Василий Корецкий о «Крови машин»

WeekendСобытия

Новая этика в открытом космосе

В российский онлайн-прокат внезапно вышел 50-минутный галлюциногенный sci-fi фильм категории B «Кровь машин». Неон, космолеты, патриархат, оргии, Панос Косматос и Дэвид Линч — «Кровь машин» похожа на облако тегов, в котором могут найти убежище уставшие от этических компромиссов большого кинематографа зрители

Это дикое по нынешним временам кино с первых кадров катапультирует зрителя с карантинного дивана в какой-то буро-малиновый ад. Полыхает застилающее экран неземное небо, и сияющий расплавленной сталью космолет падает на покрытую черной коростой поверхность планеты. Следом за ним, окутанный хлорно-зелеными облаками, ощетинившись акульей пастью приборов неясного назначения, на планету опускается корабль-охотник. Кажется, это его последняя победа — искусственный интеллект судна-преследователя, заточенный в металлическое тело, похожее на робота из «Метрополиса», барахлит и бессмысленно вращает глазами, пушки заедают. Так что космолет — на ручном управлении инвалидной команды: старого штурмана-сердечника, чуть что хватающегося за дефибриллятор, и молодого самоуверенного капитана в кожанке, похожего на очередное воплощение Саши Барона Коэна. Обоих зовут, как образцовых героев B-movie: штурмана — по-свойски, просто Лаго, капитана — звучной румынской фамилией Васкан. Вскоре Лаго и Васкану предстоит стать свидетелями настоящего чуда, уверовать и быть принесенными в жертву неведомому космическому божеству, имеющему вид голой женщины с перевернутым неоновым крестом на животе.

Имена героев не обманывают: «Кровь машин» — это действительно sci-fi категории B, появившийся благодаря удивительному случаю. Среднеметражное кино французского дуэта режиссеров Рафаэля Эрнандеса и Савитри Джоли-Гонфард, работающих под общим псевдонимом Сет Икерман, родилось из снятого ими в 2015-м музыкального клипа на песню «Turbo Killer» синти-вейв-проекта Carpenter Brut. Популярность клипа сподвигла режиссеров начать сбор средств на продолжение, а потом к делу подключился новый стриминг Shudder, специализирующийся на недорогой фанатастике и ужасах,— там-то впоследствии и состоялась мировая премьера «Крови».

Стриминговая платформа — современный аналог нишевого телеканала, идеальное место для показа такого странного кино. «Кровь машин» занимает промежуточное место между телетрэшем 1990-х вроде «Вавилона-5» или «Капитана Пауэра и солдат будущего» и непростыми, хотя и дешево сделанными обскурными фильмами нашего времени — работами Паноса Косматоса («По ту сторону черной радуги», «Мэнди») или сербской лаканианской фантастикой «Восход Эдерлези» (лучшая на сегодня актерская работа порнозвезды Стои). Медиа тут во многом определяет не только стилистику и поэтику, но и собственно авторский месседж. Необязательная форма страшной сказки позволяет говорить о современной реальности гораздо откровеннее и ироничнее, чем мейнстрим, который сводит любую идеологию к унылым трюизмам — просто чтобы понравиться по возможности сразу всем. Или же — как в случае с комикс-франшизами — с трудом пытается совмещать требования прогрессивной критики (больше рассказов о сильных женщинах, меньшинствах, больше борьбы с насилием!) с запросом чуть менее сознательной публики, и тогда возникают фильмы-бастарды вроде «Хищных птиц» или последних «Ангелов Чарли», в которых есть и «сильные героини», и сексуализация этих героинь, и старое доброе ультранасилие. Но создатели «Крови» лихо разрубают этот клубок противоречий, обращаясь к возможностям, которые дает эксплотейшен.

Эстетически «Кровь машин» близка не только к упомянутым выше образцам кэмпа и китча, но и к переливающимся всеми цветами неона работам Николаса Виндинга Рефна (можно еще вспомнить «Дюну» Дэвида Линча — компьютерные спецэффекты здесь так же изобретательны и нереалистичны, а манера игры — условно театральна). Но если забыть о киберпанк-составляющей, то ближе всех фильм французов окажется к работе их опального (и уже покойного) соотечественника Жан-Клода Бриссо «Черт нас возьми», в которой тоже, в общем, не было ничего, кроме голых женщин и звездного космоса над головой. После обвинения в харассменте (задолго до #MeToo, в 2002-м) Бриссо стал персоной нон грата в индустрии и провел остаток жизни, тихо снимая камерные эротические драмы, этакое интимное хоум-видео с лирическим сюжетом, а в «Черт нас возьми» — еще и с примитивными компьютерными спецэффектами. В «Крови машин» похожим голым космосом заполнена вся последняя треть 50-минутного фильма — и это чистая бессюжетная феерия (прямое следствие происхождения «Машин» из музыкального видео).

Правда, чтобы сделать настоящий эксплотейшен, одного увлечения обнаженкой и романтикой Млечного Пути недостаточно. Визуальное хулиганство должно быть поддержано хулиганством концептуальным. И тут «Кровь машин» уходит в пике. Фильм предельно артикулирует сегодняшнюю прогрессивную повестку, представляя новый виток эмансипации буквально как войну полов. Злые и грубые космические охотники — типичный патриархальный штамп. Но на чудесной планете им будут противостоять разгневанные добрые женщины, предпочитающие архаичные копья бластерам, способные разглядеть душу даже в расплавленном космолете и готовые ради созидания на все, вплоть до соблазнения и убийства. Они попробуют реанимировать сбитый корабль, оживить пострадавшего путем расчленения нападавшего («но почему вы предпочитаете тостер холодильнику?» — с недоумением хмыкнет самодовольный капитан), а когда это не получится — затеют такой прощальный ритуал, что мало никому не покажется. Машинное масло превратится в галлюциногенную сому, дедушка Лаго закатит глаза и станет бабушкой, капитан, за все световые годы своей вахты невольно принявший целибат (эта деталь намеренно подчеркивается в диалоге), окажется послушной марионеткой в руках верховной жрицы, Звезда Смерти упадет на Солярис (или наоборот), закружатся в невесомости сюжетно немотивированные ню и голову капитана пронзят ядовито-зеленые лучи. В космосе никто не услышит крик сраженного инцела — но только потому, что его заглушает синтетический минимализм Carpenter Brut, от которого буквально багровеет в глазах.

Значит ли все это, что «Кровь машин» со сверхсветовой скоростью стремится угнаться за «актуальной повесткой»? Конечно же нет! Она смеется над идеализмом «новой этики» и «новой культуры» так же, как над приемами «старой», сводя все идеологические приемы к набору ходовых аттракционов. Узоры в этом калейдоскопе могут складываться разные — а стеклышки одни и те же уж лет как 70. Не верите — зайдите в онлайн-кинотеатр уже упомянутого Николаса Виндинга Рефна и посмотрите там другой эксплотейшен-фильм «Дом на Лысой горе». Эта смешная история о пансионе для девиц, которые практикуют хорошие манеры, разгуливая нагишом, была снята в 1962-м для услад мужской аудитории — но сегодня она на ура прошла бы феминистский тест Бехдель!

Смотреть: «Кинопоиск HD»

Фото: Logical Pictures; Rumble Fish Productions

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это не джентльмены Это не джентльмены

Выходит сериал «Гангстерленд», где первые эпизоды снял Гай Ритчи

Weekend
Игры разума Игры разума

Как мирно существовать с родными под одной крышей?

AD
Сиди и смотри Сиди и смотри

Краткая история хорроров

Men Today
NYT: Amazon, Google и Qualcomm платят миллионы долларов американскому университету, чтобы «подружиться» с регуляторами NYT: Amazon, Google и Qualcomm платят миллионы долларов американскому университету, чтобы «подружиться» с регуляторами

Университет Джорджа Мэйсона помогает ИТ-корпорациям закрывать расследования

VC.RU
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Как продвинуть свой инстаграм и заработать на нем в 2020 году: гид инфлюенсера Как продвинуть свой инстаграм и заработать на нем в 2020 году: гид инфлюенсера

Сейчас расскажем, как стать настоящей селебой и увеличить свои доходы

Playboy
«Идеальный фаундер — абсолютная утопия». Как строить отношения, когда в компании много партнёров «Идеальный фаундер — абсолютная утопия». Как строить отношения, когда в компании много партнёров

Сооснователь Skillbox о том, как добиться коллективного соглашения в компании

Inc.
Чем запить лекарство Чем запить лекарство

Ты привыкла запивать таблетки первым, что попадется под руку? Это ошибка

Лиза
Счастье — это когда тебя любят те, кого любишь ты Счастье — это когда тебя любят те, кого любишь ты

Можно ли желать себе счастья, когда всем вокруг плохо?

Psychologies
Тайна перевала Дятлова: от реальности к мифу Тайна перевала Дятлова: от реальности к мифу

Каковы были основные этапы трагедии на перевале Дятлова?

Esquire
«Я вышла из зоны комфорта и очень собой горжусь» «Я вышла из зоны комфорта и очень собой горжусь»

Анна Плетнёва о красоте, гармонии с собой и новом альбоме

OK!
Еще 12 самых знаменитых пари в истории Еще 12 самых знаменитых пари в истории

Самые удивительные споры в истории

Maxim
Люмпены всегда на грани. Последний русский анархист о мертвых крысах в камере и обездоленной жизни на воле Люмпены всегда на грани. Последний русский анархист о мертвых крысах в камере и обездоленной жизни на воле

Монолог Ильи Романова — очарованного странника постсоветского левого протеста

СНОБ
Речь о краденом молоке Речь о краденом молоке

Василий Степанов о «Первой корове» Келли Рейхардт

Weekend
Есть отеки? Подключай микротоки! Всё, что нужно знать о новом тренде в уходе Есть отеки? Подключай микротоки! Всё, что нужно знать о новом тренде в уходе

Как волшебные токи действуют на нашу кожу?

Cosmopolitan
Как носить запонки на рубашке: подробный гайд для стильных парней Как носить запонки на рубашке: подробный гайд для стильных парней

Как и когда носить мужские запонки?

Playboy
Сладко-соленое: как и почему мы различаем вкусы Сладко-соленое: как и почему мы различаем вкусы

Как устроен механизм распознавания вкусов и можно ли его обмануть?

Популярная механика
Там, где стены Там, где стены

Как соединить деревенский быт и традиции с гастрономическими экспериментами

Seasons of life
Ученые встретили в Черном море дельфина-альбиноса Ученые встретили в Черном море дельфина-альбиноса

Экспедиция встретила дельфина необычной окраски

N+1
Чем женская ревность отличается от мужской Чем женская ревность отличается от мужской

Почему девушкам нравится, когда их ревнуют?

Maxim
5 скрытых видов манипуляции, которыми пользуются нарциссы 5 скрытых видов манипуляции, которыми пользуются нарциссы

5 коварных и скрытных видов манипуляции, которые часто применяют нарциссы

Psychologies
Перовскиты помогут дешево и эффективно получить водород из воды Перовскиты помогут дешево и эффективно получить водород из воды

Ученые объединили фотоэлектрохимический и фотовольтаический преобразователи

N+1
Голуби и вороны-свистуны лишились сна из-за городского освещения Голуби и вороны-свистуны лишились сна из-за городского освещения

Ночное освещение нарушило структуру и продолжительность сна у двух видов птиц

N+1
Сам себе злобный Буратино: как знаки зодиака сами портят свою жизнь Сам себе злобный Буратино: как знаки зодиака сами портят свою жизнь

Как знаки зодиака портят себе жизнь?

Cosmopolitan
Ушла вслед за мамой: трагедия дочери Уитни Хьюстон — Бобби Кристины Браун Ушла вслед за мамой: трагедия дочери Уитни Хьюстон — Бобби Кристины Браун

Бобби практически повторила трагическую судьбу своей легендарной матери

Cosmopolitan
Почему авокадо полезно: научные аргументы Почему авокадо полезно: научные аргументы

Как выбирать, хранить и готовить авокадо

РБК
Как ездили в СССР: ограничения скорости, штрафы и дырки в правах Как ездили в СССР: ограничения скорости, штрафы и дырки в правах

Сто лет назад в российских городах существовали смешные лимиты скорости

РБК
Почему Голливуд так любит ремейки? Почему Голливуд так любит ремейки?

Ваша ностальгия уже давно стала валютой

GQ
«Русский Bloomberg» на YouTube: что смотреть в интернете частному инвестору «Русский Bloomberg» на YouTube: что смотреть в интернете частному инвестору

Тематика инвестиций и финансов на русскоязычном YouTube стала заметным явлением

Forbes
Детям лучше на природе: так ли это и почему? Детям лучше на природе: так ли это и почему?

Контакт с природой очень важен для развития и благополучия ребенка

Psychologies
Открыть в приложении