Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

ВедомостиРепортаж

Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Денис Ильюшенков
вт. 17.06.2025

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Группа ВИС – один из крупнейших инфраструктурных холдингов в России, занимается возведением моста через реку Лену в Якутии, строительством поликлиник и другой социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2025 г. компания, основным владельцем которой является Игорь Снегуров, планирует первичное размещение акций на бирже (IPO). О том, зачем группе выход на IPO, каков статус крупнейших автодорожных строек компании и как будут развиваться ГЧП-инициативы в России, в интервью «Ведомостям» рассказал председатель совета директоров ВИС Сергей Ромашов.

– В конце 2024 г. наконец началось строительство моста через Лену в районе Якутска по частной концессионной инициативе группы ВИС. Почему проект откладывали так долго?

– На самом деле этот проект был готов к реализации в конце 1980-х гг. Если бы не случилось то, что случилось в 1991 г. (распад СССР. – «Ведомости»), то в 1993 г. железнодорожный мост уже был бы построен.

– Именно железнодорожный, а не автомобильный?

– Да, тогда речь шла о строительстве железнодорожного моста. А дальше действительно история была достаточно долгая. Но надо сказать, что мост через Лену – это исключительно сложный проект с технологической точки зрения. Из-за климата, вечной мерзлоты и гидрологии реки, толщина льда на которой может достигать 2,5 м, а площадь льдин – до 1 кв. км. Такой ледоход сносит все на своем пути. Поэтому для реализации проекта должны были созреть все его участники. Это и региональное правительство, и федеральные руководители, и финансовые партнеры. Так случилось, что в 2020 г. все три составляющие сложились.

К слову – о том, почему мост не был построен раньше. Нужна была политическая воля участников и технологические решения. Для этого в свое время в проекте появился «Ростех». Мы вместе с ними почти четыре года проектировали объект, создавая в лаборатории условия, максимально приближенные к эксплуатационным.

– Не припомню, чтобы у госкорпорации были серьезные компетенции в мостостроении.

– В мостостроении – нет, но инженерные были и остаются. Особенно когда речь зашла о применении вантовых технологий.

– А почему они тогда вышли из проекта?

– После начала СВО у «Ростеха» появились другие, более важные для страны приоритеты. Тогда по обоюдному согласию сторон мы решили, что госкорпорации важно сосредоточиться на тех ключевых задачах, которыми она по сей день занимается.

«В первую очередь будем использовать средства капитальных грантов»

– Как в итоге структурирован проект Ленского моста?

– Объект строится на основе ГЧП. Группа ВИС в лице Восьмой концессионной компании является его концессионером. Публичная сторона, или концедент, – правительство Якутии, финансовый партнер – Сбербанк.

– А с точки зрения источников финансирования?

– Капитальный грант из федерального бюджета составляет 50%, 20% – капгрант региона, Якутии, оставшиеся 30% мы вместе со Сбербанком предоставляем.

– По моим подсчетам, за пять лет проект подорожал где-то в 1,5 раза. Последняя публичная оценка – 130 млрд руб. Она сейчас актуальна?

– Она актуальна, конечно. Общий капитальный грант, федеральный и региональный, – 92 млрд руб. Оставшуюся часть мы привлекаем в Сбербанке через инструмент проектного финансирования.

– Это выгодно сейчас, учитывая ключевую ставку?

– Решения о финансировании этого проекта принимались до текущего цикла повышения ставки. В нынешних условиях мы договорились с партнерами так, что в первую очередь будем использовать средства капитальных грантов для проекта. Хотя изначально первый этап финансирования у нас предполагался в основном за счет внебюджетных источников.

– Сделано это было, судя по всему, с оглядкой на прогноз ЦБ по ставке на ближайшие годы?

– Безусловно, мы на регулярной основе мониторим ситуацию по прогнозам стоимости привлекаемого финансирования. И совместно с федеральным правительством и регионом принимаем оперативные решения.

– Какую ставку для вас одобрил «Сбер» по проектному финансированию?

– Я не могу ее раскрывать, но она чуть ниже, чем общероссийская сейчас. В частности, в проектном финансировании ставки обычно плавающие и зависят от ключевой плюс определенное количество процентов. И если рыночная надбавка сейчас колеблется в диапазоне от 5 до 7%, то у нас она несколько ниже.

– «Сбер» останется единственным банком-партнером в проекте?

– Есть и другие интересанты. Мы находимся в переговорах. Сейчас пока не могу называть эти организации.

– Это государственные банки или частные?

– И такие, и такие. Вообще, интерес к ГЧП и концессиям со стороны банков достаточно высокий.

– Проезд по мосту будет платным?

– Только для грузового транспорта.

– Исходя из текущей ситуации, успеваете ли построить мост в срок?

– Мы движемся в графике. По концессионному соглашению мы должны сдать объект в середине 2029 г. Мы планируем сделать это в 2028 г.

«Посмотрим, что будет с трафиком в этом году»

– Еще один крупный ваш проект – мост через Калининградский залив в эксклаве. В феврале местные СМИ писали, что областное правительство решило отложить его. Это правда?

– Именно отложить, но не отменить. То есть его реализация не началась, но ожидается, что начнется в какой-то перспективе. Механизм ГЧП и концессии тем и хорош, что, в отличие от госзаказа, у партнеров в нем гораздо больше гибкости. По Калининградскому мосту проведена большая подготовительная работа – мы прошли Главгосэкспертизу. И проект лежит, что называется, на столе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва континентов Битва континентов

История Межконтинентального кубка: скандальные матчи и конкуренция с ФИФА

Ведомости
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
«Цифровые платформы – это новая плановая экономика» «Цифровые платформы – это новая плановая экономика»

Как цифровые платформы формируют новую экономическую реальность

Эксперт
«Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол «Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол

Как Мишель Канг добивается равенства женского футбола с мужским?

Forbes
От аэропорта до курицы От аэропорта до курицы

Джон Кеннеди стало одним из самых популярных имен для наречения улиц и школ

Дилетант
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет Зарядки, SIM-карты и кнопки: какие технологии в гаджетах могут исчезнуть уже через пару лет

О том, какие технологии в гаджетах имеют тенденцию к полному исчезновению

ТехИнсайдер
Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года

Где уже есть успехи в развитии креативных индустрий, кто входит в число лидеров

ФедералПресс
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии

Как общество относится к рассказам женщин о травматичном опыте?

Forbes
Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете

Что такое воздушная болезнь и как облегчить ее симптомы?

ТехИнсайдер
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Максим Матвеев Максим Матвеев

Главный актер сериалов новой волны и всенародный краш Максим Матвеев

Собака.ru
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Мой первый Мой первый

Рано или поздно это произойдет: повзрослевший ребенок откроет мир любви

Psychologies
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Это сладкое слово «секреты» Это сладкое слово «секреты»

Какие секреты в деле убийства Кеннеди еще не были рассекречены?

Дилетант
Россия в фарфоре Россия в фарфоре

Истории страны в коллекциях ИФЗ

Weekend
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Чтобы глаз радовался Чтобы глаз радовался

Как украсить стены без картин и постеров

Лиза
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
Ксана Ковалева Ксана Ковалева

Ксана Ковалева — cверхновая супергероиня петербургского контемпорари-танца!

Собака.ru
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Император из Москвы Император из Москвы

Никита Ефремов — о подготовке к роли Николая II и неотвратимости смерти

СНОБ
Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена» Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историй
Наталия Лебина Наталия Лебина

Историк и профессор Лебина — главный летописец советской повседневности

Собака.ru
Открыть в приложении