Технологические аварии давно не редкость, но кто в них виноват?

Популярная механикаHi-Tech

Uber-сюрприз: “человеческий фактор” и аварии беспилотных автомобилей

Автор текста: Андрей Кузнецов

36493706b1df01a77abdcc042e919f2d.jpg
Waymo

Наша жизнь все больше насыщается технологиями. Технологические аварии давно не редкость. Как понимать эти события? Кто виноват? И что делать? Есть популярное объяснение аварий через отсылку к “человеческому фактору”. В этом материале мы покажем, что это объяснение не только ошибочное, но и вредное. Часто такие объяснения дают, чтобы ничего не делать, ничего не менять в политике технологий.

В противовес этому мы на примере беспилотных автомобилей предложим другой способ понимания технологических аварий.

Центр исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с Факультетом технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО делает уникальную для России магистратуру “Технонаука и инновации”. В рамках этой образовательной программы мы готовим исследователей наук, технологий и инноваций, спрос на которых растет по мере технологизации нашей жизни. Мы учим думать о технологиях по-новому, по-современному, чтобы помочь сделать их не только чуть более надежными и эффективными, но и более справедливыми, устойчивыми и социально ориентированными.

Один из стандартных способов думать о технологиях – объяснять технологические аварии или поломки через отсылку к “человеческому фактору”. Ниже мы покажем, что этот механизм интерпретации аварий проблематичен и даже вреден. Чтобы сделать наши технологии лучше, мы должны от него отказаться.

Начнем с примера, показывающего, как выглядит объяснение аварий через “человеческий фактор” на практике.

“Человеческий фактор” в объяснении небольшого инцидента с Waymo в Сан-Франциско

Совсем недавно, 16 июня 2021, во время тестирования в Сан-Франциско беспилотный автомобиль Waymo сбил человека, пересекавшего пешеходный переход на электросамокате. Человек получил неизвестные повреждения мягких тканей тела и покинул место происшествия самостоятельно, у беспилотника слегка пострадала табличка с номером. Власти Калифорнии обязывают составлять протоколы всех происшествий с беспилотными автомобилями и делать их публичными.

Из протокола этого столкновения узнаем подробности. Автомобиль Waymo подъехал к перекрестку в беспилотном режиме, чтобы совершить поворот налево, и остановился на красный свет. Когда загорелся зеленый, автомобиль в беспилотном режиме чуть продвинулся на пешеходный переход, подготавливаясь поворачивать налево, но начал пропускать встречный транспорт и других участников движения. Тем временем загорелся желтый свет, а автомобиль Waymo все еще стоял, частично перекрывая перекресток и отказываясь поворачивать налево. В этот момент водитель-испытатель взял управление на себя и начал совершать поворот налево. Через 4 секунды, автомобиль Waymo, находясь в ручном режиме, на скорости 6 миль в час сбил человека на электросамокате, пересекавшего на скорости 7 миль в час пешеходный переход на красный свет как для транспорта, так и для пешеходов.

81777ea3c6f07c1d82eab60a267cbca2.jpg
ANDREI STANESCU/ALAMY

Это событие идеально для наших целей. С одной стороны, инцидент вряд ли бы освещался публично, если бы в нем не был замешан беспилотный автомобиль на стадии тестирования. С другой – обошлось без серьезных последствий, и в последующем обсуждении превалируют не ажиотаж и эмоции, а трезвые попытки понять, что же произошло. Вряд ли за данной мелкой аварией последует публичное расследование. Но в одном из сообществ на Reddit, посвященном беспилотным автомобилям, возникла небольшая, но интересная дискуссия. Трудно сказать, кем являются пользователи, участвующие в этой дискуссии. Только один из них заявляет о себе, как о бывшем водителе-испытателе. Но это не так важно как то, что дискуссия носит предметный и рациональный характер, никаких перепалок и холиваров. Люди действительно пытаются интерпретировать протокол-описание инцидента.

Что обсуждают члены сообщества Reddit?

Был ли водитель нетерпелив в этой ситуации? Нет, утверждает экс-водитель-испытатель Waymo, их обучают выводить автомобиль из беспилотного режима, когда того требует ситуация, как здесь. Был риск застрять на перекрестке и заблокировать его. Но из отчета ясно, что автомобиль не стоял посреди перекрестка, а лишь блокировал часть одного из переходов. Так что водитель мог подождать следующего зеленого сигнала светофора. Но экс-водитель-испытатель не сдается и предлагает не винить водителя в этом инциденте. Да, он принял неверное решение, но их работа связана с очень большим стрессом. Для одного из пользователей информация о том, чему обучают водителей-испытателей Waymo звучит как инсайт. Она позволяет понять, почему во всех отчетах об инцидентах с Waymo, их автомобили находятся в ручном, а не беспилотном режиме.

