Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

ВедомостиБизнес

Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Екатерина Литова
чт. 29.05.2025

Евгений Разумный / Ведомости

Пожалуй, каждый новый год в России уже можно считать годом вызовов – по крайней мере, для экономики, населения и компаний вызовы не прекращаются практически с 2020 г. И каждый год они преодолеваются, экономика крепнет, граждане уже не бегут в панике каждый раз снимать деньги со вкладов, а бизнес становится все более устойчивым. Но в этом году ему тяжело как никогда: более полугода компании работают при рекордной ключевой ставке 21%. Совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский более чем за 20 лет своего опыта не припомнит периода, когда бизнесу было бы труднее, чем сейчас, делится он в интервью «Ведомостям». Заемщикам тяжело – в момент, когда им больше всего нужна банковская поддержка, сами банки вынуждены достаточно консервативно проводить свою кредитную политику, говорит банкир. Хотимский также рассказал в интервью, на какие сегменты бизнеса сейчас ставит группа, как он оценивает регулирование ЦБ, а также почему считает свою работу самой лучшей в мире.

– Многие представители банковской отрасли говорили, что этот год будет сложным. Ключевая ставка держится на высоком уровне давно, рынок не ждет снижения раньше середины года. Насколько сложные сейчас условия для ведения банковского бизнеса?

– За 20 с лишним лет своего персонального опыта текущий период для реального сектора является на моей памяти самым сложным – не припоминаю других периодов, когда бизнесу было сложнее, чем сейчас. Я не беру первые месяцы острых кризисов – сейчас его нет. Но пока экономика не охладится достаточно, чтобы инфляция замедлилась до приемлемых уровней, вызовы для компаний значительны. Поскольку показатели реагируют на рост ставок с большой задержкой, мы еще не переварили эффекты бурного развития в 2023–2024 гг.

Соответственно, значительной доле компаний в 2025 г. будет сложно показать положительный денежный поток. Те заемщики, у которых свободный денежный поток есть, в первую очередь думают о том, как снизить долговую нагрузку, а те, кто вынужден брать кредит, не всегда имеют приемлемое для банка финансовое состояние. Год сложный – заемщикам тяжело, потому что в момент, когда им больше всего нужна банковская поддержка, сами банки вынуждены достаточно консервативно проводить свою кредитную политику. При этом, если банки хотят расти, наращивать бизнес, перед ними сейчас тоже стоят сложные задачи в части управления рисками.

Со снижением ключевой ставки тоже не все так просто. ЦБ решит быстро снижать ключ – все ждут этого как манны небесной, но это может быть признаком того, что у реального сектора боль совсем сильная. Поэтому Банк России, вероятно, не будет спешить с так называемой мягкой посадкой экономики, поскольку верит, что бизнес в целом справляется. Но для многих компаний, кто активно кредитовался, будет непросто «дотерпеть».

– Можно ли говорить, что сейчас банки своими риск-политиками управляют вручную? Как это работает у вас в рознице и корпоративном кредитовании?

– В розничном бизнесе, конечно, никакого ручного управления нет, как и значительных рисков. Там больше регуляторные вызовы (ЦБ использует прямые лимиты на выдачи необеспеченных кредитов, макропруденциальные надбавки на капитал, а с III квартала появятся лимиты и на ипотеку, и на автокредиты. – «Ведомости»), потому что потребители чувствуют себя относительно неплохо. И, кстати, если у граждан растут доходы, это что значит для бизнеса? Это повышение издержек в виде зарплат и тоже источник стресса. Плюс добавить туда высокую ставку и крепкий курс, который тоже вообще не помогает. В итоге у нас сейчас сильный крен – потребительский спрос в норме, покупательная способность растет (рост зарплат + крепкий рубль), а бизнесу становится все тяжелее.

В корпоративном сегменте случаев, где приходится работать в ручном режиме, становится существенно больше. Это компании, по которым банк уже имеет какие-то существенные лимиты и нужно определить стратегию работы дальше. В этот период времени все-таки надо поддержать своего клиента, выходить с ним на связь, договариваться. Есть риск потерять лояльность клиентов, если не помогать им в сложный момент. Но, конечно, если банки будут слишком расслабленную политику проводить, они в итоге рискуют оказаться с убытками на балансе.

Мы видим желание лучших заемщиков аккуратнее относиться к кредиту

– Вы уже сказали, что сейчас для банков очень важно умение верно понимать и принимать риски. Расскажите, на какие сегменты бизнеса в этом году ставит Совкомбанк и поменялись ли ваши опорные точки, например, в сравнении с 2024 г.?

– Бизнес Совкомбанка очень тесно переплетен с экономикой России, поскольку банк универсальный и работает в каждом сегменте: во всей рознице, во всем корпоративном бизнесе – от предпринимателей до самых крупных российских компаний. И наши приоритеты неизменно подстраиваются под общий контекст. И если 2022– 2024 гг. были годами большого роста кредитного портфеля, когда было необходимо наращивать свою долю в бизнесе, то в этом году задача – чтобы все наши некредитные продукты прирастали быстрее, чем портфель. Это расчетные сервисы, в том числе международные расчеты, банковские гарантии, страховые продукты и проч.

