок из нового романа Галины Щербаковой о судьбах трех поколений женщин

СНОБ
10 сериалов про антигероев ― отвратительных людей, но очаровательных злодеев 10 сериалов про антигероев ― отвратительных людей, но очаровательных злодеев

Мы жалеем их, любим и презираем ― в общем, эти герои никогда не будут нам чужими

Esquire
Покажите язык: Максим Кронгауз — о проблемах русского языка, сленге и странных неологизмах Покажите язык: Максим Кронгауз — о проблемах русского языка, сленге и странных неологизмах

Максим Кронгауз о "мире люстр" и других прекрасных неологизмах

Esquire
Надежда Толоконникова: «В России человек любого пола должен уметь постоять за себя» Надежда Толоконникова: «В России человек любого пола должен уметь постоять за себя»

Участница Pussy Riot о новом сингле «Нож» и домашнем насилии

Maxim
Оральные контрацептивы и гормон любви - какова связь Оральные контрацептивы и гормон любви - какова связь

Как влияют на эмоции женщины противозачаточные таблетки?

Популярная механика
Почему «Лучше звоните Солу» как минимум не хуже, чем «Во все тяжкие» Почему «Лучше звоните Солу» как минимум не хуже, чем «Во все тяжкие»

Приквел «Во все тяжкие» оказался историей даже более глубокой и драматичной

Esquire
Сон или зубрежка всю ночь? Ответ подсказали мозговые волны Сон или зубрежка всю ночь? Ответ подсказали мозговые волны

Научные доказательства того, что сон очень важен в процессе запоминания

Популярная механика
«Стартаперы — люди с нездоровой психикой»: главный герой фильма Юрия Дудя — о жизни в Кремниевой долине «Стартаперы — люди с нездоровой психикой»: главный герой фильма Юрия Дудя — о жизни в Кремниевой долине

Николай Давыдов стал одним из основных героев фильма Юрия Дудя

Forbes
Наше увлечение модой и страсть к покупкам убивают планету Наше увлечение модой и страсть к покупкам убивают планету

В погоне за модой человечество оказалось на дне глобальной мусорной ямы

GQ
Михаил Агранович. Милые, дорогие, любимые Михаил Агранович. Милые, дорогие, любимые

После съемок мы с Лидой не расставались

Караван историй
Доктор едет, едет Доктор едет, едет

Два врача и программист построили цифровую платформу для ДМС

Forbes
Одинокие женщины из Великого Новгорода — о своем идеале мужчины. Фотопроект Одинокие женщины из Великого Новгорода — о своем идеале мужчины. Фотопроект

Женщины составили «фоторобот» своего идеального партнера

Esquire
Комиссар молодежной биеннале — о горизонтальных связях и свободе от рамок Комиссар молодежной биеннале — о горизонтальных связях и свободе от рамок

Алексей Новоселов — о том, не боятся ли художники свободы

РБК
Стимуляция зрительной коры заставила слепых видеть буквы Стимуляция зрительной коры заставила слепых видеть буквы

Ученые добились появления зрительных образов через стимуляцию зрительной коры

N+1
Золото с края земли: как единственный в списке Forbes бизнесмен с Колымы стал обладателем состояния в сотни миллионов долларов Золото с края земли: как единственный в списке Forbes бизнесмен с Колымы стал обладателем состояния в сотни миллионов долларов

Как Владимир Христов спас магаданскую компанию «Сусуманзолото» в 1990-х

Forbes
Космический мусор предложили побороть орбитальными налогами Космический мусор предложили побороть орбитальными налогами

Плата за вывод спутников в космос поможет контролировать космический мусор

N+1
Ким Шрёдингера. Почему важна судьба лидера Северной Кореи Ким Шрёдингера. Почему важна судьба лидера Северной Кореи

Кому действительно важна судьба лидера Северной Кореи

Forbes
Загадка досуга. Почему мы ощущаем себя вечно занятыми и что с этим делать Загадка досуга. Почему мы ощущаем себя вечно занятыми и что с этим делать

Отрывок из книги «Эпоха долголетия»: грядет перестройка структуры времени

Forbes
7 новых турецких сериалов, от которых невозможно оторваться 7 новых турецких сериалов, от которых невозможно оторваться

Турецкие сериалы с захватывающим сюжетом

Cosmopolitan
Апокалипсис Дрездена: дуэли «ковровых бомбардировок» Апокалипсис Дрездена: дуэли «ковровых бомбардировок»

Одна из самых спорных и противоречивых военных операций Второй мировой

Популярная механика
Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели” Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели”

Как разбивается о суровую реальность миф об экранопланах

Популярная механика
Открыть в приложении