Интервью с директором ГМИИ им. Пушкина Мариной Лошак

ForbesРепортаж

«Традиции меценатов благополучно продолжаются»: директор Пушкинского музея Марина Лошак — о запрете выставок, финансовом кризисе и жизни после локдауна

О том, что происходит в ГМИИ им. Пушкина, пока он закрыт, и что нас ждет после выхода из локдауна, директор музея Марина Лошак, которая 22 ноября отмечает юбилей, рассказала в интервью Forbes Woman

Яна Жиляева

Марина Лошак Фото Натальи Чернохатовой / URA.RU / ТАСС

Марина Лошак восьмой год возглавляет ГМИИ им. А. С. Пушкина, Пушкинский, как называют его в просторечии. За это время современное искусство прочно прописалось на главной выставочной оси центрального здания музея, появилось новое направление «Пушкинский XXI», началась работа по составлению коллекции медиаискусства, музей активно вошел в соцсети, создал «Пушкинский Youth», флешмобом заселивший окрестные особняки, и начал возводить «Музейный городок», проект задуманный еще предыдущим директором Пушкинского, Ириной Александровной Антоновой, работающей в музее уже 75 лет. Накануне своего дня рождения Марина Лошак рассказала Forbes Woman, как меняется Пушкинский в XXI веке.

— Что вы почувствовали, когда шли сегодня в свой кабинет по безлюдному пространству музея?

— Глубже прочувствовала его сущность.

— Изменит ли ее пандемия? Восемь лет назад, в честь 100-летия ГМИИ им. А.С. Пушкина, когда открылась выставка «Воображаемый музей» многие критики писали, что нет смысла мечтать о том, чтоб собрать лучшую коллекцию в мире, что в XXI веке новая стратегия развития музеев – это интенсивный выставочный обмен. Но теперь обмены прекратились. Как вы считаете, мировые выставки-блокбастеров закончились навсегда? Так же как мир уже отказался от каршеринга, а общественный транспорт, арендованные квартиры — теперь зоны повышенного риска, удел маргиналов. Как действовать музеям в ситуации, когда индивидуальное, локальное, капсульное пространство становится самым важным?

— Думаю, это все временно. Пока трудно прогнозировать, какие изменения нас ждут. По своей природе человечество быстро забывает уроки прошлого. Не сомневаюсь, что пандемия, безусловно, тоже забудется. Но благодаря этой ситуации художники, как и все творческие люди, смогут создать новые концепции. Что касается нашего пространства, я не уверена, что мы будем и дальше жить по принципу: мой дом – моя крепость. Я знакома с поколением совсем молодых людей, для которых дом – это в первую очередь сообщество близких, любимых людей. Сейчас, рассуждая о том, какова, например, роль и задача Пушкинского музея в регионах, (с присоединением сети ГЦСИ мы теперь шире, чем просто большой московский музей) понимаю, что это отнюдь не стены, а нечто больше. Это концентрированная энергия, которая соединяет нас с теми людьми, которые хотят получить наш опыт, атмосферу, мировоззрение. Компания этих людей – и есть наш дом. Мы сейчас много об этом рассуждаем, и приходим к выводу: дом шире, чем просто пространство внутри стен. Хорошую атмосферу можно создавать в самых разных пространствах. Было бы с кем, и было бы кому ее создавать.

«Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. А.С. Пушкина / Фото Стояна Васева / ТАСС

— Как сейчас развивается музей?

— Я внимательно слежу за процессом, пока рано говорить о том, что выставки стали принципиально иными. Когда музеи откроются, будут по-прежнему проходить выставки, а блокбастеры путешествовать по миру. Зрительские предпочтения все те же: ожидание яркого, мощного, сильного впечатления. Интеллектуальные выставки почти не путешествуют. Возможно, их в будущем оценит поколение, выросшее на виртуальной коммуникации, те, кто привык самостоятельно искать нестандартные решения. Как мне кажется, именно им будут нужны выставки-концепции, которые подают неожиданные социокультурные сигналы.

А выставки шедевров в далеком будущем, как мне кажется, перестанут быть остро востребованными, такими массовыми. То есть знакомство с особо ценным предметом искусства перейдет в категорию долгожданного и труднодосягаемого. Не все зрители захотят или будут готовы пойти на этот контакт. Потому что возможности, которые дают новые технологии, позволяют в огромной степени замещать впечатления от оригинала. Огорчает ли меня это? Да, огорчает. Но я предполагаю, что желание почувствовать энергию подлинного, если и не будет массовым, как сейчас, то всегда будет определенный круг людей, которым это важно. Так же как, я уверена, в будущем бумажной книги, как бы ни развивались сейчас электронные форматы. Невозможно ими заменить тактильность бумаги или атмосферу пространства, в центре которого находится произведение искусства. Эти переживания не из области информации.

В тоже время работа с музейными знаниями должна приобрести более актуальный оттенок, стать более глубокой, более осмысленной. Вообще, точечный подход, локальность интересов – тренд сегодняшнего времени, который в будущем усилится. Уже сейчас, в том числе в пространстве интернета, Пушкинский музей перестал быть одним из немногих учреждений, куда люди стремились исключительно за знаниями об искусстве. Мы по-прежнему сильны в этой области, и наш уникальный опыт, наработанный материал трудно переоценить. Но мы понимаем, что надо придумывать новые, точечные, локальные подходы внутри этого важного поля.

— Верно ли, что за время карантина музею больше всего пригождается опыт образовательных, просветительских программ? И сегодня, платные образовательные программы составляют значительную часть бюджета ГМИИ им. А.С. Пушкина?

— Да, безусловно. Доходы от образовательно-просветительской деятельности приносят 15-20% внебюджетных поступлений в музей. Например, наш проект «Пушкинский.Youth», задуманный еще до пандемии, помог нам сориентироваться в этом турбулентном времени и ребята сами во многом придумали, как организовать виртуальную жизнь. Но все-таки, наши проекты, придуманные до карантина, предполагают не только виртуальность, но прежде всего присутствие в музее. У нас, кроме «Пушкинского.Youth», много всего. Около 3000 человек образовываются только в «Мусейоне». И изостудия, где дети соединяют свои новые знания с творческой рефлексией. Рисуют, лепят, делают эстампы, – выражают свои впечатления от увиденного, узнанного. А есть еще «Беседы об искусстве», куда дети ходят два раза в неделю, слушают лекции, глубже изучают музей. Есть Клуб юных искусствоведов (КЮИ) для подростков, куда многие из участников готовы ходить хоть пять раз в неделю. Они, по сути, живут внутри музея. И наконец-то, упомянутый ранее «Пушкинский.Youth», который вырос из этой жизни и стал сейчас полем для наших экспериментов с участием прекрасных, умных, интеллигентных, очень хороших людей. Не хочу называть их детьми, они уже вполне взрослые люди от 14 до 21 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров

Бизнес-портфель Селены Гомес, главные активы и точки роста

Forbes
Уличная мода, коллаборации и хайп – три кита современно­й моды Уличная мода, коллаборации и хайп – три кита современно­й моды

Интервью с японским дизайнером-гением Хироси Фудзивара

GQ
Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма

История Мехрана Насери — иранца, который так и не смог покинуть зону ожидания

ТехИнсайдер
Жесткая конкуренция Жесткая конкуренция

История медиавойны между Playboy и его амбициозным подражателем

Playboy
Команда соперников Команда соперников

Политический гений Авраама Линкольна

kiozk originals
Дарья Мороз: “За четыре года я стала другим человеком” Дарья Мороз: “За четыре года я стала другим человеком”

Дарья Мороз и стереотипы — две несовместимые вещи

Psychologies
Прическа за одну минуту: 10 крутых идей для эффектного пучка Прическа за одну минуту: 10 крутых идей для эффектного пучка

10 эффектных идей, которые помогут разнообразить твои бьюти-образы.

Cosmopolitan
Дыхательная гимнастика Стрельниковой: упражнения, эффективность, отзывы Дыхательная гимнастика Стрельниковой: упражнения, эффективность, отзывы

Разбираемся, что такое дыхательная гимнастика Стрельниковой и кому она полезна

РБК
В чем заключаются причины дислексии. Отрывок из книги Марианны Вулф В чем заключаются причины дислексии. Отрывок из книги Марианны Вулф

Отрывок из книги Марианны Вулф «Пруст и кальмар: Нейробиология чтения»

СНОБ
Что делает город городом? Фрагмент новой книги директора лондонского Музея дизайна и историка архитектуры Деяна Суджича Что делает город городом? Фрагмент новой книги директора лондонского Музея дизайна и историка архитектуры Деяна Суджича

В книге «Язык городов» Деян Суджич обращается к фундаментальному понятию города

Esquire
7 книг для поддержания эмоциональной стабильности 7 книг для поддержания эмоциональной стабильности

Книги, которые помогут пережить испытания и продолжить идти вперед

РБК
Северное слияние Северное слияние

История романтического трансфера из Риги в Нью-Йорк

Tatler
Блеф, ложь и венчур: как инвесторы и стартаперы обманывают друг друга Блеф, ложь и венчур: как инвесторы и стартаперы обманывают друг друга

В венчурном бизнесе недостаточно просто говорить правду

Inc.
8 типичных ошибок при выборе белья, которые ты хоть раз совершала 8 типичных ошибок при выборе белья, которые ты хоть раз совершала

Нижнее белье нужно подбирать с умом

Cosmopolitan
Софья Эрнст: «При встрече с сильным соперником думаю, как превратить его в соратника» Софья Эрнст: «При встрече с сильным соперником думаю, как превратить его в соратника»

Софья Эрнст рассказала, как обычно реагирует на появление сильного соперника

Grazia
Метель времени: сериал «Перевал Дятлова» как выдающийся экскурс в советское прошлое Метель времени: сериал «Перевал Дятлова» как выдающийся экскурс в советское прошлое

Что сокрыто в сюжете сериала «Перевала Дятлова»

Esquire
Матери площади Мая Матери площади Мая

Как матери исчезнувших оппозиционеров организовали акцию бессрочного протеста

Дилетант
Правила доверительных отношений Правила доверительных отношений

Главный принцип воспитания — не врать ни себе, ни ребенку

СНОБ
Playmate 2020 Playmate 2020

Полуфинал конкурса на самую горячую девушку по версии Playboy

Playboy
Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли

Кира Найтли — одна из самых молодых претенденток на «Оскар»

Cosmopolitan
«Музыка — эмоция, текст — информация»: большое интервью Ромео Кастеллуччи «Музыка — эмоция, текст — информация»: большое интервью Ромео Кастеллуччи

Ромео Кастеллуччи рассказал о своих правилах жизни на оперной сцене

Школа Masters
Еще 7 брендов General Motors, которых больше не существует Еще 7 брендов General Motors, которых больше не существует

Вспоминаем, какими марками владела GM раньше: часть 2

Популярная механика
Посты в соцсетях помогли пересчитать британских валлаби Посты в соцсетях помогли пересчитать британских валлаби

В некоторых частях Великобритании валлаби начали размножаться в дикой природе

N+1
Главные ошибки, которые совершают компании, перешедшие на удаленку Главные ошибки, которые совершают компании, перешедшие на удаленку

Далеко не все компании смогли грамотно перевести работников в удаленный формат

Playboy
Как питаться, чтобы оставаться энергичным на протяжении всего дня: 4 главных правила Как питаться, чтобы оставаться энергичным на протяжении всего дня: 4 главных правила

4 правила питания без срывов на фастфуд и сладкое

Playboy
Роман Супер: «Эдуард Успенский – по сути панк» Роман Супер: «Эдуард Успенский – по сути панк»

Разговор с автором документального фильма об Эдуарде Успенском

GQ
Суверенная электроника: зачем России производство наночипов Суверенная электроника: зачем России производство наночипов

За последние десять лет в России научились делать новые типы микросхем

Inc.
От наркотиков к признанию: крутые рэперы, которые начали путь с криминала От наркотиков к признанию: крутые рэперы, которые начали путь с криминала

Рэперы, сумевшие выбраться из нищеты и криминальных гетто в большой шоу-бизнес

Cosmopolitan
Стильная женщина: что это значит и как ей стать Стильная женщина: что это значит и как ей стать

Что скрывается под определением "стильная женщина"

Cosmopolitan
Осознанное питание: как есть всё, что хочешь, и не толстеть Осознанное питание: как есть всё, что хочешь, и не толстеть

Рассказываем, как научиться слушать свое тело и есть всё, что захочется

Cosmopolitan
Открыть в приложении