По кредитному портфелю у нас задача – вырасти в районе 10%, сохранив высокое качество портфеля. Мы не собираемся как-то радикально изменять структуру портфеля – нет такого, что ипотечные продукты лучше, чем потребительские, или кредиты среднего бизнеса лучше, чем крупного. В каждом сегменте необходимо развиваться, расти и находить тех заемщиков, которые для банка наиболее интересны и менее рискованны. Вдобавок важно повышать проникновение услуг для каждого конкретного клиента. Такие задачи и приоритеты на этот год.

– Ряд розничных игроков, напротив, «прикрутили» сейчас необеспеченную розницу. Особенно на фоне того, что Банк России регуляторно довольно жестко ограничил этот сегмент. И у меня здесь два вопроса: какие у вас амбиции в рознице и что сейчас ограничивает банки в выдачах прежде всего – ключевая ставка или макропруденциальная политика ЦБ?

– Основной фактор ограничения роста – ключевая ставка. Чем выше ставка, тем больше потенциальный платеж по кредитам, тем сложнее заемщикам их обслуживать. Поэтому в любом случае – по требованию ли Центрального банка или просто из-за внутренних риск-политик – банк не может слишком много одобрять кредитов в такой период. Одновременно мы видим желание лучших заемщиков аккуратнее относиться к кредиту. Люди, принимая решение о том, купить холодильник сейчас в кредит или подождать и хранить деньги почти под 2% в месяц, склоняются ко второму варианту. Но и регулярные меры, конечно, добавляют ограничителей – от банков требуется очень значительный расход капитала, чтобы предоставить кредит даже тем заемщикам, которые в состоянии его надежно обслуживать. У универсальных банков чуть легче ситуация, потому что они могут перераспределять свой капитал между корпоративным сектором и розничным.

Наши продукты всегда были достаточно консервативны с точки зрения методик расчета показателя долговой нагрузки. Поэтому, может быть, на нас не так сильно, как на других, сказались меры ЦБ. Мы немного, но увеличили свою долю рынка за последние полгода. Но если в IV квартале это был рост кредитного портфеля, то в I квартале портфель не рос, но доля увеличилась, потому что у некоторых конкурентов выдачи падали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рублю назначили срок Рублю назначили срок

Как в России происходит массовое внедрение цифрового рубля

Ведомости
Отдых с сюрпризом Отдых с сюрпризом

Пять наиболее распространенных схем обмана, которые могут испортить твой отпуск

Лиза
Специализация — лен-кудряш Специализация — лен-кудряш

В Ростовской области запускают крупнейший в РФ завод по переработке льна

Агроинвестор
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу» Павел Воронин: «В ближайшие три года ИИ-решения начнут приносить реальную экономию бизнесу»

Гендиректор МТС Web Services Павел Воронин — об автоматизации и нейросетях

РБК
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Отдых в стиле прованс Отдых в стиле прованс

Загородная дача в авторском прочтении французской классики

SALON-Interior
Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения» Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения»

Что нужно знать о Томми Кэше — собрали в этом материале

Правила жизни
Эти могут Эти могут

Тест-драйв четырех моделей KGM: Tivoli, Korando, Torres и Rexton

Автопилот
Дальше не значит лучше Дальше не значит лучше

У тех, кто остается на даче, очень много возможностей отлично провести время

КАНТРИ Русская азбука
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Стоп, снято! Стоп, снято!

Олег Трофим — о причинах всеобщей любви к хулиганам

Правила жизни
Как организм слонов смог победить рак, и может ли человек достичь этого Как организм слонов смог победить рак, и может ли человек достичь этого

Генетическая загадка слонов: почему эти гиганты почти не болеют онкологией?

ТехИнсайдер
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
«Рим одаривает щедро» «Рим одаривает щедро»

Почему и как художник превращается в писателя?

Weekend
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы

Все про течь масла: откуда течет, как найти, опасно ли

РБК
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Художницы с рюкзаками Художницы с рюкзаками

Как в поездках рождаются иллюстрации к детским книгам

Новый очаг
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Батя может Батя может

«Этернавт»: аргентинский сериал про снежный апокалипсис в Буэнос-Айресе

Weekend
Больше, ярче, сочнее Больше, ярче, сочнее

Простые советы по уходу за посадками, которые помогут избежать проблем

КАНТРИ Русская азбука
Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций

Как языковые модели помогают малым ресторанам конкурировать

Forbes
Вам и не снилось… Вам и не снилось…

Почему тин-драмы это не просто поджанр кино и сериалов

Men Today
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Кино по правилам и без Кино по правилам и без

Фильмы, создатели которых не побоялись нарушить заданные стандарты

Правила жизни
Открыть в приложении