Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

ВедомостиЗнаменитости

Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Лариса Малюкова
4 февраля 2025, вторник

Алексей Орлов / Ведомости

В прокате идет криминальная комедия «Василий», в которой Александр Петров играет сразу двух братьев-близнецов. Один – наркодилер в Мексике, а второй – учитель ОБЖ в поселке Ковылкино. Там же можно увидеть и Дмитрия Лысенкова в небольшой роли бойкого тележурналиста, снимающего о героях репортаж.

Гамлет и Свидригайлов – на театральной сцене, а в кино Лысенков часто появляется в образе колоритного антагониста – как Цвырь в сериале «Последний богатырь» или Ларион в «Чебурашке». Однако, случается, блистает и в главных ролях. Так, важная строчка в его обширной фильмографии – драмеди Виктора Шамирова «Большая секунда», один из лучших сериалов последних лет.

В интервью «Ведомости. Городу» артист рассказал о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет, а также о каких неслучившихся ролях жалеет особенно.

«Ходили смотреть на дырки от автоматной очереди»

– Возможно, в первоначальном сценарии «Василия» роль была больше?

– Да, изначально по сюжету планировалось и телевизионное шоу – прямой эфир со скандалом. Но это все, как я понял, замедлило бы действие.

– Тем более что сериал «Дайте шоу!» того же режиссера Дмитрия Литвиненко вышел только что.

– А для шоу нужен был бы и популярный ведущий вроде Малахова. Потому что приглашать второй раз Игоря Верника, сыгравшего телезвезду в сериале, было бы нелепо.

– Мне кажется, вы вообще не любите телевизионщиков.

– Не люблю, да. У них все быстро, на скорую руку, неважно как. Главное – слепить и выпустить.

– Собственно, таких персонажей вы вдвоем с Яном Цапником и играете...

– Они не то чтобы спешат – им нужна сенсация любой ценой. Если нет темы для сенсации, они ее придумывают. Они настоящие манипуляторы – это тоже примета современного телевидения.

– Ваше детство прошло в 1990-е в Петербурге. Что бы вы могли сказать про годы, которые называют лихими?

– То, что они «лихие», мы вряд ли понимали. Хотя ходили в соседний подъезд смотреть на дырки от автоматной очереди в лифте. Помню, что это было голодное время – не слишком яркое, тревожное. Из всех приятных воспоминаний осталось одно – то, что это было детство.

– Среди ваших педагогов был Юрий Бутусов, потом вы играли в его спектаклях. Какие из его уроков кажутся вам особенно ценными?

– Главное – это неравнодушие. Чем бы ты ни занимался, о чем бы ни говорил – не поднимай темы, если она тебя не волнует. Это должно быть честно и в тебе отзываться. Тогда, возможно, отзовется и в зрителе. Я благодарен Юрию Николаевичу за то, что он шел «по школе». Мы были классически образованы, так сказать, по советским традициям системы Станиславского. Московские школы стремятся быть «ближе к действительности»: «Попробуйте забабахать вербатим». А человек еще «памятью физических действий» – т. е. азами профессии – не овладел. Даже если это ему не пригодится – это тренировка воображения.

«На режиссеров мне везло, а вот на роли – не очень»

– Про вас говорят, что вы быстро схватываете рисунок роли. Легко могу представить вас в роли Хлестакова в спектакле Фокина, но Арбенин, Раскольников, Свидригайлов!

– Раскольников как раз был не настолько интересен, насколько Свидригайлов. Роль Раскольникова более инертная: перешел границу отчаяния, убил старушку и мучается вопросом вины. Свидригайлов же – полифонический характер.

– Ваш одержимый бесами Свидригайлов в каком-то смысле зеркальное отражение Раскольникова. Тьма с проблесками света. Как погружаться в этот страшный омут? Легко ли после спектакля от этой тьмы избавляться? Держите дистанцию с ролью?

– Разумеется. Я, честно говоря, не верю в полное перевоплощение. Это либо клинический случай, либо ты точно себе отдаешь отчет, чем ты занимаешься, кого играешь сегодня, кем станешь на сцене завтра. Погружение в характер происходит, но не настолько, что потом от него не избавиться. К тому же, играя роль, отталкиваешься от себя. Бесы, которые есть в тебе, достанутся Свидригайлову. Почему он убивает себя? Он, может, даже лучше Раскольникова, потому что он-то знает, что не справится. А длить жизнь, когда шанса спастись нет... Так что действительно роль сложная, интересная. Признаюсь, я скучал, потеряв возможности ее играть. Хотя режиссер спектакля просил худрука театра после моего увольнения разрешить мне играть Свидригайлова. Но увы...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Академик Павлов: человек, без которого мир был бы другим Академик Павлов: человек, без которого мир был бы другим

Но не все себе представляют, каким в обычной жизни был академик Павлов

Караван историй
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Где русские хайвеи? Где русские хайвеи?

Как идет развитие автодорожной сети в России?

Монокль
Вино в кино на все времена Вино в кино на все времена

Кинокартины, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Шаги раскаяния Шаги раскаяния

Как отпустить себя из вины и пройти шаги к раскаянию

Psychologies
Синдром опустевшего гнезда, часть 1: дети выросли — что происходит с родителями? Синдром опустевшего гнезда, часть 1: дети выросли — что происходит с родителями?

Ваши дети стали жить самостоятельно, а вы остались наедине с собой?

Psychologies
Точки контакта Точки контакта

Чем уникальная концепция ресторана отличается от невыразительного проекта

Bones
Работа без мышей Работа без мышей

Почему в России упал спрос на цифровые навыки?

Ведомости
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
5 способов восстановить режим сна быстро и правильно, советы врача 5 способов восстановить режим сна быстро и правильно, советы врача

Что такое режим сна, зачем он нужен и как приучить себя спать правильно?

РБК
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить

Что необходимо знать выезжающим на платные дороги в России водителям?

РБК
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
На суверенитет побрызгали живой водой На суверенитет побрызгали живой водой

Промышленность успешно использовала условия вынужденной протекционистской защиты

Монокль
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать 8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать

Вирусные бьюти-тренды, от которых следует держаться подальше

VOICE
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
«Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок «Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок

Как избежать наказания за утечку персональных данных клиентов?

Inc.
Фото на документы Фото на документы

Фото, которых не было при Сталине и снимки цветка папоротника

Автопилот
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Люди земли Люди земли

Эти четыре истории про благодарность природе за то, что она вошла в их жизнь

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении