22 июля 1861 года в списки Балтийского флота было зачислено судно «Опыт»

Вокруг светаИстория

Битва брони и снаряда

22 июля 1861 года в списки Балтийского флота было зачислено невиданное для России судно «Опыт». Так Российская империя подала свою заявку на участие в первой в мире гонке вооружений.

Текст Владимир Веретенников

Прибрежный броненосец «Новгород», построенный в 1870-х по проекту адмирала А.А. Попова

Грозные машины войны

Начавшаяся в XIX веке «металлургическая революция», давшая возможность производить разные виды металлов в больших объемах, полностью изменила подход к кораблестроению. В течение нескольких веков полноправными владыками морей были деревянные линейные корабли. По тем временам эти парусники считались настоящими гигантами: от 500 до 5000 тонн водоизмещения, длиной до 60 метров, они несли на своих трех-четырех палубах от 60 до 130 артиллерийских орудий, стволы которых торчали наружу через многочисленные пушечные порты, проделанные в бортах. Но уже с 1830-х боевые корабли стали все больше оснащать паровыми машинами – сначала маломощными, но быстро совершенствовавшимися. На смену громоздким гребным колесам, устанавливавшимся по обоим бортам, быстро пришли куда более компактные и удобные гребные винты. Вскоре настало время и для следующего шага – прикрыть деревянный борт металлической броней, призванной встать на пути неприятельского снаряда.

Одним из тех, кто первым предложил идею брони, стал французский артиллерист Анри-Жозеф Пексан – тот самый, который в 1822 году придумал первое орудие, стрелявшее бомбами по настильной траектории. К слову, именно пушка Пексана, повсеместно принятая для вооружения флотов, со временем подписала смертный приговор прежним линейным кораблям. Деревянные линкоры уже никак не могли противостоять разрушительному воздействию бомб, взрывались и выгорали дотла, что и показала печальная судьба турецкой эскадры, полностью уничтоженной русским адмиралом Нахимовым в Синопе в 1853 году.

Пушка Пексана. 1832 год

Однако концепция брони какое-то время не могла получить практического воплощения: сначала не получалось изготовить броневые плиты нужной прочности. В этом убедились в 1851 году англичане, установившие на судне «Самум» двухслойную броню из 6,4-мм железных листов. В ходе последовавших затем испытаний выяснилось, что ядра, пробивая железный лист, порождают рой осколков с зазубренными краями весом до килограмма. «Лучше получить аккуратное пулевое ранение, чем рваные и часто неизлечимые раны, которые причиняют осколки, вырванные из железных бортов», – с разочарованием отметил тогда британский морской артиллерист Говард Дуглас.

Первыми с задачей постройки практичного броненосного корабля справились французы. В 1854-м на французских верфях заложили пять самоходных батарей, проект которых создал инженер Станислас Шарль Анри Лоран Дюпюи де Лом. Каждая из них несла по 16 гладкоствольных пушек и была защищена по всему борту 110-миллиметровой железной броней. К тому времени Франция вступила в антироссийскую коалицию в Крымской войне. По приказу Наполеона III броненосные батареи «Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон» отправились в Черное море. Эти три крайне тихоходные «черепахи», оснащенные маломощными паровыми машинами, вызвали насмешки союзников-англичан, сравнивавших французские «утюги» со своими красивыми парусно-винтовыми линкорами и фрегатами. Но вскоре все насмешки смолкли.

Броненосная батарея «Девастасьон»

18 октября 1855 года «Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон» в ходе напряженной дуэли разгромили русскую крепость Кинбурн. Ответный огонь русской артиллерии не нанес никакого вреда плавучим батареям французов, находившимся на расстоянии всего четырех кабельтовых: выпущенные из пушек ядра не могли пробить железной брони. Осознав безвыходность положения, русские подняли белый флаг. «Я отношу быстроту, с которой мы достигли победы, во-первых, на счет полного окружения форта со стороны и суши, и моря, и во-вторых, на счет плавучих батарей, которые проламывали огромные бреши в крепостных валах и которые, благодаря замечательно точному прицельному огню, оказались способны разрушать прочнейшие стены. Многого можно ожидать от использования этих грозных машин войны…» – с оптимизмом писал французский вице-адмирал Арман Жозеф Брюа морскому министру Фердинанду Альфонсу Гамелену.