Кто виноват в столкновении - “компьютер” Waymo или водитель?

Пользователи дают несколько объяснений аварии через “человеческий фактор”, в которых именно человек, а не технологии виноваты в инциденте. Согласно одной версии, водитель неправильно оценил ситуацию. Он мог остаться на перекрестке на еще один цикл светофора, и ничего страшного не случилось бы. В другой версии выдвигается гипотеза, что сенсоры Waymo заметили электросамокат на тротуаре заранее, а алгоритмы предсказали его возможное поведение (проезд через переход на красный) и, вероятно, поэтому автомобиль не собирался поворачивать, даже когда у него появилась такая возможность. Водитель не понял этой “прозорливости” беспилотника, принял неверное решение и взял управление на себя. В еще одной версии ссылаются на неназванную книгу, написанную физиком, который разрабатывал системы безопасности для атомных реакторов. Основная мысль этой книги в том, что все аварии на атомных станциях случались в результате того, что люди нарушали протоколы безопасности, потому что ошибочно думали, что знают систему лучше.

Резюмируем: проблема, скорее всего, в водителе. Автоматика сделала правильный выбор. Все это говорит о том, что компьютер очень мало или вообще не способствовал возникновению этого инцидента. Waymo просто нужно исправить некоторые баги, которые иногда приводят [беспилотный автомобиль] к путанице или делают его слишком нерешительным.

Один из самых заплюсованных комментариев утверждает: “Это интересно, поскольку это тот случай, когда присутствие страховочного водителя делает его [беспилотный автомобиль] менее безопасным. Это может быть одним из ожидаемых знаков зрелости беспилотных автомобилей – страховочный водитель становится самым большим источником рисков в беспилотном автомобиле”.

На периферии дискуссии оказываются замечания о том, что если у Waymo действительно есть видео, доказывающее, что их технологии все делали правильно, а проблема именно в водителе, то почему они их не выложат?

Что показывает этот пример?

  • Даже в такой, с виду простой, ситуации вовсе не очевидно, что именно произошло. Требуется интеллектуальная работа, чтобы понять и объяснить аварию. В данном случае, ее провели пользователи Reddit.
  • Участники дискуссии несколькими разными способами пытались перенести вину за происшествие с “компьютеров” Waymo на водителя-испытателя. Эту схему интерпретации мы назвали "объяснением технологической аварии через человеческий фактор”. Единственная попытка оправдать водителя исходит от пользователя, непосредственно знакомого с подобными ситуациями изнутри.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике

Что такое ИИ и как он применяется в медицинской диагностике?

Популярная механика
Даже и не пробуй: как таблетки для похудения разрушают здоровье Даже и не пробуй: как таблетки для похудения разрушают здоровье

Способов похудеть великое множество: диеты, спорт, может быть, лекарства?

Cosmopolitan
Детеныши птерозавров оказались способны к активному полету вскоре после вылупления Детеныши птерозавров оказались способны к активному полету вскоре после вылупления

Чем детеныши птерозавров отличались от детенышей других летающих позвоночных

N+1
Четвертая фаза феминизма: как гендерная повестка меняет киновселенную Marvel Четвертая фаза феминизма: как гендерная повестка меняет киновселенную Marvel

Почему фильм про женщину-супергероя — больше, чем просто следование трендам

Forbes
Как двойные звезды Как двойные звезды

Двойные звездные системы могут скрывать множество потенциально обитаемых планет

Популярная механика
«Этим надо заниматься, если мы хотим быть великой державой»: что такое зеленая химия и как наука помогает спасти планету «Этим надо заниматься, если мы хотим быть великой державой»: что такое зеленая химия и как наука помогает спасти планету

В чем подвох биоразлагаемого пластика и как перестать бояться химию?

