Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг светаПутешествия

«А он, мятежный, просит бури»

Казалось бы, в наше время уже нет необходимости рисковать, выбирая опасные маршруты. Но и поныне находятся смельчаки, предпочитающие идти непроторенными путями. Федор Конюхов, почетный член РГО, попытался пройти на веслах через два океана.

Текст Ольга Ладыгина

Наедине с Южным Океаном

5 декабря 2024 года по неприветливому проливу Дрейка отправилась в путь весельная лодка с гребцом-одиночкой. Федор Конюхов стартовал от мыса Горн в Чили, планируя пройти через два океана свыше 15 тыс. км. Маршрут был намечен для второго этапа глобального проекта знаменитого путешественника, почетного члена РГО.

– Еще никому в мире не удавалось пройти в этих широтах на веслах, – поясняет Федор Конюхов. – Первый этап кругосветки по Южному Океану я завершил в 2019 г., когда впервые в истории добрался от Новой Зеландии до мыса Горн на веслах без поддержки и остановок – 11 525 км за 154 дня. Теперь этот рекорд надолго, если не навсегда, за Россией. В этом году я первым преодолел Южный Атлантический океан от о-ва Эстадос (Аргентина) до мыса Игольный (ЮАР) – 7046 км за 68 дней, а затем по Южному Индийскому океану еще 4174 км за 47 дней.

Конюхову предстояло более 200 дней пути, но погода внесла свои коррективы. Впрочем, и 115 дней один на один с открытым морем – не шутка.

– Мой штаб подсчитал, что в общей сложности в одиночку в океане я провел около 5 лет жизни, а пройденное мной количество морских миль примерно равняется расстоянию от Земли до Луны, – рассказывает путешественник. – За это время я понял, что на самом деле одиночества нет. В океане меня сопровождают альбатросы, рядом плывут дельфины, всплывают подышать киты, и я уже не один.

Океан подкидывает неочевидные испытания. Конюхов вспоминает, что там нет вертикальных линий-ориентиров, а глаз начинает скучать по цветам, ведь в южных широтах солнца крайне мало, 80% времени серое небо, сам океан стального цвета.

– Хорошо, что моя лодка оранжевая — радует глаз, – замечает он. – Лежишь в каюте, от холодных вод океана отделяет сантиметр обшивки композитного корпуса лодки. Ты один на один со своими мыслями. Думаешь о прожитой жизни, анализируешь поступки. В океане ничего не гарантировано, ты не знаешь, чем начнется и чем закончится твой день, как пройдет ночь. Остается только жить здесь и сейчас и благодарить за все Бога.

Корпус лодки «АКРОС» окрашен в оранжевый. Такой цвет используется на судах, работающих в «высоких» арктических и антарктических широтах

Штормы и прочие испытания

Конюхов признает, что этот переход оказался самым суровым в его карьере. Во время первого этапа в 2018–2019 гг. его лодка перевернулась три раза, уже в конце путешествия, и поломки были не настолько серьезными, чтобы помешать дойти до финиша. На этот раз двухдневный шторм 10 баллов разразился уже через месяц пути, волны достигали 8–9 метров, лодку перевернуло через борта, нос и корму больше 20 раз.

– Сорвало эхоответчик, ветроуказатель, повредились антенны связи, утонул один из спутниковых трекеров, – перечисляет путешественник повреждения, полученные его «АКРОСом». – CМС по спутниковому каналу стали проходить с большими задержками. Чтобы дозвониться, мне приходилось выходить на палубу, а это возможно далеко не всегда по погодным условиям. «АКРОС» стало накрывать циклонами и штормами примерно раз в 1,5–2 недели. Иногда по неделе я не ел горячей пищи, только воду и галеты, потому что в условиях постоянного шторма готовить кипяток неудобно и опасно, можно обвариться. В одиночных проектах сон всегда прерывистый. А во время шторма спать вообще не получается. Приходится ждать погодного окна и тогда, поставив лодку на курс, можно отдохнуть – не больше двух-трех часов. Я давно тренирую технику прерывистого сна. Штаб предупреждал меня заранее о надвигающихся циклонах, и я старался загодя набраться сил.

К началу марта добавились новые проблемы: уже не работали 3 из 4 устройств связи IridiumGO и стационарный спутниковый телефон, три из четырех ветроуказателей были утеряны в штормах. Барахлил, а позже совсем вышел из строя основной опреснитель. Когда Федор Конюхов понял, что не может держать курс, поскольку блок управления авторулевого устройства вышел из строя, экспедицию пришлось прервать по техническим причинам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Под облаками Под облаками

Как лучше обустроить мансарду в загородном доме?

КАНТРИ Русская азбука
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Настоящее прошлое Настоящее прошлое

Новые методы позволяют палеонтологам выяснить подробности ушедших эпох

Вокруг света
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Отставить панику! Отставить панику!

Причины повышенной тревожности и как с ней справиться

Добрые советы
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Экономическое здоровье российских регионов Экономическое здоровье российских регионов

Как выглядит динамика экономического здоровья регионального бизнеса

Эксперт
Мифы и факты: Александр I Мифы и факты: Александр I

Весной на экраны вышел сериал об императоре. Какие факты вызывают споры?

Вокруг света
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Работа любви Работа любви

Что такое быть вместе, быть разными, быть собой?

Afternoon Seasons of life
Добро с кулаками Добро с кулаками

Яркий, сексуальный альфа-самец, готовый встать на защиту любимой

Вокруг света
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
Молдова – бессарабский приют Пушкина Молдова – бессарабский приют Пушкина

Дороги Пушкина – какими они были? И как он пришел в знойные степи Молдавии?

Знание – сила
Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать

Наши родители стареют, а мы заступаем на их место — так уж устроено

Afternoon Seasons of life
Белые дороги и черные тюльпаны Белые дороги и черные тюльпаны

Как французский предприниматель стал «настоящим калмыцким мужиком»

Вокруг света
Энергия вместо долга Энергия вместо долга

Как получилось, что США оказалась на грани дефолта?

Ведомости
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых

Секрет победы над куском торта может заключаться в следующем… съесть этот кусок!

ТехИнсайдер
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Доктор ниндзя Доктор ниндзя

Жимба Данзанов уверен, что дожить до 120 лет реально уже сегодня

Afternoon Seasons of life
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых

Как понять свой истинный вес и взвеситься правильно?

ТехИнсайдер
План побега План побега

Началось все с урожая в два килограмма. И со знакомых

Afternoon Seasons of life
Сплю и вижу Сплю и вижу

Учимся понимать и расшифровывать свои ночные грезы

Лиза
Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов

Brembo сократил количество ядовитой пыли от тормозов в 5 раз

ТехИнсайдер
Открыть в приложении