Цельнометаллический воин

Итак, в этом раунде выиграла броня. Воодушевленные успехом, французы решили как можно быстрее перейти от строительства неуклюжих батарей к производству настоящих мореходных броненосцев. «Глуар» (Le Gloire – «Слава»), спроектированный все тем же Дюпюи де Ломом, сошел со стапелей в Тулоне в ноябре 1859 года, произведя фурор в военно-морских кругах всего мира. По водоизмещению в 5630 тонн «Глуар» был равен самым большим парусным линейным кораблям, но кардинально от них отличался. Его 80-метровый деревянный корпус, обшитый коваными железными плитами (120 мм вдоль ватерлинии и 110 мм выше нее), как показали испытания, оказался совершенно неуязвим для огневого воздействия. Зато сам «Глуар» своими 36 орудиями калибром 164-мм, установленными в батарейной палубе, мог безнаказанно изрешетить любой вражеский корабль, осмелившийся к нему приблизиться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну

Сергей Шойгу — об особенностях сибирской охоты и России

Вокруг света
Брат, братан, братишка Брат, братан, братишка

Илья, Андрей и Сергей Сафроновы о братской дружбе и любви к иллюзиям

Men’s Health
Гнев небес Гнев небес

Взрыв сверхновой поблизости от Земли способен уничтожить почти все живое

Вокруг света
Загробный мир британцев бронзового века оказался перевернут вверх ногами Загробный мир британцев бронзового века оказался перевернут вверх ногами

Британцы бронзового века представляли загробный мир как жизнь вниз головой

N+1
Жизнь в опале Жизнь в опале

Репортаж из мировой столицы опалов, города-прииска Кубер-Педи

Вокруг света
5 правил регулярного ухода за ногтями 5 правил регулярного ухода за ногтями

Какой именно систематический уход нужен для «красы ногтей»

Cosmopolitan
Весело шагая: 7 крутых лестниц Весело шагая: 7 крутых лестниц

На подъеме: самые красивые лестницы в мире

Вокруг света
Cruise запустила предсерийное производство беспилотников без руля и педалей Cruise запустила предсерийное производство беспилотников без руля и педалей

Cruise начала предсерийное производство полностью беспилотных электромобилей

N+1
Лошадь, которой нет Лошадь, которой нет

В центрах реинтродукции лошади Пржевальского занимаются исправлением ошибок

Вокруг света
«Мы разговариваем движениями»: хореограф Юрий Посохов о мировой премьере «Чайки» в Большом театре «Мы разговариваем движениями»: хореограф Юрий Посохов о мировой премьере «Чайки» в Большом театре

Хореограф — почему на сцене Большого нельзя повторить перформанс Павленского

Forbes
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
Все краски пляжа Все краски пляжа

Пляжи с разноцветным песком

Лиза
9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
История самого густонаселенного заповедника пьянства, запрещенных веществ, свободной любви и безделья История самого густонаселенного заповедника пьянства, запрещенных веществ, свободной любви и безделья

Район-город-крепость Коулун в Гонконге был самым свободным местом в мире

Maxim
Крылья для людей Крылья для людей

История парусных кораблей

Вокруг света
Одеться в космос Одеться в космос

Рассказываем, какую одежду носят космонавты

N+1
Терруар: зазеркалье Терруар: зазеркалье

Российское виноделие переживает второе рождение

Вокруг света
Материнская травма: зачем женщины рушат жизни дочерей? Материнская травма: зачем женщины рушат жизни дочерей?

Почему некоторые матери хотят видеть своих дочерей слабыми и удобными?

Psychologies
Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
Диета для живота, бедер и ягодиц Диета для живота, бедер и ягодиц

Диета для живота, бедер и ягодиц зависит от твоих предпочтений в еде

Cosmopolitan
Остров Остров

Прошлое острова Диксон – это освоение Северного морского пути и наука

Вокруг света
«Бизнес не может сам прийти к инклюзии»: как трудоустраивать людей с ментальными и физическими особенностями «Бизнес не может сам прийти к инклюзии»: как трудоустраивать людей с ментальными и физическими особенностями

Дискуссия, посвященная теме трудоустройства людей с особенностями

Forbes
Изобрести колесо Изобрести колесо

Люди шли к изобретению колеса не одно тысячелетие

Вокруг света
Фильмы с самым большим количеством смертей Фильмы с самым большим количеством смертей

Отличная подборка фильмов для тех, кто устал от людей

Maxim
Атомный шпионаж Атомный шпионаж

Манхэттенскому проект и шпионаж

Дилетант
Глазами другого Глазами другого

Когда на нас смотрят, мы открываем свою личность заново

Psychologies
Тезис фронтира Тезис фронтира

Спустя полтора века США по-прежнему на переднем рубеже фронтира

Вокруг света
Под прикрытием Под прикрытием

Санскрины становятся все более приятными и эффективными

Glamour
Сэр Энтони Блант, хранитель и агент Сэр Энтони Блант, хранитель и агент

Агент и обладатель рыцарского титула Энтони Блант

Дилетант
«Странствую 250 дней в году»: отправиться в путешествие и обрести себя «Странствую 250 дней в году»: отправиться в путешествие и обрести себя

Как сделать путешествия своей работой? История читателя

Psychologies
Открыть в приложении