Forbes
Наоми Кэмпбелл, Джоли, Кристина Асмус и другие — топ-10 звездных разлучниц Наоми Кэмпбелл, Джоли, Кристина Асмус и другие — топ-10 звездных разлучниц

Третья - не лишняя, если речь идет о звездных героинях нашей подборки

Cosmopolitan
Искусство эко-строительства: как работает экологическая сертификация в современном девелопменте Искусство эко-строительства: как работает экологическая сертификация в современном девелопменте

Экологическая повестка в строительстве: стандарты, системы энергоэффективности

Популярная механика
История японского солдата, который продолжал воевать целых 29 лет после капитуляции Японии История японского солдата, который продолжал воевать целых 29 лет после капитуляции Японии

Этот японский солдат не знал, что война давно закончилась

Популярная механика
Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
Англичанка два года искала незнакомца, улыбнувшегося ей в автобусе. И нашла его Англичанка два года искала незнакомца, улыбнувшегося ей в автобусе. И нашла его

Сиэттл Симс два года искала свою мимолетную влюбленность

Psychologies
Мой до дыр! Мой до дыр!

10 самых распространенных ошибок при уборке, которые делают почти все

Лиза
Неделя в Санкт-Петербурге: Главные достопримечательности северной столицы Неделя в Санкт-Петербурге: Главные достопримечательности северной столицы

Идеальный недельный культурный маршрут по Санкт-Петербургу

Культура.РФ
С юга на север С юга на север

Если исследовать Россию, то активно

Robb Report
Почему не каждый хороший любовник может стать хорошим мужем? Почему не каждый хороший любовник может стать хорошим мужем?

Почему отношения складываются только в сексе, а совместная жизнь не ладится

Psychologies
Исследование BBC: похвала помогает не только тем, кого хвалят, но и говорящим Исследование BBC: похвала помогает не только тем, кого хвалят, но и говорящим

Почему не стоит пренебрегать похвалой

Inc.
Антипартизанский подвиг. Можно ли отказаться от борьбы за страну ради себя Антипартизанский подвиг. Можно ли отказаться от борьбы за страну ради себя

Спорт — проекция состояния общества, основанного на ценности самопожертвования

СНОБ
Топ-5 самых интересных псевдонаук Топ-5 самых интересных псевдонаук

Если традиционное знание надоело, всегда есть альтернативы!

Maxim
Бывший заключённый, а теперь проповедник двигает фондовый рынок Индонезии через Instagram Бывший заключённый, а теперь проповедник двигает фондовый рынок Индонезии через Instagram

Джаман Нурчотиб Мансур отсидел в молодости в тюрьме, а теперь управляет активами

VC.RU
Аномальная погода в России: чего ждать и к чему готовиться Аномальная погода в России: чего ждать и к чему готовиться

Может ли жара быть следствием глобального потепления?

Playboy
10 способов комфортно переносить жару 10 способов комфортно переносить жару

Десять научно-подтвержденных способов избежать перегрева

РБК
Какой должна быть мощность хорошего триммера для травы? Какой должна быть мощность хорошего триммера для травы?

Какой мощности триммера для травы вам будет достаточно?

CHIP
«Девушка, вы издеваетесь?»: как Анна Семенович и другие звезды скандалили в ЦУМе «Девушка, вы издеваетесь?»: как Анна Семенович и другие звезды скандалили в ЦУМе

Некоторых звезд возмутил сервис в ЦУМе

Cosmopolitan
Почему животные могут распознать количество объектов, но не могут их сосчитать Почему животные могут распознать количество объектов, но не могут их сосчитать

Не только люди могут воспринимать количественную информацию

Популярная механика
Языковой барьер: как преодолеть все трудности и стать «своим среди чужих» Языковой барьер: как преодолеть все трудности и стать «своим среди чужих»

Недостаток мотивации и другие трудности на пути к общению с иностранцами

Популярная механика
Любовные сцены и «Оскар»: удивительные факты о фильме «Москва слезам не верит» Любовные сцены и «Оскар»: удивительные факты о фильме «Москва слезам не верит»

Судьбоносная картина режиссера Владимира Меньшова — «Москва слезам не верит»

Cosmopolitan
4 факта: почему растительные белки все-таки полезнее животных 4 факта: почему растительные белки все-таки полезнее животных

Почему нужно больше употреблять растительную пищу?

Популярная механика
«Давайте отрежем еще»: как пластический хирург выявляет непринятие себя у пациента «Давайте отрежем еще»: как пластический хирург выявляет непринятие себя у пациента

Дисморфофобия — навязчивое желание человека изменить свое тело

Psychologies
От «Красной жары» до «Черной вдовы»: как менялись русские герои в западном кино От «Красной жары» до «Черной вдовы»: как менялись русские герои в западном кино

Как менялись персонажи из России в массовой культуре в течение последних 70 лет

Forbes
«Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых «Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых

Фильмы и сериалы, где важной для сюжета локацией становилась дача

Cosmopolitan
Открыть в приложении